Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Будущее инженерного образования обсудили в ТПУ

В рамках форума «U-Novus» в актовом зале ТПУ состоялся круглый стол «Воспроизводство инженерных кадров в России: проблемы и перспективы» с участием представителей Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Круглый стол с ведущими экспертами России был призван выделить основные принципы и вехи «дорожной карты» развития системы подготовки и воспроизводства инженеров.

Обсуждались вопросы, связанные с экспертной оценкой состояния системы воспроизводства инженерных кадров и ее соответствия задачам развития экономики страны: вузы, профессиональные ассоциации, компании, государство. Также участники круглого стола обсудили определение проблемного поля и «точек роста» развития системы, приоритеты развития работы с молодежью на производстве и попытались выяснить — чем могут помочь в развитии воспроизводства инженерных кадров объединения молодых ученых, инженеров и преподавателей.

По итогам заседания участники пришли к выводу, что сегодня наблюдается катастрофическая ситуация по обучению физике в школе и крайне неблагоприятная ситуация по обучению математике. Для решения этих проблем было внесено предложение провести переаттестацию всех учителей физики, более серьезно подойти к подготовке учителей физики, химии, математики в педагогических вузах. И главное — увеличить количество часов на изучение физики в школе.

Второй не менее насущной проблемой стала ситуация, при которой преподаватели, готовящие инженеров, сами плохо знают современное производство. Обсудив актуальные вопросы на круглом столе, было принято решение сделать обязательным прохождение повышения квалификации на производственном предприятии преподавателей выпускающих кафедр по инженерным направлениям подготовки не реже, чем 1 раз в 5 лет.

В свою очередь, предприятия не имеют заинтересованности в процессе подготовки инженеров, в тесном сотрудничестве с вузами. По мнению участников круглого стола, необходимо ввести систему индикаторов и показателей для предприятий по участию в образовательном процессе.

Кстати, сегодня начинает более активно развиваться система базовых кафедр предприятий в вузах. Идея хорошая, но по факту реализуется очень формально. Участники круглого стола предложили серьезно подойти к вопросу разработки положения о базовой кафедре, системе формальных критериев, критериев оценки деятельности и контролем за деятельностью.

При этом с внедрением базовых кафедр начинают уходить в прошлое филиалы кафедр вуза на предприятиях, когда на предприятиях ведутся практические и лабораторные занятия, осуществляются производственные практики. По мнению большинства участников, следует продолжить развитие системы филиалов кафедр на предприятиях.

Также, по оценке экспертов, сегодня сложилась непростая ситуация, при которой на инженерные направления подготовки поступают далеко не лучшие абитуриенты. С другой стороны, на предприятиях есть острая нехватка рабочих кадров. Решением этого вопроса может стать новая правовая база для перевода неуспевающих студентов уровня ВПО (высшего профессионального образования) на уровень СПО (среднего профессионального образования) по результатам промежуточной аттестации без потери отсрочки от службы вооруженных силах.

В завершение круглого стола эксперты подняли тему создания военных кафедр в технических вузах. Дело в том, что после вуза специалист направляется на службу в армию и теряет квалификацию, а также связь с предприятием. Решить этот вопрос может организация военных кафедр при технических вузах.

В целом участники заседания дали высокую оценку качеству инженерного образования в ТПУ.

Томск находится в лидерах развития инженерного образования

Томский опыт организации и развития инженерного образования, соответствующего современным условиям, является одним из лучших в стране. Так считает заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, принимавшая участие в форуме молодых ученых U-NOVUS.

«Томский политехнический университет — один из лидеров в новом понимании инженерного образования: междисциплинарного, межведомственного. Это опыт номер один в России», — сказала Людмила Огородова, выступая в пресс-центре форума.

Замминистра подчеркнула, что сегодня необходимо создавать задел кадров на прорывных направлениях развития науки и техники, причем заказ на подготовку таких специалистов должен появляться как можно раньше.

«Недавние исследования выявили, что в России не готовят, например, генных инженеров и биоинженеров. Мы можем получить специалиста минимум через 5-6 лет, которые необходимы на обучение в вузе, а на деле этот срок еще больше. Значит, нужно уже сегодня заниматься подготовкой кадров, которые потребуются завтра», — пояснила Людмила Огородова. Она также отметила, что сейчас понятие «инженер» стало значительно шире, чем раньше: инженеры нужны в самых разных сферах, включая медицину и биомедицину.

Кроме того, Людмила Огородова сообщила, что в стране будет создаваться сеть отраслевых центров прогнозирования с использованием возможностей технологических платформ. Задача таких центров — вести постоянный научно-технологический мониторинг на прорывных направлениях.

Заместитель министра образования и науки высоко оценила идею проведения в Томске форума молодых ученых U-NOVUS. «Подобные форумы должны способствовать нахождению молодых людей с инженерной мыслью. Чем больше будет таких мероприятий, тем больше будет стартапов. Чем больше стартапов, тем быстрее наша экономика будет развиваться по инновационному пути», — сказала Людмила Огородова.