Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Выдающийся инженер, вдова Бабеля

В июле этого года 110 лет исполнилось со дня рождения выпускницы Томского политеха Антонины Пирожковой

За 120-летнюю историю ТПУ на страницах газеты «Нью-Йорк Таймс» появилось три некролога, посвященных выпускникам и сотрудникам Томского политеха: в 1955-м — бывшему профессору ТТИ Павлу Павловичу Гудкову, в 1985-м — выпускнику ТТИ Николаю Николаевичу Урванцеву, и в 2010-м — выпускнице Сибирского технологического института Антонине Николаевне Пирожковой.

Антонина Пирожкова (1.07.1909 – 12.09.2010) – инженер-строитель, главный конструктор станций Московского метрополитена. Вдова и биограф советского писателя Исаака Бабеля, автора «Конармии» и «Одесских рассказов».

Российские газеты, узнавшие о ее смерти, последовавшей на 102-м году жизни в городе Сарасота, штат Флорида (США), дружно разразились серией статей, в которых Пирожкова называлась не иначе как «последней великой литературной вдовой». «Великими» величали вдов писателей, художников, творческих деятелей, которые после смерти своих мужей всю оставшуюся жизнь посвятили сохранению памяти о них. К Антонине Николаевне это почетное звание можно отнести без всяческих натяжек. После ареста Бабеля в 1939 году и расстрела в 1940-м (Пирожкова узнала о расстреле лишь в 1954 году), она больше не вышла замуж, ходатайствовала о реабилитации мужа, входила в состав комиссии по его литературному наследию, много сил отдала поиску материалов о жизни и творчестве писателя, изданию его полного собрания сочинений, составила несколько книг воспоминаний о нем. И лишь в самом конце жизни, когда ей было под девяносто лет, она сказала: «Все, с Бабелем закончено, я прожила свою интересную жизнь». И принялась писать книгу о своей собственной жизненной истории. Мемуары Антонины Николаевны Пирожковой «Я пытаюсь восстановить черты…» вышли в свет уже после ее смерти. И это получилось честное, насыщенное деталями и интересными фактами повествование о жизни человека, волею судьбы втянутого в самую пучину бурного водоворота событий XX века.

Для нас, конечно, наибольший интерес вызывают те страницы ее воспоминаний, которые относятся к годам ее учебы в Сибирском технологическом институте (ныне ТПУ), на инженерно-строительный факультет которого она, уроженка села Красный Яр Томской губернии, поступила в 1926 году.

Вот она описывает свои первые знакомства во время вступительных экзаменов в СТИ: «После первого экзамена по дороге домой ко мне присоединились два молодых человека, которые, как оказалось, снимали комнату на той же улице, где жила я… Первый назвался Мишей Милем (советский конструктор вертолетов Ми), а второй – Борисом Мироносицким… Мы сразу же подружились, вместе ходили на экзамены, вместе возвращались, а в свободное время ходили по Томску, рассматривая город, который был буквально наводнен студентами, они попадались повсюду». А вот ее мини-портреты некоторых преподавателей института.

«Преподавал математику профессор Шумилов, про которого рассказывали, что во времена военного коммунизма он, чтобы не умереть с голоду, нанялся извозчиком и подавал лошадь к ресторану, развозя богачей. Опаздывая на свою лекцию после ночной работы, он вбегал в аудиторию в одежде извозчика — в черной овчинной сборчатой шубе, подпоясанной красным кушаком. Взбежав на кафедру, сбрасывал с себя шубу и шапку на пол и сразу же начинал читать лекцию… Статику сооружений преподавал профессор Трапезников, читавший лекции не только на инженерно-строительном факультете, но и на механическом. Он был популярным человеком в институте, неизменно курил трубку с ароматно пахнущим табаком, и студенты его обожали… Курс железобетона преподавал профессор Николай Иванович Молотилов, полный пожилой человек с большим некрасивым носом и всегда красным лицом…».

Профессор Молотилов, как оказалось, во многом предопределил дальнейшую судьбу Антонины Пирожковой. Однажды во время лекции он спросил студентов, знает ли кто-нибудь немецкий язык. Руку подняла одна Пирожкова. Профессор попросил ее задержаться после лекции. «Я уже слышала о том, что Молотилов нанимает студентов для работы у себя на дому и платит им за каждый час работы. — пишет Антонина Пирожкова. — Было время нэпа, и профессор брал подряды на проектирование железобетонных конструкций для строительных организаций. Для выполнения работы он нанимал студентов старших курсов, обладающих знаниями по железобетону и статике сооружений». Пирожкову профессор попросил перевести с немецкого учебник по железобетону, разумеется, за хорошее вознаграждение. Так нуждающаяся в средствах студентках приобрела дополнительный заработок, а также новых друзей — среди тех, кто входил в «группу Молотилова» оказались Николай Никитин (советский архитектор, автор проекта Останкинской башни и высотного здания МГУ на Ленинских горах) со своим другом Аркадием Полянским. Они учились на курс старше Антонины и помогали профессору рассчитывать на прочность бетонные конструкции.

В биографической книге о Николае Васильевиче Никитине, ее автор Игорь Сорокин пишет, что будущий конструктор Останкинской телебашни был безумно влюблен в Пирожкову. Когда Антонину Николаевну прямо спросили об этом, она сказала: «Должна вас разочаровать — никакого "романа" с Николаем Никитиным у меня не было никогда. Были хорошие товарищеские отношения. Говорить же о том, что может быть он был безнадежно в меня влюблен... — тоже изрядная натяжка. Мне ведь, по крайней мере, ничего про это неизвестно...».

В книге Антонины Николаевны много других любопытных подробностей о жизни в Томске, особенностях учебы в институте, о его студентах и выпускниках, которые здесь мы не приводим из-за недостатка места. Важно то, что и для Никитина, и для Пирожковой Сибирский (Томский) технологический институт дал старт для дальнейшей профессиональной карьеры, которая приведет обоих к разным, но — все же вершинам. Антонина после окончания вуза окажется на Кузнецкстрое, проектирует цеха и производственные объекты металлургического завода. Затем ее пригласят в Москву, и она проектирует Магнитку, другие металлургические гиганты индустриализации, потом переходит в «Метропроект» и проектирует новые станции Московского метрополитена (ей принадлежит авторство в создании станций «Маяковская», «Арбатская», «Павелецкая», «Киевская», «Площадь Революции» и других). В 1932 году состоялось ее знакомство с Исааком Бабелем, перевернувшее ее жизнь. С 1934 года они вместе, в 1937 году у них рождается дочь Лидия, она знакомится со многими московскими знаменитостями — Эйзенштейном, Михоэлсом, Мейерхольдом, Эренбургом… А в 1939 году Бабеля арестуют…

Так и поделится ее жизнь на три неравные части: до Бабеля, с Бабелем и после Бабеля. Своего мужа она переживет на 70 лет. Безусловно, для всего мира Антонина Николаевна Пирожкова останется великой литературной вдовой, последней спутницей знаменитого писателя. Но на книжной полке ее трудов, помимо книг с воспоминаниями о Бабеле, своих собственных мемуаров, почетное место займет и ее учебник «Тоннели и метрополитены», выдержавший несколько переизданий. Она все-таки была не только женой литератора, но и инженером, выпускником Томского политехнического…

Информация взята из книги «Сто двадцать выдающихся политехников», вышедшей к 120-летию вуза. Изд-во ТПУ, 2016 год.