Многие помнят бум, охвативший нашу страну в 70-е годы: в СССР пришла компьютеризация...
И в 1976 году в ТИАСУРе (ныне ТУСУРе) под руководством ректора И.П.Чучалина
и при непосредственном участии Б.Л.Аграновича зародилось направление \"Автоматизация
учебного процесса на технологическом уровне\". За эти годы лаборатория, развивающая
направление, успела перейти в Томский политехнический и прославить наш вуз своими
разработками не только в стране, но и в мире. Сейчас она стала \"Отделом информатизации
образования\" (ОИО), и об ее истории, достижениях и проблемах нам рассказывает
заведующий ОИО, к.т.н. Ю.В. Карякин.
-
В 1979 году сотрудники лаборатории приступили к разработке автоматизированной
системы управления познавательной деятельностью студентов (АСУ ПДС) на основе
обратной связи в поточной аудитории. Первая в мировой практике АСУ лекционного
процесса была запущена в эксплуатацию 1 сентября 1983 года. Система включала
в себя все классические элементы АСУ: информационное, математическое, методическое,
организационное обеспечение, предоставляла пользователям информационные услуги
в режиме реального времени и в отсроченном режиме. АСУ ПДС «Лекция» экспонировалась
на ВДНХ СССР 1987 года и была отмечена четырьмя медалями – одной золотой, двумя
серебряными и одной бронзовой.
Студенты приняли систему как полезный и результативный элемент вузовской технологии
обучения. Вот, например, отзыв одной из студенток: «Плюсы \"тестированной программы\"
- в том, что для самой себя я могу выявить, сколько знаю и правильно ли... С
другой стороны, «тестированная программа» – это прогресс и достижение науки.
И было бы очень хорошо, если бы во всем университете была такая техника\". Педагогическую
эффективность автоматизированного управления ПДС подтвердила и серия экспериментов,
прошедшая в 1985-1988 г.г. Экспертами выступали специалисты психологического
факультета МГУ им. Ломоносова, и ими было зафиксировано: эффективность лекционного
процесса увеличивалась на 22 процента.
В 1989 году в корпусе 8 сотрудники лаборатории построили три класса для организации
учебной работы по технологии АСУ ПДС «Практическое занятие». И в течение всего
лишь одного учебного года (1989-90) группой математиков был создан фонд автоматизированных
учебных курсов (АУК) – более 50 штук. Все авторы, приступая к разработке, имели
многолетний опыт чтения лекций в условиях АСУ ПДС, и только у них получились
продукты, которые не только были приняты студентами сразу и навсегда, – одни
до сих пор работают на оборудовании тех лет. Это была первая «проба пера» в
части создания компьютерных обучающих программ интерактивного строя. Более развитые
интерактивные учебные пособия появятся позже, но методологической базой тех
и других является технология автоматизированного лекционного процесса. В 1996
году к столетию со дня основания университета была запущена в эксплуатацию в
главном корпусе университета вторая версия АСУ ПДС. Наряду с поточной аудиторией
с обратной связью (ауд.227) была оборудована электронными средствами информационного
обслуживания лекции аудитория 209 и компьютерный класс (ауд.211). Это позволило,
наряду с математикой, химией, физикой, обслуживать также дисциплины гуманитарного
цикла и специальные технические. В этот же период коллективом отдела совместно
с преподавателями кафедры высшей математики были созданы интерактивные электронные
учебные пособия: «Линейная алгебра», «Векторная алгебра», «Аналитическая геометрия»,
«Введение в анализ». Они отмечены на многих представительных экспозициях регионального
и российского уровня, к ним проявили деловой интерес зарубежные коллеги из Израиля,
Канады, Австралии, Южной Кореи. Пособия используются во многих вузах региона.
К столетию со дня открытия ТПУ в ауд.204 главного корпуса была смонтирована
третья версия АСУ ПДС. Здесь работают только те преподаватели, которые освоили
технологию АСУ ПДС в непосредственном контакте и сотрудничестве с ее создателями.
А весной этого года в ряду автоматизированных аудиторий появилось еще одна -
323 корпуса 8.
В течение последних двух лет мы участвовали в выставках и ярмарках различного
уровня, наши экспонаты отмечены дипломом выставки-ярмарки УЧСИБ-2001, конкурса
«Сибирские Афины», двумя дипломами выставки-презентации \"Золотые инновации России
и стран СНГ\". Каталог электронных учебных пособий, разработанных в нашем университете,
распространяется на выставках и других мероприятиях профилирующей направленности.
Но все ли так благополучно в деятельности информатизации образования в университете?
Достаточна ли отдача от многолетних финансовых вложений в это направление, от
напряженного труда увлеченных своим делом специалистов?
Обратимся к статистике: из 75 преподавателей, учебный процесс которых обслуживается
сотрудниками ОИО в автоматизированных аудиториях, только 12 человек в какой
то мере владеют научно-методическим арсеналом АСУ ПДС. Почему так мало? А очень
просто: трудоемкость освоения технологии кратно превышает традиционную нагрузку
учебной работы. И если раньше можно было найти энтузиастов на такую работу,
то сейчас, в условиях рыночных отношений, высокопрофессиональные кадры зачастую
делают выбор в пользу поддержания учебного процесса в других структурах и формах.
Становится очевидным, что наибольшим тормозом для использования в учебном процессе
университета продвинутых образовательных технологий является слабое стимулирование
труда преподавателей, осваивающих эти технологии. В этой связи, наверное, стоит
подумать о новых схемах встраивания деятельности ОИО в технологию работы университета.
На сегодняшний день поиски таких новых схем начаты нами совместно с руководством
ЕНМФ - мы имеем согласованную программу, ориентированную на вовлечение преподавателей
факультета в освоение новых образовательных технологий, развитие этих технологий
и повышение педагогической отдачи информатизации учебного процесса. А на ближайшем
заседании деканов ТПУ наш отдел выйдет с предложением создать такие программы
сотрудничества со всеми факультетами вуза. Нам также хотелось бы обратиться
к преподавателям политехнического, не боящимся вводить инновации в свою деятельность,
желающим повысить эффективность работы.
ОИО располагается в корпусе №8 ТПУ, ауд.322. Тел:415-420.