Экология, рациональное потребление и предпринимательство
Ежегодно ТПУ принимает в свою семью ярких и полных новых идей первокурсников. Среди них есть будущие нобелевские лауреаты, светила науки и как минимум один действующий предприниматель. Хотя студенту 1-го курса Школы инженерного предпринимательства Евгению Вышегородцеву, о котором идет речь, претит такой статус. Его интернет-магазину экологических сумок и мешочков «Econix» чуть больше полугода, но он уже зарекомендовал себя в городском пространстве. Корреспондент газеты поговорил с Евгением о страхах, планах на будущее и том, как университет помогает ему во всем этом
— Почему ты поступил в Томский политех?
— С середины 10-го класса я понял, что хочу сдавать физику. Но заниматься какой-то технической деятельностью мне не хотелось. Я поискал факультеты и вузы в Томске и по России и понял, что ничего лучше Школы инженерного предпринимательства ТПУ нет.
— Ожидание и реальность обучения в ТПУ: что совпало для тебя, а что нет?
— Совпало почти все. Я хотел дружную группу и компаньонов — встретил людей, с которыми мы хорошо сработались и с которыми будем сотрудничать и за пределами университета. Педагогический состав очень хороший, преподают с энтузиазмом.
— Как ты придумал идею своего магазина?
— Я лежал в больнице — времени куча — смотрел видео на YouTube и наткнулся на одного блогера, который рассказывал, что сейчас с экологией в стране и мире. Это вдохновило меня. Когда вышел из больницы, решил обсудить с мамой, которая работает в сфере текстильного бизнеса, идею продажи натуральной текстильной продукции. Мы долго разговаривали и пришли к тому, что, если на следующее утро я не передумаю, будем реализовывать. Спустя ночь я придумал название и логотип, мы купили ткани и через 2-3 дня у меня была первая пробная модель. А дальше месяц подготовки к открытию.
— С какими трудностями ты столкнулся на этапе планирования своего дела?
— Самой большой сложностью было переступить страх коммуникации с другими людьми. Еще три или четыре года назад я боялся подойти к продавцам-консультантам в магазине. А потерять деньги, открывая магазин, я абсолютно не боялся. Они не так важны. Ведь в любом случае я получу опыт.
— Сейчас твой проект находится исключительно в Интернете?
— Да, он в сети. Для того чтобы создать себе офлайн-точку, нужна как минимум регистрация в ФНС и как максимум большое количество денег, чтобы сделать все качественно.
— А кто шьет изделия для магазина?
— Сотрудники цеха моей мамы. Я являюсь обычным клиентом, даю указания что хочу получить, а они отшивают пробный вариант, который мы в дальнейшем утверждаем и отправляем в пошив.
— Кто-нибудь в Томске занимается чем-то подобным?
— Да. Есть люди, которые шьют шоперы для масс, следуя моде. Есть другие, которые делают то же самое, что и мы, но дешевле. Но меня не интересует низший ценовой сегмент. Потому что я хочу делать то, чем я сам бы пользовался.
— Как думаешь, твоя аудитория покупает вещь или идею?
— Все вместе. Всегда есть возможность купить что-то дешевое в Интернете. Но люди готовы отдавать в три раза больше денег за покупку идеи и качественной вещи.
— Насколько это актуально у покупателей?
— Если рассматривать рынок как волну, то сейчас мы находимся на середине до гребня волны. Идет подъем рынка. В ближайшие полгода он дойдет до пика. Сейчас шопер можно купить за 50 р. в Ленте или за 150 р. в H&M. Скоро их станет слишком много, и они перестанут цениться. В Томске, может, еще год эта волна интереса сохранится, а в Москве через полгода никому это будет не нужно.
— Какие планы на магазин в связи с этими прогнозами?
— Думаю оставить самые продаваемые модели и ввести новую продукцию. Может быть, займусь бытовыми текстильными вещами из натуральных материалов. Допустим, пледами. В магазине постельного белья стандартный льняной набор стоит 12 тысяч. Но это уже другая целевая аудитория. Сейчас мы работаем с покупателями от 17 до 30. И, очевидно, они не готовы отдавать, предположим, 5 тысяч за плед.
— Не рентабельно. Что думаешь делать?
