Международная деятельность: основные достижения и предложения для развития
К 2020 году все преподаватели и научный состав Томского политехнического университета должны владеть английским языком, 60 % из них должны поучаствовать в академической мобильности, а к управлению вузом должны быть привлечены не менее 30 зарубежных специалистов, имеющих опыт работы в ведущих университетах. Такие задачи вуз поставил перед собой на ближайшие годы, чтобы выполнить программу повышения конкурентоспособности ТПУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2020 гг.
Международная деятельность в Томском политехническом университете становится одним из наиболее приоритетных направлений развития. О том, что было сделано на этом поприще в 2013 году и чего еще только предстоит достичь, на Ученом совете рассказал проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ Александр Чучалин.
Международные эксперты
Одним из важных достижений стало создание Международного научного совета ТПУ, который возглавил Нобелевский лауреат Дан Шехтман. В 2013 году ученый подписал трудовой договор с университетом. Главная задача Международного совета — экспертиза и координация направлений научно-инновационного развития университета и содействие интернационализации его научно-инновационной деятельности. Совет будет состоять из ведущих мировых ученых, которые будут давать экспертную оценку всех крупных проектов ТПУ, консультировать ученых и продвигать бренд университета за границей.
ТПУ в мировых рейтингах
и международных организациях Университет входит в 12 международных организаций и в 2013 году включен в еще одну — Ассоциацию технических университетов России и Китая (АТУРК). И членство в них ТПУ использует для усиления качества образования и интернационализации вуза.
В прошлом году две ассоциации — CLUSTER и CESAER — поддержали несколько программ ТПУ. Это стипендия «International PLUS» для программ академических обменов студентами, программа по привлечению иностранных преподавателей на работу в ТПУ и программа «постдоков».
А в рамках реализации в университете концепции CDIO в 2013 году развернулась масштабная модернизация образовательных программ подготовки бакалавров. Университет разработал проекты учебных планов пилотных программ, которые предусматривают реализацию междисциплинарных командных проектов студентов.
Вместе со Сколковским институтом науки и технологий «CDIO Академия» Томских политех разработали сетевую программу дополонительного образования «Применение концепции CDIO в инженерном образовании». Успешно реализуется программа повышения квалификации руководителей и профессорско-преподавательского состава российских вузов в области применения концепции CDIO.
Международные образовательные программы
В 2013 году в ТПУ реализовались 18 совместных программ, в том числе 11 Double Degree программ с вузами Европы — Университетом Хериот-Ватт, Берлинским и Мюнхенским техническими университетами, Университетом Орлеана, Ньюкаслским университетом и другими. Кроме того, у вуза две совместные программы «двойного диплома» с пятью вузами Казахстана и двумя вузами КНР. Всего по этим программам в прошлом году обучались 226 российских и иностранных студентов.
Помимо этого Томский политехнический университет занялся внедрением уникальных и востребованных образовательных программ мирового уровня. В 2014 году введены уже четыре таких программы. Это и программы уровня «двойной диплом», реализуемые совместно с ведущими зарубежными университетами, и сетевые программы, реализуемые совместно с университетами, научными организациями и промышленными компаниями-лидерами. Предполагается, что по этим программам будут готовить штучных специалистов в тех отраслях, где сейчас есть нехватка хороших специалистов.
Владение английским языком
Как известно, к 2020 году все преподаватели и научные сотрудники ТПУ должны владеть английским языком. Это поможет в совершенствовании планирования международной деятельности и повышении эффективности зарубежных командировок. Сейчас университет пытается оценить, насколько большая предстоит работа. Для этого вуз проводит мониторинг самооценки профессорско-преподавательского состава ТПУ на предмет знания иностранного языка. На сегодня в анкетировании уже приняли участие 933 человека, 34 % из них владеют английским или немецким языками не ниже уровня B2. К концу года тестирование охватит весь профессорско-преподавательский состав и студентов.
Тестирование по иностранному языку в формате единого прогресс-теста прошли 1387 студентов второго курса, из них 44 % сдали тест на уровень «выше общего среднего по ТПУ», 32 % набрали более 50 баллов из 100 возможных.
