Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Дмитрий Сонькин: «Сначала — дело, потом — теория»

О науке и практике в создании информационных систем

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ ТОМСКА РАБОТАЕТ НА ТЕХНИЧЕСКОЙ «НАЧИНКЕ» ОТ ТОМСКИХ УЧЕНЫХ. МОБИЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ УЧЕТА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В 15 РЕГИОНАХ, — НА НЕЙ ЖЕ. КАК И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯМИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ТАКСИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. МАСШТАБ ВНЕДРЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И ЕЕ ЭФФЕКТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА ОКАЗАЛИСЬ ТАКОВЫ, ЧТО ПО ИТОГАМ 2014 ГОДА ЕЕ АВТОРЫ ПОЛУЧИЛИ ПРЕМИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. НАКАНУНЕ ПРОШЛО ЕЕ ВРУЧЕНИЕ В МОСКВЕ. ОДИН ИЗ ЧЛЕНОВ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТПУ ДМИТРИЙ СОНЬКИН, РАССКАЗАЛ О ТОМ, ЧТО В ИХ ИДЕЕ БЫЛО ПЕРВИЧНО — НАУЧНЫЙ ИНТЕРЕС ИЛИ КОММЕРЧЕСКИЙ.

Приехали!

Не будем долго сохранять интригу: изначально, в 2005–2007 годах, это были разрозненные системы, разрабатываемые в интересах конкретных заказчиков. Например, службы такси.

— Ключевая роль в формировании авторского коллектива принадлежит профессору ТПУ Николаю Маркову. Тогда никто не думал о научной значимости того, что делаем, — рассказывает Дмитрий. — Задачи решались чисто практические: как повысить оперативность выполнения заказа? Как контролировать состояние автомобилей на линии? Как своевременно передавать команды управления водителям? Как организовать эффективную обработку больших объемов данных?

Поиск конкретных технических решений логично переходил в теоретические исследования: как эта задача решается в мире? Что не устраивает в существующих подходах? Некоторые результаты работы стали в итоге темой сначала дипломных, а потом кандидатских работ молодежного коллектива. Например, свою диссертацию Дмитрий Сонькин защитил в 2010 году.

— Когда пытаешься что-то улучшить, модернизировать, так или иначе возникает научная новизна, — объясняет он. — Например, если заказчику нужно облегчить тяжелый материал, ученый вначале решает обычную инженерную задачу. А в итоге может появиться новый материал, произойти открытие.

В их случае было примерно то же: разработка, сделанная под утилитарные цели одной компании, оказалась столь эффективной и универсальной, что список отраслей внедрения разрастался стремительно. Городской пассажирский транспорт, лесное хозяйство, спецтранспорт МЧС, скорая помощь, командно-штабные машины силовиков…

— Мы придумали не просто способ контроля за подвижными объектами, чтобы смотреть, как машины передвигаются по карте и сколько ресурсов они расходуют, — подчеркивает Дмитрий. — Наши системы стали стыковаться с другими информационными системами, образовывая единые аппаратно-программные комплексы. Например, экономия ГСМ и контроль слива топлива — актуальная, но не самая главная задача для службы скорой помощи. Куда важнее оперативность, чтобы экипаж автомобиля мог в любой точке гарантированно получить сигнал от диспетчеров. К сожалению, качество голосового канала радиосвязи зачастую варьируется от плохого до очень плохого. Мы нашли способ устранить эту проблему, интегрировав нашу систему мониторинга с медицинской системой приема, обработки и распределения вызовов, что позволило реализовать автоматическую передачу вызовов (в текстовом формате) дежурным бригадам.

Наука всему голова

«Так вы ученые или практики?» — на этот вопрос Дмитрий Сонькин не может дать однозначного ответа.

— Когда разрабатываешь алгоритм, хочешь не хочешь, а ­смотришь — что сделано до тебя, как эта задача решается, почему не подходит стандартное решение и т.д. То есть занимаешься теорией. Чем выше задача, тем сложнее математические, алгоритмические, программные основы. В любом случае у нас всегда было так: сначала нужно определить итоговый результат, который должен быть получен, а уже потом ищешь способ, как это можно сделать, и только тут появляется наука. И в этом смысле я практик. Для меня быть ученым — это все же заниматься фундаментальной наукой. Когда человек, занимающийся ею, не всегда может понимать, куда это можно применить, и не знает, увидит ли он плоды своего труда при жизни…

Но популярные нынче споры о том, нужна ли вообще фундаментальная наука, Дмитрий считает безосновательными:

— Вот у вас коммуникатор есть? А возможно изобретение коммуникатора без фундаментальной науки?.. Долгое время она считалась наукой ради науки. Но когда технологии переросли определенный этап, фундаментальные знания стали полезны для производства. И бизнес это понимает. Если у нас основным инвестором здесь пока является государство, то за рубежом уже лет 20–25 технологические предприятия инвестируют серьезные средства в научные разработки. Они готовы пять лет финансировать изучение новых кристаллов, чтобы потом выпустить гибкий экран. Там очень хорошо работает патентная система, то есть бизнес уверен: интеллектуальная собственность защищена и будет приносить прибыль. Россия находится где-то на переходном этапе к этой модели…

«В информационных технологиях входной барьер низкий: для первичной реализации идеи нужен, по сути, лишь компьютер и Интернет. Но и конкуренция здесь бешеная: если ты вовремя не вывел идею на рынок, завтра появятся 20 таких же творцов, но уже способных привлечь нужные средства на ее реализацию, и опередят тебя, — говорит 29-летний Дмитрий Сонькин. И дает совет молодым ученым: — Если ты одиночка и что-то умеешь делать, делаешь это лучше, чем другие, то надо идти к сильным организациям, которые занимаются аналогичным видом деятельности, и предлагать свои услуги. Нужно с самого начала представлять, КОМУ может быть нужна твоя разработка и ГДЕ она реально применима».

Наука и практика в создании информационных систем неотделимы. Так, в 2009 году Дмитрий Сонькин два месяца провел в Арктике — члены экспедиции ГК «ИНКОМ» и кибернетического центра ТПУ внедряли на труднодоступных метеостанциях аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и доставки метеоинформации.

Премия Правительства получена по совокупности разработок в области навигационно-телекоммуникационных систем мониторинга и управления подвижными объектами. В авторском коллективе пять человек:

Николай Марков — руководитель работы, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой вычислительной техники ТПУ;

Дмитрий Сонькин — к.т.н., докторант, доцент кафедры информатики и проектирования систем ТПУ;

Тимур Газизов — к.т.н., директор Института прикладной информатики, доцент кафедры информатики ТГПУ

Александр Фадеев — к.т.н., заведующий кафед­рой автоматики и компьютерных систем ТПУ;

Александр Шемяков — к.т.н., заместитель проректора по научной работе Московского авиационного института, ассистент кафедры радиосистем управления и передачи информации МАИ.

Система мониторинга городского транспорта — пожалуй, самый заметный для обывателя плод трудов ученых — лауреатов премии Правительства. Любой желающий может отследить перемещение муниципальных автобусов, трамваев и троллейбусов онлайн — на сайте или в мобильном приложении. Также на остановках установлены электронные табло, которые прогнозируют прибытие транспорта. Идеологом внедрения был Александр Фадеев: из разработчиков — членов команды он в какой-то момент перешел в постановщика задач, возглавив Центр организации и контроля пассажироперевозок. Разница в соблюдении графика движения до и после разительная…

Елена Тайлашева,
газета «Томские новости»