Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Скованные одной сетью

7 апреля Рунету исполнилось 20 лет

Зачатки посконной, доморощенной компьютерной сети возникли еще в СССР. Первая неуклюжая попытка ее создания состоялась еще в 1989 году сотрудниками московского кооператива «Интерфейс», который работал в то время при Московском институте им. Курчатова. Уже в следующем, 1990 году был зарегистрирован первый советский домен .su и появилась первая в стране компьютерная сеть — «Релком», объединяющая 30 организаций. Через четыре года родился Рунет, название которого состоит из доменного имени .ru и постфикса net («сеть). Термин вошел в употребление стихийно, его авторство приписывается Раффи Асланбекову, ведущему первые русскоязычные сетевые колонки.

1994: национальный до­мен .ru зарегистрирован для Россиийской Федерации. Администратором домена стало созданное при Курчатовском институте учреждение РосНИИИРОС.

1995: создан первый веб-сайт офлайнового СМИ — «Учительской газеты». Впервые в сети публикуются промежуточные результаты выборов депутатов Государственной Думы РФ.

1996: в Санкт-Петербурге появилось первое интернет-кафе — ресторан «Тетрис». Началась реализация программы «Университетские центры России». За пять лет к Интернету были подключены университеты в 33 регионах станы. В Рунете впервые была размещена оплаченная реклама. Компанией «Стэк» и разработчиком Дмитрием Крюковым была создана и запущена первая российская поисковая система Rambler.

1997: появилась новая поисковая система «Яндекс», производящая поиск на основе морфологического анализа.

1998: осужден первый российский хакер Владимир Левин, который посредством взлома похитил у нью-йорского «Сити-банка» почти 4 млн долларов. Открылся первый в Рунете интернет-магазин Ozon.ru. Прошла первая интернет-конференция президента России. Борис Ельцин обратился к аудитории приветствием: «Добрый день, граждане интернетовцы!». Родилась почтовая служба mail.ru — один из самых удачных проектов Рунета.

1999: создана первая ежедневная интернет-газета «Газета.ru». Открыта «Лента. ru» — один из крупнейших новостных сайтов России и Европы. Опубликована первая запись на русском языке в LiveJournal — считается, что так родился русский «ЖЖ».

2000: предпринята первая неудачная попытка государственного регулирования Рунета путем обязательства лицензирования сайтов.

2001: стартовала русскоязычная Википедия. Принят закон об электронной цифровой подписи, которая в электронных документах признается равнозначной подписи на бумажных носителях.

2002: на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова открыта специализация «Интернет-журналистика». Дистанционное образование законодательно уравнено в правах с очным образованием.

2003: вышло постановление, обязующее все органы власти создать сайты и регулярно размещать информацию о своей деятельности.

2004: проведена первая церемония «Премия Рунета».

2005: запущен проект Freelance.ru — сайт по поиску удаленной работы и сотрудников в России и СНГ. Сегодня это крупнейшая он-лайн — биржа труда. В сети появился «Мой круг» — первая российская социальная сеть, направленная на установление деловых контактов между людьми.

2006: создана социальная сеть «Одноклассники», через 8 месяцев основана социальная сеть «Вконтакте», которая через 2 года станет самым популярным сайтом в Рунете. Сегодня «Вконтакте» на 20 месте по популярности в мире.

2007: проект Golden WiFi признан крупнейшей беспроводной сетью в мире.

2008: инициировано создание русскоязычного домена .рф.

2009: началось активное внедрение стандартов 3G и 4G.

2010: Yota официально запустила сеть LTE в России.

2011: Россия заняла первое место в Европе по числу интернет-пользователей.

2012: начал работу Единый реестр запрещенных сайтов.

2013: русский язык стал вторым по популярности в интернете. Один из мировых лидеров в сфере платежей и переводов средств через интернет PayPal начал работать с рублевыми переводами.

