Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Родным плохого не посоветуешь

Юбилей в год юбилея

В июле этого года профессор Анатолий Суржиков празднует свой юбилей. Заранее не поздравляем, но и сильно опаздывать с поздравлениями не хочется, так что решили совместить приятное с полезным. В юбилейный для ТПУ год и в горячую пору абитуриентской кампании мы попросили Анатолия Петровича рассказать в газете о своем Томском политехе. Вспомнить момент выбора вуза, любимые места в кампусе, оценить, что дал Томский политех за более чем 50 лет учебы и работы в нем

Справка

Анатолий Петрович Суржиков:

доктор физико-математических наук, профессор, руководитель Отделения контроля и диагностики ИШНКБ, главный научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники, диэлектриков и полупроводников ТПУ,

заслуженный деятель науки РФ,

лауреат премии Правительства РФ,

почетный работник высшего профес-сионального образования РФ, почетный работник науки и техники РФ.

Заложил основы нового научного направления — радиационно-термические эффекты и процессы в неорганических материалах.

Награды: орден Дружбы, орден Почета.

Автор более 60 изобретений и патентов, более 600 научных публикаций. Подготовил 21 кандидата наук и 6 докторов наук.

Ихтиандры и ядерщики

— Несмотря на то, что мои родители были школьными учителями, преподавателями гуманитарных дисциплин, я не связывал свое будущее с гуманитарными науками. Еще в школьные годы у меня определились два основных предпочтения: ихтиология и физика. Произошло это под влиянием двух художественных фильмов, вышедших на экраны в 1961–62 годах — «Человек-амфибия» про ихтиандра и «9 дней одного года» про физиков-ядерщиков.

Однако дилемма выбора специальности решилась крайне просто: к окончанию школы стало понятно, что с моим зрением проблематичны подводные погружения, так что с мечтами об изучении подводного мира пришлось расстаться.

По физике у меня были определенные успехи и в учебе, и на олимпиадах. К тому моменту, когда я выпустился из школы в Казахстане, мой дядюшка окончил физтех Томского политехнического института, там же обучался мой сосед. Они много рассказывали о городе, вузе, романтике студенческой жизни студентов-физиков, о серьезной материально-технической базе и маститых преподавателях факультета и института. Так я и оказался в Томском политехе на кафедре «Физика твердого тела» (специализация «Радиационная физика).

Теоретическая физика на гармошке

— Во время учебы бывало всякое, но вспоминается только хорошее и с юмором. Был у нас крайне неприятный, сложный предмет «Теоретическая физика». Далеко не все «проходили» экзаменационное сито с первого раза. Один наш студент после нескольких неудачных попыток сдачи экзамена отчаялся, нашел домашний адрес преподавателя и явился к нему. Тот посадил его к столу, напоил чаем, а затем предложил послушать игру на гармошке. После продолжительной игры спросил, понравилось ли. Студент, конечно, стал нахваливать. «Ну раз нравится, приходи еще слушать», — обрадовался преподаватель. В итоге только после трех концертов наш «меломан» получил выстраданное «удовл.».

Борода, преферанс и величие физики

— Со второго курса в Проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники ди-электриков и полупроводников я начал заниматься работой, связанной с околонаучно-исследовательской деятельностью. Я намеренно не называю этот период моей жизни «научной работой», поскольку понимаю сейчас, что это было именно «околонаука».

Надо сказать, что не один я пропадал в лаборатории все свое свободное время. Большинство сокурсников приобщились к исследовательской деятельности во время студенчества. Конечно, уровень наших знаний, умений и, как говорят сейчас, «компетенций» оставлял желать лучшего, но мы «варились» в среде научных работников и это постоянное «погружение» в профессиональную среду было хорошим дополнением к основным видам обучения.

К окончанию института у меня уже был некоторый научный задел — две заявки на изобретения.

Кроме того, как требовал формат «настоящего физика», я отпустил бороду, освоил преферанс, пил дешевое вино, рассуждал о величии физики и панибратски упоминал великие имена.

«Отработка» затянулась на жизнь

— В те времена была жесткая система трудоустройства выпускников по направлениям с обязательной обработкой по месту распределения не менее трех лет. Остаться в вузе было крайне сложно, но и очень престижно. Этот вариант позволял, во-первых, максимально использовать полученные в студенческие годы знания практически без переучивания или доучивания. Во-вторых, давал возможность продолжить исследования по тематике научно-исследовательской и дипломной работы. В-третьих, это исключало фактор неизвестности: нового места жительства, нового коллектива, рода занятий и т. п. Поэтому я благодарен институту, что он выбрал меня из числа претендентов.

Что дал Томский политех?

— На этот вопрос я всегда отвечаю коротко и емко — всё! Я даже думать не хочу, как сложилась бы моя судьба вне стен Томского политехнического, с которым я вместе уже более 50 лет. У меня никогда не было другого места учебы и работы. Университет — мой дом, без которого невозможно представить мое существование. Все мои друзья, помимо школьных, из нашего политехнического. Научные интересы все годы связаны с одним коллективом, состав которого не единожды сменился, но традиции, заложенные его основателем, профессором Александром Акимовичем Воробьевым, сохраняются. В этом коллективе я прошел путь от лаборанта-исследователя до доктора физико-математических наук, научного руководителя лаборатории.

Университет дал возможность реализовать себя и на организационной работе в качестве заведующего кафедрой, декана, директора института.

В конце концов, я именно здесь нашел спутницу своей жизни — студентку машиностроительного факультета.

Родным плохого не посоветуешь

— Наш вуз я рекомендовал для обучения близким родственникам (а им, понятно, плохого не предложишь): политехнический окончили два моих брата, сестра, дочь, племянница. Все они с теплотой вспоминают альма-матер.

Любимые места любимого вуза

— Есть в ТПУ два места, которые вызывают у меня особые чувства: главный корпус и корпус № 8 (пусть простят меня нынешние коллеги по 18 корпусу).

Главный корпус был первым местом, куда я прибыл с вокзала. Студентов не было, в коридорах — тишина и летняя прохлада. Корпус поразил меня своей архитектурой, фундаментальностью и академичностью, вызвал трепет. Я и сейчас с удовольствием прохожу по его коридорам, которые остались практически теми же (в отличие от нас).

Корпус № 8 стал отдельной вехой в моей биографии. С 1996 по 2010 год я был деканом факультета автоматики и электромеханики и директором Электротехнического института, которые располагались в 8-м корпусе. Столько сил было вложено нашей командой в его реконструкцию, создание учебно-лабораторной и научной базы, формирование коллектива, новации в учебном процессе. Помню каждый уголок и все, что с ним связано. Чаще всего вспоминаю конкретных людей, с которыми мы жили и творили, большинству из них я очень благодарен.

Локомотив

— Конечно, жизнь складывалась не только из успехов. Были и проблемы, но Политехнический никогда не бил по рукам, всегда оказывал поддержку в трудные моменты. И у нашего вуза не всегда все было безоблачно и гладко. Были и сложности, и проблемные периоды. Но Томский политех ассоциируется у меня с локомотивом, который мчится вперед и перемалывает своими колесами все негодное, что подкладывает жизнь на рельсы. У меня есть полная уверенность, что наш колоссальный ресурс, наш оптимизм, вся 125-летняя история, удивительный коллектив позволят успешно преодолеть все невзгоды и быть воистину великим вузом.

Записал Сергей Мирин