Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Два политеха

Студентка ТПУ об учебе в крупнейшем техвузе Италии

Более 400 студентов Томского политеха (ТПУ) ежегодно проходят практику в зарубежных вузах. Так, магистрантка Алена Завьялова в 2019 году провела семестр в Миланском политехническом университете (Италия). В интервью РИА Томск она рассказала, чем отличаются образовательные подходы двух политехов и какие технологии используют итальянские лекторы. Миланский политехнический университет (Politecnico di Milano) считается крупнейшим техвузом Италии. По информации открытых источников, в нем обучаются около 40 тысяч студентов. В 2019 году вуз занял 16-е место в мире среди технических университетов по рейтингу Top Universities, составленному Times Higher Education

Из вуза в вуз

«Технический вуз в Италии — это технологии буквально во всем. Например, на лекциях преподаватель использует определенные приложения для смартфона, чтобы отметить явку студентов или провести какой-то быстрый опрос по теме лекции. С одной стороны, это элемент игры, с другой — очень удобный инструмент для нашей работы», — рассказывает Алена.

Идея познакомиться лично с зарубежным образованием пришла к томичке, когда она еще не была студенткой ТПУ. «О возможности учиться за границей я узнала от друзей, которые учились в политехе. Это был 2018 год, и я тогда только-только закончила бакалавриат другого томского вуза. В сентябре поступила в магистратуру Томского политеха, после чего обратилась в его центр по работе со студентами, где мне дали полную информацию о возможных практиках и стажировках», — объясняет девушка.

Дорога в Италию оказалась долгой. Магистрантка Школы инженерного предпринимательства (Алена поступила на направление «Инженерное предпринимательство») собирала нужные документы в течение нескольких месяцев. Студенческий, например, надо было перевести на итальянский язык и заверить у нотариуса. Когда все документы были готовы, начался процесс получения визы.

«Сотрудники ТПУ активно помогали разобраться в сложном процессе подачи документов, подготовиться к поездке и т. д. Кроме того, вуз выделил для меня стипендию на обучение за рубежом. В итоге в феврале мой самолет приземлился в Милане — я стала томско-миланской студенткой», — вспоминает Завьялова. Миланский политех не требует от иностранных студентов знания итальянского языка.

Достаточно свободно владеть английским — он и стал ключом, открывшим Алене дверь в интернациональную команду вуза.

Образование с итальянским акцентом

«Изначально я подавала документы на обучение в Риме, а потом передумала и поступила в Милан. Немного волновалась, что сделала неправильный выбор. Мне казалось, что кроме Дуомо (кафедральный собор, расположенный в историческом центре Милана) здесь мало на что можно посмотреть. Сейчас понимаю, что заблуждалась. Милан — удивительный город!», — рассказывает студентка. Знакомство с городом и Миланским техническим вузом началось с так называемой «welcome week».

«Мне назначили Baddy — итальянца, который учится в университете и показывает его конкретному студенту. Он должен был помочь освоиться, узнать местные правила и т. д. Если честно, мой Baddy был немного пассивным. Я узнала больше о вузе от новых друзей, которых встретила в первые дни», — вспоминает томичка. Она добавляет, что всем новым студентам преподаватели вуза предложили курсы на выбор: «Я выбрала два: "Логистика" и "Лидерство и инновации". Если учесть, что я гуманитарий, а логистика — это расчеты и анализы, то для меня это довольно большая нагрузка. Было сложно, но интересно, в том числе благодаря тем самым технологиям во время лекций».

Практическая часть обучения состояла из подготовки проекта для конкретного заказчика. Группа, в которой числилась Алена, работала с компанией Adidas.

«Мы создавали решение, которое позволило бы компании войти на рынок киберспорта. Это спецзаказ для университета. Вообще многие известные компании сотрудничают с вузом. Например, Zara организовала для нас поездку на свои склады, чтобы показать, как работает логистика», — говорит Завьялова.

По ее мнению, образование в Миланском и Томском политехах отличаются организацией работы студентов: «Итальянский вуз больше ориентирован на самостоятельную работу.

Преподаватели работают с большой группой: они выкладывают материал, а мы сами разбираемся. По мне — это минус. В ТПУ, например, мы получаем индивидуальный подход. Как результат — нет пробелов в понимании тем лекций».

Студенческие будни

«В моей группе большая часть студентов — итальянцы. Они держались несколько обособленно от других. Поэтому я общалась в основном с приезжими. У нас сложилась дружная хорошая интернациональная команда», — говорит Алена. Перерывы между парами студентка проводила, как и в Томске, в аудиториях или в кафе: «Различие — я так и не нашла студенческую столовую. Вокруг, конечно, много кафе, но они достаточно дорогие. Идеальный вариант — найти свободную аудиторию, там поработать на ноутбуке и пообедать домашней едой. Аудитории всегда открыты, доступ свободный».

Пропускного режима в университете в целом не было, вход по карточкам — только в библиотеку. «Мне кажется, безопасность в этом смысле слабовата. Возможно, именно поэтому в вузе случаются кражи. Сумки, телефоны, ноутбуки — воруют все. Поэтому важно забирать с собой вещи из аудитории, даже если ты выходишь просто позвонить. В ТПУ мы привыкли к безопасности — бросили рюкзак в аудитории и пошли», — говорит студентка.

Домой с новым опытом

«Практика в зарубежном вузе — огромный шаг вперед. Это возможность стать частью интернационального коллектива студентов. Теперь у меня много идей, я хочу участвовать в международной работе в своем вузе, в ТПУ. Это также языковой опыт, коммуникационный. Это возможность завязать новые связи, которые пригодятся для учебы, науки и жизни в целом», — резюмирует студентка двух политехов.

Справка

В Томском политехническом университете действуют около 90 договоров с зарубежными вузами по программам академической мобильности. Наиболее популярные страны для стажировок среди политехников — Китай, Чехия, Германия. Оценки, полученные студентами в зарубежных вузах-партнерах, перезачитываются в ТПУ и в дальнейшем вносятся в приложение к диплому выпускника. Со своей стороны ТПУ ежегодно принимает на обучение по межвузовским договорам около 350 студентов из КНР, Казахстана, Германии, Индии и других стран. Наиболее популярные направления обучения для них — информатика и вычислительная техника, электроэнергетика и электротехника, программная инженерия, биотехнология, ядерные физика и технологии.

Помимо программы академической мобильности, политехники могут попасть на стажировку в зарубежный вуз по федеральным грантам. По данным на начало учебного года 2019/2020, сразу 10 политехников отправятся на стажировки в университеты Франции, Бельгии, Испании, Германии, Португалии, Китая, Чехии и Великобритании. Стипендия президента включает расходы на обучение, оформление визы, проезд до места обучения и обратно, проживание, медицинскую страховку и оплату местного транспорта. Стипендиаты получают возможность учиться от одного семестра до 10 месяцев.

Подготовила Элеонора Черная