Контракты и академическая мобильность
Всего вуз заключил 216 международных договоров и контрактов, из них 40 — в прошлом году. При этом 12 договоров — с университетами, входящими в TOP-500. Реализовались 16 Dоublе Dеgrее магистерских программ и 2 Dоublе Dеgrее программы на уровне бакалавриата, где обучалось 226 российских и иностранных студентов. 455 сотрудников ТПУ выезжали за рубеж на стажировку, обучение, чтение лекций, для проведения научной работы и участия в конференциях, симпозиумах и выставках. В рамках международной академической мобильности 508 студентов ТПУ прошли обучение (практику) в 149 университетах и компаниях 27 стран мира.
К учебно-научному процессу в ТПУ привлечены 96 иностранных специалистов, с 16-ю из них заключены гражданско-правовые договоры. В университете обучались 983 иностранных студента и слушателя из 40 стран дальнего зарубежья и 2439 иностранных студентов из 8-ми стран ближнего зарубежья (21 % контингента студентов очной формы обучения). 125 студентов из 32 университетов-партнеров 12 стран прошли обучение (практику) в ТПУ. Десять иностранцев из Вьетнама, Ирана, Таиланда и Казахстана в ТПУ защитили кандидатские диссертации.
Участие в международных программах
В 2013 году ТПУ реализует сразу четыре проекта в рамках программы TEMPUS. Первая — международная магистерская программа «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла продукта», координатором которой выступает Университет прикладных наук Йоаннеум (Австрия).
Второй проект называется «Прикладные вычисления в технике и науке», его координатор — Венский технический университет (Австрия). Третий проект — «Онлайн система обеспечения качества программ обучения», координатор — Университет Генуи (Италия). И четвертый проект — «Сеть региональных центров по туризму», координатор — Университет Ольборга (Дания).
Также ТПУ ведет три совместных проекта с вузами Германии и Латвии по программе FP7 и один проект с Техническим университетом Дрездена по ERASMUS Mundus.
Среди задач на 2014 год — внедрение стандартов CDIO дополнительно в пяти программах бакалавриата, организация международной аккредитации двух образовательных программ в АВЕТ (США) и ASIIN (Германия) и еще восьми программ по стандартам EUR-ACE. Кроме того, политехники должны заключить минимум по три договора о сотудничестве с университетами, входящими в TOP-500 и университетами стран БРИКС — Индии и Китая.
Лилия Кирьянова,
начальник Управления коммуникационной политики ТПУ:
— ТПУ – один из лидеров по интернационализации среди российских вузов. Согласно Национальному рейтингу университетов, представленному Интерфаксом, мы находимся на 8-м месте по этому показателю среди российских вузов. Мы были одними из первых, кто в начале 2000-х начали делать DD-программы, выигрывать международные гранты, отправлять студентов и сотрудников за рубеж и пр. Однако то, что несколько лет назад было передовым, уже норма для многих.
Владимир Вавилов,
заведующий лабораторией тепловых методов контроля ТПУ:
— Гиперцель формулируется весьма кратко, и поэтому ясна каждому. Но для ее достижения нужно решать блоки задач. Я выскажу ряд соображений.
Например, для работы с пулом экспертов недостаточно единичных информационных инъекций — нужна непрерывная обработка субъектов. Нужно рассылать экспертам некий дайджест, бюллетень, мини-«За кадры», держать их в напряжении, чтобы не забывали о существовании ТПУ.
Дальше пресловутый блок «Английский язык». В советское время надо было читать. Еще недавно акцент делали на разговорную речь и чтение лекций. Сейчас надо учиться писать статьи так, чтобы их брали серьезные журналы. Полагаться на языковые кафедры и переводные агентства нельзя.
Блок, который я назвал бы Вестернизация образования. Когда будет так, что приехавший профессор, студент будут чувствовать себя у нас, как в западном кампусе. Когда названия автобусных остановок будут на английском. В связи с этим я бы вспомнил институт интернатуры.
Моисей водил еврейский народ 40 лет по пустыне, прежде чем они достигли земли обетованной. Не хочу сравнивать ТПУ с еврейским народом, а уважаемого Петра Савельевича с Моисеем, но у нас нет времени ждать смены поколения.