Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Сотрудничество необходимо

Многие помнят бум, охвативший нашу страну в 70-е годы: в СССР пришла компьютеризация...

И в 1976 году в ТИАСУРе (ныне ТУСУРе) под руководством ректора И.П.Чучалина и при непосредственном участии Б.Л.Аграновича зародилось направление \"Автоматизация учебного процесса на технологическом уровне\". За эти годы лаборатория, развивающая направление, успела перейти в Томский политехнический и прославить наш вуз своими разработками не только в стране, но и в мире. Сейчас она стала \"Отделом информатизации образования\" (ОИО), и об ее истории, достижениях и проблемах нам рассказывает заведующий ОИО, к.т.н. Ю.В. Карякин.

- В 1979 году сотрудники лаборатории приступили к разработке автоматизированной системы управления познавательной деятельностью студентов (АСУ ПДС) на основе обратной связи в поточной аудитории. Первая в мировой практике АСУ лекционного процесса была запущена в эксплуатацию 1 сентября 1983 года. Система включала в себя все классические элементы АСУ: информационное, математическое, методическое, организационное обеспечение, предоставляла пользователям информационные услуги в режиме реального времени и в отсроченном режиме. АСУ ПДС «Лекция» экспонировалась на ВДНХ СССР 1987 года и была отмечена четырьмя медалями – одной золотой, двумя серебряными и одной бронзовой.

Студенты приняли систему как полезный и результативный элемент вузовской технологии обучения. Вот, например, отзыв одной из студенток: «Плюсы \"тестированной программы\" - в том, что для самой себя я могу выявить, сколько знаю и правильно ли... С другой стороны, «тестированная программа» – это прогресс и достижение науки. И было бы очень хорошо, если бы во всем университете была такая техника\". Педагогическую эффективность автоматизированного управления ПДС подтвердила и серия экспериментов, прошедшая в 1985-1988 г.г. Экспертами выступали специалисты психологического факультета МГУ им. Ломоносова, и ими было зафиксировано: эффективность лекционного процесса увеличивалась на 22 процента.

В 1989 году в корпусе 8 сотрудники лаборатории построили три класса для организации учебной работы по технологии АСУ ПДС «Практическое занятие». И в течение всего лишь одного учебного года (1989-90) группой математиков был создан фонд автоматизированных учебных курсов (АУК) – более 50 штук. Все авторы, приступая к разработке, имели многолетний опыт чтения лекций в условиях АСУ ПДС, и только у них получились продукты, которые не только были приняты студентами сразу и навсегда, – одни до сих пор работают на оборудовании тех лет. Это была первая «проба пера» в части создания компьютерных обучающих программ интерактивного строя. Более развитые интерактивные учебные пособия появятся позже, но методологической базой тех и других является технология автоматизированного лекционного процесса. В 1996 году к столетию со дня основания университета была запущена в эксплуатацию в главном корпусе университета вторая версия АСУ ПДС. Наряду с поточной аудиторией с обратной связью (ауд.227) была оборудована электронными средствами информационного обслуживания лекции аудитория 209 и компьютерный класс (ауд.211). Это позволило, наряду с математикой, химией, физикой, обслуживать также дисциплины гуманитарного цикла и специальные технические. В этот же период коллективом отдела совместно с преподавателями кафедры высшей математики были созданы интерактивные электронные учебные пособия: «Линейная алгебра», «Векторная алгебра», «Аналитическая геометрия», «Введение в анализ». Они отмечены на многих представительных экспозициях регионального и российского уровня, к ним проявили деловой интерес зарубежные коллеги из Израиля, Канады, Австралии, Южной Кореи. Пособия используются во многих вузах региона.

К столетию со дня открытия ТПУ в ауд.204 главного корпуса была смонтирована третья версия АСУ ПДС. Здесь работают только те преподаватели, которые освоили технологию АСУ ПДС в непосредственном контакте и сотрудничестве с ее создателями. А весной этого года в ряду автоматизированных аудиторий появилось еще одна - 323 корпуса 8.

В течение последних двух лет мы участвовали в выставках и ярмарках различного уровня, наши экспонаты отмечены дипломом выставки-ярмарки УЧСИБ-2001, конкурса «Сибирские Афины», двумя дипломами выставки-презентации \"Золотые инновации России и стран СНГ\". Каталог электронных учебных пособий, разработанных в нашем университете, распространяется на выставках и других мероприятиях профилирующей направленности.

Но все ли так благополучно в деятельности информатизации образования в университете? Достаточна ли отдача от многолетних финансовых вложений в это направление, от напряженного труда увлеченных своим делом специалистов?

Обратимся к статистике: из 75 преподавателей, учебный процесс которых обслуживается сотрудниками ОИО в автоматизированных аудиториях, только 12 человек в какой то мере владеют научно-методическим арсеналом АСУ ПДС. Почему так мало? А очень просто: трудоемкость освоения технологии кратно превышает традиционную нагрузку учебной работы. И если раньше можно было найти энтузиастов на такую работу, то сейчас, в условиях рыночных отношений, высокопрофессиональные кадры зачастую делают выбор в пользу поддержания учебного процесса в других структурах и формах. Становится очевидным, что наибольшим тормозом для использования в учебном процессе университета продвинутых образовательных технологий является слабое стимулирование труда преподавателей, осваивающих эти технологии. В этой связи, наверное, стоит подумать о новых схемах встраивания деятельности ОИО в технологию работы университета. На сегодняшний день поиски таких новых схем начаты нами совместно с руководством ЕНМФ - мы имеем согласованную программу, ориентированную на вовлечение преподавателей факультета в освоение новых образовательных технологий, развитие этих технологий и повышение педагогической отдачи информатизации учебного процесса. А на ближайшем заседании деканов ТПУ наш отдел выйдет с предложением создать такие программы сотрудничества со всеми факультетами вуза. Нам также хотелось бы обратиться к преподавателям политехнического, не боящимся вводить инновации в свою деятельность, желающим повысить эффективность работы.

ОИО располагается в корпусе №8 ТПУ, ауд.322. Тел:415-420.