Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Учимся по-новому

Первокурсники ТПУ будут учиться по обновленной программе

Учимся по-новому

Первокурсники ТПУ будут учиться по обновленной программе

С 2017 года в Томском политехническом университете для студентов первого и второго курсов реализуется программа Школы базовой инженерной подготовки (ШБИП). За это время она изменилась, и первокурсники 2021 года будут учиться по новой версии. В чем состоят преобразования? Обсудили на встрече с представителями школы

Программа базовой инженерной подготовки с сентября стартует в новом формате. О предстоящих нововведениях рассказали директор школы Денис Чайковский, заместитель директора по развитию Владимир Гузырь и руководитель отделения социально-гуманитарных наук Наталия Лукьянова. Первая версия программы базовой инженерной подготовки, реализуемая с 2017 года, представляла собой двухгодичную «ядерную» программу, включающую в себя углубленную и обязательную для всех фундаментальную подготовку. Ее логика предполагала, что после двух лет каждый студент, независимо от того, на какое направление он поступил, мог поменять свою образовательную траекторию. Представители Школы отмечают, что первая версия программы не соответствовала в полной мере ожиданиям студентов.

Денис Чайковский

«Первая версия программы в ее жестком формате во многом предвосхитила те изменения, которые сейчас происходят в системе высшего образования и воплощаются в новой версии Федерального государственного стандарта. Выстраивая образовательный цикл в логике трех периодов обучения 2+2+2, мы рассчитывали дать возможность нашим студентам изменять свои образовательные траектории после окончания базовой подготовки и четырехлетнего бакалавриата. Однако практика показала, что очень немного студентов реально хотят и готовы к подобным действиям. В то же время жесткая унификация, необходимая для создания единого для всех студентов образовательного базиса, стала препятствием на пути глубокой профессиональной подготовки».

Денис Чайковский

Сегодня обновленная программа Школы базовой и инженерной подготовки представляет собой восемь вариативных кластеров: в каждом есть неизменное «ядро», дисциплины из предметных областей (математика, физика, химия, информатика, механика, начертательная геометрия и инженерная графика) и модули по проектной деятельности и практике. Также предусмотрена реализация трех уровней подготовки: базового, углубленного и профессионального. В зависимости от того, на какое направление поступает студент, формируется его образовательная траектория. Она складывается из набора предметов и уровней их изучения. Сама же кластерная структура ориентирована на УГНС (укрупненную группу направлений специальностей). Кластеры включают в себя возможность вариации изучения одних и тех же предметов, согласно которым студент может выбрать более сложный уровень.

«Поступая в ТПУ и выбирая направление подготовки, студенты начинают формировать базовые компетенции будущего инженера, получая их в качестве предзаданного набора курсов с указанием минимально необходимого для конкретного направления обучения уровня подготовки в рамках основных предметных областей. Тем не менее если студент поступил на направление кластера, где, допустим, математика преподается на базовом уровне, но считает, что он знает этот предмет лучше и способен изучать в рамках углубленного курса, то он может выбрать соответствующий уровень. Сегодня мы рассматриваем вариант, когда у всех студентов первого курса математика, например, будет преподаваться в один и тот же день, в одно и то же время, но в разных аудиториях материал будет преподаваться на разном уровне. Таким образом, любой студент получит возможность выбора уровня освоения указанных выше предметов, исходя из своего желания и заинтересованности. Есть, конечно, ограничения: студент может изначально двигаться по более глубокой траектории подготовки в рамках этих предметов, но если он впоследствии не сможет осваивать требуемый материал на таком уровне, то ему придется перейти на «базовый» и вернуться обратно уже не получится. Но дополнительным преимуществом для тех, кто выберет более сложный путь, могут стать победы на предметных олимпиадах, возможность легкого перевыбора направления подготовки после окончания первых двух лет обучения в вузе, а также более высокий уровень получаемых компетенций».

Владимир Гузырь:
Владимир Гузырь

Решение ввести систему кластеров связано с запросами работодателей, преподавателей и студентов.

Наталия Лукьянова

Наталия Лукьянова: «Мы постоянно совершенствуемся, и поэтому наша базовая социогуманитарная подготовка меняется. Мы ориентируемся на запросы работодателей, руководителей образовательных программ и самих студентов. Кластеры — наиболее удачное решение, потому что оно позволяет осваивать необходимый объем базовой дисциплины на том уровне, который будет нужен для дальнейшей профессии».

Наталия Лукьянова

Представители школы также обсудили развитие «мягких» навыков, поскольку именно они помогут студентам в будущем адаптироваться в новом коллективе, научиться работать в команде, в новой социальной среде.

«Проблема, с которой сталкиваемся не только мы как преподаватели, но и наше управление по социальной работе, — студент очень часто не знает, как решить свои внезапно возникающие проблемы. Поэтому такие дисциплины, как «Управление эмоциональным интеллектом», «Мотивация и карьерная навигация», «Творческий проект» — это дисциплины, которые способствуют развитию навыков адаптации в коллективе, развитию самоадаптации, самопрезентации и т. п.».

Наталия Лукьянова

Вышеперечисленные дисциплины образуют модуль «Инженерный старт», основная цель которого — развить мягкие навыки у студентов. Несмотря на то, что данные дисциплины читаются в первом семестре, работа над формированием мягких навыков у студентов продолжается на протяжении двух лет их обучения в ШБИП. Всего в программу заложено развитие двух третей мягких навыков, о важности которых заявляет АНО «Россия — страна возможностей». По мнению представителей школы, без их развития невозможны полное освоение инженерной программы и развитие жестких навыков. В разработке новой версии программы приняли участие преподаватели всех инженерных школ ТПУ. Руководители ООП предлагали собственное видение вариативных компонентов и составляющих, выдвигали идеи, делились собственным опытом.

«Хотелось бы сказать огромное спасибо всем коллегам из инженерных школ, которые принимали активное участие в пересборке программы базовой инженерной подготовки. Они, болея душой за свое направление подготовки, пытались доказать, убедить, брали на себя ответственность за те нужные, на их взгляд, изменения, которые в итоге позволили сделать нашу программу более отвечающей современным вызовам подготовки высококлассных инженеров. И за это им огромная благодарность». Владимир Гузырь

Владимир Гузырь

Подготовила Ирина Сафонова