Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Ценою жизни

К 110-летию со дня рождения Александра Кошурникова

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КОШУРНИКОВ — СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ, ИНЖЕНЕР, ИЗЫСКАТЕЛЬ, ВЫПУСКНИК ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА, ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВНЕС ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В ДЕЛО ПОБЕДЫ. АЛЕКСАНДР КОШУРНИКОВ — РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ, УЧАСТНИКИ КОТОРОЙ В 1942 ГОДУ ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБЛИ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКА РЕКИ КАЗЫР ПРИ РАЗРАБОТКЕ ВАЖНОЙ ДЛЯ СТРАНЫ ТРАССЫ АБАКАН–НИЖНЕУДИНСК.

Александр Кошурников родился 13 марта 1905 года в селе Харабли Астраханской губернии в семье строителя железных дорог. В 1913 году семья переехала в Томск. Здесь он окончил губернскую гимназию и поступил в Томский технологический институт на инженерно-строительный факультет, который окончил в 1930 году.

С 1930 года работал в Новосибирске в группе технических изысканий начальником партии технических изысканий железных дорог. В 1939 году стал проектным изыскателем новосибирского института Сибгипротранса. Вел поисковые работы на линиях Тайшет, Киренск, Новокузнецк–Абакан, Барнаул–Кулунда, Янаул–Шадринск и др.

С самого начала функционирования Транссибирской магистрали существовала проблема соединения ее с южными регионами Сибири. Особенно возросла эта необходимость в годы Великой Отечественной войны. Кошурников был назначен руководителем экспедиции по разработке трассы от Абакана до Нижнеудинска (будущего БАМа). Себе в помощники он пригласил двух геологов: Алексея Журавлева и Константина Стофато. Планировалось, что экспедиция выйдет на маршрут в сентябре, но дата отправления откладывалась, были большие проблемы со снаряжением. В октябре они выдвинулись в путь. Трасса оказалась крайне сложной: рано наступили холода. Пройдя от Верхней Гутары на оленях, через неделю они достигли Казыра. Дальше двинулись вниз по реке на плоту. Когда река начала замерзать, им приходилось проходить замерзшие участки берегом, а затем снова строить плот и плыть дальше. Так отряд прошел по реке 180 километров. Постоянно шел мокрый снег, не дававший возможности обсушиться. Изможденные и вымотанные участники экспедиции продолжали свой путь. Все это время Александр Михайлович вел инженерный дневник, оценивал местность, подробно описывал берега Казыра, его излучины и притоки, водную характеристику реки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы пород. Вот какую запись 31 октября сделал в своем дневнике Кошурников: «Дело плохо, очень плохо, продовольствие кончилось... Идти нельзя...

Осталось до жилья всего 52 километра, а настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем, заметно слабеем. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток...».

Последняя запись в дневнике: «3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну».

Пропавшую экспедицию искали с помощью самолета, снаряжали лыжные поисковые отряды. Только через год охотники нашли на берегу тело начальника экспедиции Алексея Михайловича в сорока восьми километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. Рядом с кустами, в воде на камнях, белел дневник Кошурникова, бесценный по зафиксированным в нем данным, потрясающий документ человеческой силы духа!

Исследования трассы продолжил помощник и ученик Кошурникова Евгений Павлович Алексеев, использовав результаты погибшей экспедиции. В 1959 году были уложены первые рельсы, а спустя шесть лет был сдан в эксплуатацию участок железной дороги Абакан–Тайшет длиной 646 км. Сотрудники Новосибирского проектного института были посмертно награждены: Александр Кошурников — орденом Ленина, Константин Стофато и Алексей Журавлев — орденами Трудового Красного Знамени. Их именами названы железнодорожные станции на дороге Абакан–Тайшет, горные вершины в Саянах и улицы сибирских городов.

Елена Паламарчук