Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Встреча с легендой

ТПУ посетил известный космонавт Сергей Крикалев

Летчика-космонавта, Героя Советского Союза, Героя России Сергея Крикалева ждали в Томском политехническом университете еще в мае прошлого года, когда проходил инновационный форум «Innovus». Однако, чего не случилось тогда случилось в рамках другого форума «U-NOVUS». Легендарный космонавт встретился с руководством университета и прочитал лекцию студентам вуза.

— Перед вами редкий человек — представил космонавта ректор ТПУ Петр Чубик. — Шесть полетов в космос — это рекорд по количеству полетов среди советских и российских космонавтов, 803 дня в невесомости, восемь выходов в открытый космос — более 41 часа, космический фотохудожник, мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Воспользуйтесь возможностью послушать и задать вопрос. Таких людей на планете мало.

И политехники воспользовались такой редкой возможностью и не отпускали высокого гостя в течение почти 2 часов. Их интересовали самые разные аспекты отрасли: будущее российского космоса и амбициозные планы постройки в 2020 году базы на Луне, пережитые гостем чрезвычайные ситуации, секреты фотосъёмки в безвоздушном пространстве, бытовые подробности жизни в космосе.

Не думая, как дышать

— После возвращения с орбиты в комфорт, многие вещи начинаешь ценить по-другому, в отличие от людей, которые никогда не выходили из дому. Ведь на Земле можно просто сидеть, не думая, как дышать – и это большое благо, — отметил космонавт.

Доучиваться приходится в космосе

— Если обратить внимание на хронику большинства полетов, то сможете заметить, что как правило экипажи формируются таким образом, чтобы один космонавт был опытный, а другой неопытный. Потому что как бы ты не учился на Земле, все равно придется доучиваться в космосе. Опытный товарищ является тем самым необходимым элементом увеличения надежности экипажа.

Создание нового космического корабля и строительство базы на Луне

— К созданию базы на Луне отношусь положительно, однако дату ее постройки, определенную 2020 годом, считаю малореалистичной. Более того, на мой взгляд, сейчас существуют более интересные проекты, одним из которых является создание нового космического корабля. Он должен прийти на смену нашему прославленному «Союзу». Я думаю, что новый корабль должен стать больше, с увеличенным летным ресурсом, то есть летать чаще, позволит возвращать больше грузов и летать космонавтам, специализирующихся на разных функциях: пилот, исследователь, медик и т. д.

О перспективах инженерного труда

— Многое зависит от того, какие задачи вы перед собой ставите, — напутствовал молодежь Сергей Константинович. — Если кто-то хочет двигаться в направлении космонавтики, нужно понимать, что эта сфера шире, чем конкретные люди, которые летают в космос, это огромная отрасль, где очень востребован инженерный труд. А значит, нужно проявлять интерес, не стоять на месте, ставить перед собой правильные задачи.

— Если говорить о космонавтах, то сегодня он вынужден быть многостаночником и совмещать множество специализаций, — рассказал Сергей Крикалев. Жизнь показала, что на данном этапе развития космонавтики именно инженеры более востребованы в этом направлении, чем какие-либо другие узкие специалисты.

О тишине в космосе

— Есть достаточно распространенный миф, что космонавты живут на орбите в полной тишине. На самом деле, там достаточно шумно. И причина этого шума большое количество вентиляторов, необходимы для охлаждения блоков и систем жизнеобеспечения.???Уровень шума можно сравнить с гулом в метро или когда летишь на самолете. Подобная «нетишина» не очень приятна для космонавтов, более того, уже выявлено, что длительное пребывание на станции может привести к осложнениям со слухом. Однако гораздо хуже, когда наступает та самая тишина, и ты понимаешь, что это выключились вентиляторы, от которых все зависит на станции. Вот здесь уже становится не по себе и начинаешь думать, сколько тебе осталось и что делать…

О курьезных случаях в космосе

— Прилетел на станцию в очередной раз корабль с грузом. Когда-то раньше из него сразу выгружали весь груз, однако с годами количество всевозможного оборудования на станции стало больше, поэтому теперь прилетевший корабль уже использовался как склад. Ведь он не сразу улетает, а остается пристыкованным какое-то время, пока не будет готов к отлету старый экипаж. По мере необходимости привезенное оборудование начинает перебрасываться на станцию, а использованное, соответственно, на корабль. На Земле стараются укладывать груз так, чтобы самое нужное было ближе, однако по полетным характеристикам это не всегда удается. Поэтому зачастую приходится прокладывать ходы к грузу и постепенно образуются своеобразные норы: в один из дней мне пришло задание достать оборудование, которое как раз было прикреплено в самом конце «норы». Обычно, если мы планируем работать длительное время в замкнутом пространстве, то проводим туда систему вентиляции. Иначе может случиться так, что попадешь в «мешок», где нет воздуха, хотя на станции его хоть отбавляй.

В этот раз я посчитал, что времени, для того чтобы пробраться к грузу, открепить крепления и вернуться, не понадобится более 5–7 минут. Однако добравшись до груза и взяв его, я испытал большие трудности с поиском обратного пути, так как проход узкий — не развернуться и нельзя подтянуть ноги. Начал соображать, что мой товарищ хватится меня не раньше чем через минут 40 (так как работает по своей программе), а найдет в лучшем случае через час . А воздуха в этом замкнутом пространстве явно на это время не хватало. Поэтому вспомнил старую байку бывалых космонавтов, что надо вдыхать с одной стороны, а выдыхать в другую, чтобы уменьшит расход кислорода. Благодаря этому упражнению и своей стрессоустойчивости через минут 20 мне удалось выбраться самостоятельно.

Подарок от ТПУ

Перед лекцией Сергей Крикалев встретился с ректором ТПУ Петром Чубиком. Петр Савельевич рассказал гостю об истории политехнического университета, о его настоящем и планах на будущее. Нужно отметить, что беседа была очень живой. Космонавт сам задавал много вопросов и вспоминал годы своей учебы по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов» в «Военмехе», обсудил вклад политехников Миля и Камова в авиационное развитие страны, подумал вместе с руководством вуза, как можно было бы привлечь молодежь к своей отрасли. Ректор посвятил космонавта в политехники — подарил ему именной паспорт ТПУ, золотой вензель вуза и портрет гостя, изготовленный на деревянном панно в лаборатории лазерных технологий ТПУ.