2014: по некоторым данным сегодня Рунет используют 67 млн пользователей. 93 % — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Наиболее востребованная услуга — поиск информации, 77 % операционных систем мобильного рунета — Android.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ САЙТА ТПУ В 2012 году Презентационный сайт ТПУ стал призером рейтинга Рунета, заняв третье место в номинации «Некоммерческие и госорганизации». На места в рейтинге претендовали более тысячи сайтов. Также сайт Национального исследовательского Томского политехнического университета занял третье место в номинации «Лучшая интернет-страница на английском языке» конкурса самопрезентаций вузов — участников QS-APPLE Creative Awards.

Начальную версию сайта ТПУ разработали сотрудники ГИУ в 1996 году. Это была первая, но, к сожалению, не слишком удачная попытка представления информации о ТПУ в Интернете. Через 4 года профессором ТПУ А. Дульзоном поднят вопрос о создании отдельной структуры, поддерживающей сайт. Так в университете появился отдел развития веб-ресурсов. В 2001-м, опираясь на опыт ведущих вузов страны и мира, была выпущена «пилотная» версия сайта ТПУ. В 2002–2006 гг. tpu.ru существует на русском, английском, немецком, французском, чешском и китайском языках. В 2006-м появляется сайт для абитуриентов, а в 2007–2009 гг. — корпоративный портал для студентов и сотрудников вуза. 5 марта 2009 г. в университете возникла новая структура — Управление коммуникационной политики, в задачи которого входила разработка нового сайта ТПУ, который появился в университете «под занавес» 2011 г.

Лилия Кирьянова, начальник Управления коммуникационной политики ТПУ:
— Стремительно развиваются не только интернет-технологии, но и пользователи сети. Он становится моложе, избирательней и требовательней. Меняются предпочтения и восприятие информации, следовательно, меняются сами сайты. Собственно, поэтому какое-то время назад у нас появилась новая версия tpu.ru. Так случилось, что мы не переделывали старый сайт, а создали новый, со своими целями и задачами. Первая — максимальная обновляемость, связанная с большим новостным потоком.

Вторая особенность — глубокая интегрированность с социальными сетями. Сам по себе сайт сегодня уже не является полноценным носителем контента. Фактически это лишь площадка приземления пользователей, которые приходят с других ресурсов, в первую очередь из социальных сетей. В век новых медиа включенность в общий процесс — основа глобальной коммуникации. Это подтверждает и постоянное увеличение посещаемости сайта. Топ-5 стран, пользователи которых наиболее частые гости на tpu.ru: Россия, Казахстан, Кения, Германия, Украина. Топ-5 городов: Томск, Новосибирск, Омск, Москва, Кемерово. Каждый месяц мы фиксируем прирост некорпоративных пользователей, сегодня это более половины пользователей сайта. Также значительно выросло число тех, кто листает наши страницы на мобильных устройствах. Сегодня не только сама информация меняется стремительными темпами, но и требования к ее изложению. Чтобы быть в тренде подачи контента, уметь преподнести его не только объективно, понятно, но и «вкусно», нужно не следовать тенденциям, а во многом предугадывать их. С точки зрения usability* сайта самые полезные в плане опыта продукты крупных IT-корпораций, которые фактически задают моду: например, появилась новая windows — появились так называемые «плиточные» сайты. Не менее важен контент сайта и манера подачи информации, которая зависит от специфики. В этом случае ориентиром для нас являются сайты ведущих университетов мира. Причем американские и азиатские сайты отличаются принципиально, прежде всего языком распространения. Если в Азии обязательны двуязычные версии сайтов, на государственном и английском языке, то США, как правило, имеют лишь одну версию — на английском языке. Предполагается, что языкового барьера для пользователей нет, они не делят аудиторию по этому признаку. Есть разница и в том, что именно хотят видеть на сайте образовательного учреждения пользователи разных стран. Так как мы находимся между Европой и Азией, для нас задача сделать сайт доступным еще более сложна: требуется не дву-, а трехязыч­ные версии: на русском, английском и китайском языках. Кроме этого, мы планируем еще глубже интегрировать корпоративный сайт с социальными сетями, сам контент будет определяться пользователями социальных сетей. Он станет более ориентированным, причем должна отметить, что у нашего пользователя довольно высокие требования к подаче и качеству информации, поэтому планка достаточно высока.

* англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность».