Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Крылья для мультикоптера

Новые специалисты для авиационно-коcмического комплекса России

В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ТПУ ОТКРЫТ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ — «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ». ВПРОЧЕМ, НАБОР НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, НАЗВАНИЕ КОТОРОЙ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ С НАЗВАНИЕМ ОТКРЫВШЕГОСЯ ПРОФИЛЯ, В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ С 1959 ГОДА, НО В 90-Е ОНА БЫЛА ЗАКРЫТА. С 2014 ГОДА ЕЕ, ПО СУТИ, ВОЗРОДИЛИ НА БАЗЕ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И МАТЕРИАЛОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.

— Чтобы открыть профиль, пришлось проделать серьезный объем предварительной работы, — говорит заведующий кафедрой ЭКМ доктор технических наук, профессор Александр Гарганеев. — А именно: установить контакт с 73 предприятиями авиационно-космического комплекса России и даже пройти стажировку с полетом на боевом вертолете. Вопрос, который я задавал, звучал просто и понятно: «Поддержите организацию профиля?». И получал положительный ответ.

Встречи проходили на уровне первых руководителей и заместителей по персоналу на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации. Это ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», ОАО «Вертолеты России», ОКБ Сухого, Яковлева, ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара), ОАО «”Информационные спутниковые системы” имени академика М.Ф. Решетнева» (Железногорск) и т.д. C теми, кто поддержал идею политехников, в настоящий момент кафедра активно сотрудничает по наполнению лабораторий, на базе которых будет вестись практико-ориентированное обучение. В первую очередь речь о лабораториях систем электроснабжения и функциональных систем летательных аппаратов. По словам Александра Георгиевича, есть договоренности с предприятиями авиационно-космической отрасли о том, что они окажут помощь в оснащении спецоборудованием.

Параллельно на кафедре ЭКМ идет работа по организации целевого приема на направление «Электроэнергетика и электротехника». Кафедра ведет переговоры с такими компаниями, как ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», ОАО «Вертолеты России», ИСС, ОАО «НПЦ “Полюс”» (Томск) и другими.

Можно назвать это простым совпадением, но буквально две недели назад вышло Постановление Правительства РФ о целевой подготовке специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса. В нем Томский политехнический университет прописан, так сказать, отдельной строкой, в частности направление «Электроэнергетика и электротехника»: 13.03.02 — бакалавры; 13.04.02 — магистры. Кафедра ЭКМ сегодня единственная за Уралом, где ведется подготовка по профилям «Электрооборудование летательных аппаратов» и «Электроизоляционная и кабельная техника».

Стоит отметить, что новое поколение кафедры оценило перспективность этого направления и порядка 30 студентов первого курса уже вполне осознанно выбрали профиль «Электрооборудование летательных аппаратов».

Не так давно на кафедре для полноценной работы в рамках «Творческого проекта» было создано Студенческое конструкторское бюро и появился первый реальный объект для исследований — электрический летательный аппарат.

В данном случае это квадрокоптер Phantom. Модель действующая. Это продемонстрировали сотрудники кафедры во время специальных испытаний квадрокоптера для участников Всероссийского конкурса работ «Юные исследователи — науке и технике», проходившего на базе Томского политехнического университета. Испытание аппарат прошел на «отлично», а юные исследователи получили массу впечатлений. Что же касается исследователей кафедральных, то бакалавры пока что изучают Phantom. Если быть точным, то учатся проводить реальные измерения силы тока в цепях бесколлекторных электродвигателей с постоянными магнитами, считают стартовый крутящий момент и другие рабочие характеристики.

Заметим, что в составе СКБ созданы 7 функциональных (профильных) секторов. Есть секторы «Силовая электроника», «Электротехнические материалы», «Электроснабжение» и другие, каждый из которых курирует доцент или старший преподаватель кафедры ЭКМ. Молодому поколению работа в студенческом конструкторском бюро пришлась по душе.

— О двигателях пока знаю только из школьного курса физики, — признается студент первого курса Александр Алюханов. Он занимается в секторе «Электромеханика», который курирует доцент Евгений Бейерлейн. — И вот не так давно узнал, что при кафедре создается бюро. Понял, что через практику можно глубже узнать теорию. Но я пока мало что умею делать своими руками, а ведь интересно заниматься именно реальными проектами. Поэтому пришел к профессору Гарганееву, сказал, что хочу больше знать и понимать. Поговорили, он выяснил, что мне ближе, выбрали электромеханику. Дальше я буду разбираться в этой теме и усердно работать.

Сейчас студенты только знакомятся с объектами своих исследований, немногим позже в рамках «Творческого проекта» в СКБ планируют реализовать ряд направлений. В числе первых проектов — мультикоптер, который представляет собой летательный аппарат с полностью электрифицированным бортовым оборудованием: с комплексом электрических машин, устройств «силовой» электроники, автономным источником тока и микропроцессорной системой управления. Именно этой мощной командой, по сути, и будут реализовывать концепцию совершенствования инженерного образования CDIO. Это значит, что предстоит пройти все стадии проектной работы, которые подразумевает концепция: придумать, спроектировать, внедрить и эксплуатировать.

Павел Николаев