— Самым правильным ходом будет закрыться. Сейчас у магазина есть определенная стратегия, связанная с экологией и продвижением идеи рационального потребления. Не хочу уходить от нее и делать, условно, посуду. Хотя это актуально. Сейчас все крафтовые вещи будут актуальны, потому что рынок перенасыщен типовыми продуктами. Но я не особо разочаруюсь, даже если магазин придется закрыть прямо сейчас. Он перестал приносить мне опыт.
— Что ты имеешь в виду под опытом?
— Мне важно, чтобы меня узнавали благодаря качественной продукции и отношению к своему делу. Это не про одобрение в обществе, а, скорее, про поиск новых связей. Я жажду опыта! Моя главная цель – самореализоваться на столько, на сколько это возможно.
— То есть ты не исключаешь вероятности, что уйдешь от темы экологии?
— Я определенно в ней останусь. В плане экологии я не фанатик, который высчитывает количество потребляемого пластика или отказывается от него совсем. Просто живу по принципу «мир во всем мире» и никакого вреда планете.
— Твои одногруппники заинтересовались идеей твоего магазина? Может, захотели присоединиться?
— Иногда они по-доброму подшучивают надо мной, когда я говорю не брать лишнюю пластиковую бутылку или заставляю выкинуть мусор. Ко мне прислушиваются. По крайней мере, не было ни одного человека, который сказал, что я занимаюсь ерундой. Но стать партнерами мне пока никто не предлагал.
— Как думаешь, возможны ли совместные проекты с одногруппниками?
— Уверен, что да. Я уже начал побуждать людей к тому, чтобы задумываться об экологии. В ближайшее время у нас будет организация мероприятий. И, я думаю, какое-нибудь событие на тему экологии мы точно сделаем.
— Знания, которые тебе дали в университете, помогают тебе в ведении твоего проекта?
— Они начинают помогать в жизни. Благодаря учебе и общению с преподавателями, я стал лучше понимать себя, свои слабые и сильные стороны. Знакомые заметили, что моя речь стала поставленной, я стал более открытым и больше общаюсь с людьми.
— Тебя и бренд уже узнают?
— Многие люди, заинтересованные в рациональном потреблении или хотя бы банальной сортировке мусора, начинают узнавать.
— Какие знаковые даты для проекта ты можешь отметить?
— В июне был фестиваль «Лимонад», организованный «Balance project», на котором мы представляли свою продукцию. Еще одно знаковое событие?— участие на TEDx. Там я рассказывал об идее рационального потребления и магазине. Друзья после выступления сказали, что публика была удивлена тем, что мне всего 17 лет (смеется).
— До создания магазина ты занимался экологией?
— Нет, только мусор дома сортировал. Это мне привила мама три года назад. Впоследствии я переплюнул ее и стал следить за сортировкой мусора тщательнее. Но сейчас у меня идет отток активности в плане переработки.
— То есть тебя просто подхватила идея экологии в какой-то момент? Не боишься «перегореть» ей?
— Когда идея вдохновляет, я стараюсь реализовать ее по максимуму. Но в какой-то момент перегораю и больше не хочу ей заниматься. Это в моей жизни проявляется во всем. Был период, когда я увлекался апельсинами и делал из них все: от сока до варенья. Но потом произошло перенасыщение, и я перестал есть апельсины вообще. Думаю, так произойдет и с этим проектом.
— Ты позиционируешь себя как предприниматель?
— Мне не нравится слово «предприниматель». В моем представлении это взрослые люди с официально оформленным бизнесом и большим количеством денег для развития. У меня же юношеский проект. То, что я кого-то удивляю, — удивляет меня! Но ведь это обычное занятие. Есть множество историй про ребят моего возраста, которые зарабатывают миллионы. Может быть, для владельца своего дела мне не так много лет. Но зато я мудрее и опытнее сверстников.
— Какой минимальный набор качеств нужен для открытия своего дела?
— Одно из самых важных качеств — обязательность. Считаю, что пока человек будет делать так, как хотел бы, чтобы делали для него, все будет хорошо. Еще важно не ставить во главу угла деньги, опыт важнее. Заработать всегда успеете. Еще совет: когда есть возможность нечестно заработать лишнего — не ведитесь.
Беседовала Елена Медведева