Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Делаем то, за что другие не берутся

Выпускник ТПУ Александр Савков о родном вузе и гуманных разработках

Этой осенью СМИ взорвались информацией об искусственном мясе и его разработчиках из «Очаковского комбината пищевых ингредиентов». Как оказалось, возглавляет комбинат выпускник Томского политеха Александр Савков. Нас не могло не заинтересовать, как инженер с дипломом по специальности «электрооборудование летательных аппаратов» занялся экологическими разработками. Политехник с удовольствием ответил на наши вопросы

— Расскажите почему вы выбрали ТПУ и именно эту специальность?

— Я выбирал между факультетом вычислительной техники и факультетом автоматики и электромеханики. Преподаватель Виталий Петрович Петрович «сосватал» меня на кафедру электрооборудования летательных аппаратов, рассказывая, что это интересная и сложная специальность, «голубая кровь» вуза. Я поддался на его агитацию и пошел учиться на ФаЭМ.

— Как бы вы охарактеризовали свои студенческие годы? Что вам запомнилось особо?

— Это очень интересное время. Помню, в нашей комнате в общежитии была традиция — на скорость решать интегралы. Наш преподаватель по высшей математике Любовь Алексеевна Шатурная восхищалась нами, потому что у всей группы был высокий балл по ее дисциплине. Также я активно участвовал в жизни факультета, был начальником отряда правопорядка общежития и занимался научной работой со Львом Кирилловичем Бурулько. Когда я учился, Томский политех вступил в европейскую научную ассоциацию, в честь чего проводилась первая научно-практическая конференция молодых ученых. На ней я представил свой научный проект «Регулируемый электропривод насосной станции» и занял 1-е место. Помню, сижу на лекции и тут в аудиторию забегают декан, проректор по учебной части и мой научный руководитель. Кричат: «Ты занял первое место!» и по очереди жмут мне руку. А еще яркое воспоминание?— второе место на олимпиаде по экономике в вузе и шестое по Сибири. Я вошел в десятку лучших в этой олимпиаде по России и меня награждал Борис Ефимович Немцов. До сих пор общаюсь с одногруппниками, мы все реализовались в жизни. В университете нам дали хорошие знания. Помню, однажды Вадим Федорович Караушев сказал, что преподаватели учат нас учиться. Тогда мы смеялись над этим. Но теперь я понимаю, о чем он.

— Знания, которые вам дал университет, помогают в вашей работе?

— Безусловно, мне всегда помогала математика. Считаю, что нет такой науки — экономики, есть математика и ее разновидность. Она во многом выигрышнее. Я понял это, когда получал второе высшее. Например, когда я нашел свою первую работу в Москве, математика помогла мне получить дополнительную должность в научном отделе.

— У вас два высших образования?

— Да, окончил экстерном экономический факультет ТПУ в 2000-м году. Только диплом не получил. Второе высшее было платным, на тот момент у меня, к сожалению, не было денег оплатить его. На экономику пошел после успехов на олимпиадах. У меня были почти все пятерки, несколько четверок. Помню, пришел сдавать бухучет и аудит, а преподаватель ставит мне три. Я, конечно, начал просить ее не портить мне красный диплом. В итоге она поставила четыре, но только после того, как взяла с меня обещание, что я никогда не буду работать бухгалтером (смеется).

— Получается, вы окончили специальность, связанную с летательными аппаратами, однако работаете в совсем другой сфере.

— Я выпустился в 2000 году. Это был тяжелый период, во многом было непонятно, как будет развиваться страна. Надо было обеспечивать себя, и я уехал в Москву по приглашению компании, которая, как оказалось позже, уже прикрылась. Остался без денег, жилья и работы. У меня просто не было времени подумать или выбирать, чем бы я хотел заниматься. Надо было хвататься за первую возможность. Когда я попал в пищевую промышленность, то понял, что эта сфера экономики будет существовать всегда, потому что люди всегда будут хотеть есть. А процесс создания еды или чего-либо еще мне всегда был интересен. Считаю, что кормить людей — это самое прекрасное, что только может быть. Выбрал для себя специальность мельника, она, на мой взгляд, очень благородная и существует с древних времен. Занимаюсь ей уже 11 лет, и по сей день мне все в ней нравится.

— Уже многие журналисты спрашивали у вас про исследование по созданию искусственного мяса…

— Их было 28 (смеется). Наш сотрудник по работе с прессой ведет учет. Последними у нас были Reuters, которые будут делать материалы сразу для нескольких американских изданий, и одна китайская компания с охватом аудитории в три миллиарда. Они будут делать информационный контент для Индии и Китая.

А искусственное мясо — это вполне логичное продолжение того, чем я занимаюсь, — ингредиенты для мясной промышленности. Я был на многих мясокомбинатах, ходил по щиколотку в крови и видел, как ежедневно убивают животных. В основе идеи создания культивируемого мяса стояла задача гуманного отношения к животным. Всю свою работу над пищевыми ингредиентами я построил на том, чтобы сменить мясо-сырье. У нас в лаборатории работают два вегетарианца, которые говорят, что как только работа над культивируемым мясом закончится,? они будут есть только его. Я, к сожалению, не являюсь вегетарианцем, но очень хочу, чтобы животных перестали убивать.

— Помогает ли кто-то с инвестициями?

— Нет, я реализую проект исключительно на свои средства. Но одному его не вытащить, он слишком глобален. Для создания коммерческого продукта нужны крупные инвестиции — примерно миллиард рублей. И пока помощь предлагают только из США. Но я не хочу осуществлять проект совместно с американцами. Хочу, чтобы наша страна была в области биотехнологий и тканевой инженерии одной из первых в мире. О проекте мы начали рассказывать только сейчас потому, что до этого он был безрезультативен. Я думаю, что российские компании и соратники заинтересуются. Только когда это произойдет и на сколько они будут готовы поддержать проект, пока непонятно. Сейчас в искусственное мясо никто толком не верит.

— Несмотря на то, что уже есть результаты? Почему?

— Это новые биотехнологии, зародившиеся, кстати, в России. Их родоначальник — Александр Николаевич Несмеянов, создавший в 50-е годы прошлого века при МГУ институт элементоорганических соединений. Он верил, что за подобными продуктами будущее. А в 1956 году американцы выпустили первый патент на мясо, в основе изготовления которого — параметры научной работы россиянина. Но для современного человека эти технологии тканной инженерии находятся за гранью. Она, по сути, организовалась относительно недавно и в большей степени для медицинских целей. Наша задача?— адаптировать ее, в частности, под мясопереработку. Первое искусственное мясо создала голландская компания «Мономит» в 2013 году. Сейчас мы замечаем, что в тех исследованиях было много фейка. Так что технология по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Она, конечно, будет развиваться и станет индустрией. Вопрос в том — доживу ли я до этого момента.

— Что необходимо сделать, чтобы воплотить это?

— Работать по 16 часов в сутки?— тогда будет результат. Я настроен на него. Помимо этих исследований в планах изучение растительных клеточных технологий. Южная Корея, например, уже делает культивированную алоэ-вера массу, которую использует в косметике. Можно сделать манго или любой другой фрукт, который в условиях России невозможно вырастить. Алоэ-вера — наш первый шаг в этом направлении. Сейчас мы активно ищем специалиста по растительным тканям. Помимо всего прочего я планирую создавать гиалуроновую кислоту.

— Наполеоновские планы, а откуда время и силы на все это?

— Нет ни того, ни другого. Но есть желание и стремление, оно всегда было. Весь наш штат сосредоточен на работе. Компания маленькая, многие выполняют несколько обязанностей одновременно. Но в этом наша сила. Поэтому журнал Forbs написал про нас в 2013 году. Мы делаем то, за что другие не берутся. Помню, говорил нашим коллегам, что буду делать рисовую муку, а они надо мной смеялись. Сейчас никого из них нет на рынке. А мы продолжаем работать и делаем вид муки, который производят всего три компании в мире, — кукурузную. Ее мы поставляем в McDonald’s.

— Что бы вы пожелали студентам ТПУ?

— Много учиться и работать, если они хотят добиться успеха. Не бояться ответственности и трудностей, они делают из нас личностей. У меня трудностей было немало, и из каждой я старался выходить с полезным для себя навыком. Например, однажды у меня полностью сгорело предприятие. Это был крупный 8-часовой пожар. Помню, как бегал в каске между пожарными, предлагал им денег — лишь бы потушили. В итоге единственное потушенное здание было моим. Еще важно понимать, что свои проблемы нужно решать самостоятельно, тебе, кроме тебя самого, никто не поможет.

Беседовала Елена Медведева