Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

18 лет ректорства и 65 лет любви к Томскому политеху

Юрий Похолков: о временах, судьбе и вузе

Юрий Петрович Похолков (1939 г.р.)

Ректор вуза с 1990 по 2008 год

Профессор, д.т.н., руководитель учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» ТПУ. Президент Ассоциации инженерного образования России, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный гражданин Томской области, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

В эти годы:

Томский политехнический институт получил статус университета и стал единственным в стране техническим вузом, преобразованным из института в университет специальным постановлением Правительства РФ.

Было открыто более 20 новых направлений подготовки специалистов.

У ТПУ появился свой профильный лицей для учеников старших классов.

Была создана уникальная система обучения студентов иностранным языкам, позже заимствованная рядом ведущих российских вузов и успешно ими реализованная.

Более 150 образовательных программ ТПУ прошли международную профессионально-общественную аккредитацию и получили международное признание.

Впервые в стране была открыта и реализована совместная (ТПУ – Heriot Watt University, Великобритания) уникальная магистерская программа «Petroleum Engineering», более 600 выпускников которой получили дипломы двух университетов и обеспечили мощное развитие нефтегазовой отрасли России.

В вуз начали приезжать первые иностранные студенты. За короткий период их число достигло нескольких сотен. Сегодня ТПУ по числу иностранных студентов занимает второе место в стране после профильного Российского университета дружбы народов (РУДН).

ТПУ стал активным участников и инициатором научных и образовательных проектов, финансируемых Рамочными программами Европейского Союза: ТЕМПУС, ИНТАС, ТАСИС, ЭРАЗМУС и др.; стал членом 17 ведущих международных университетских ассоциаций и объединений, что вывело его в число лидеров по узнаваемости в мире российских вузов.

Общее количество студентов ТПУ возросло более, чем в 2 раза и достигло почти 23 тысяч.

Консолидированный бюджет университета только за период с 2000 по 2008 год увеличился более, чем в 7 раз и к 2008 году достиг 3 миллиардов 680 миллионов рублей.

Объем хоздоговорных работ, выполняемых в ТПУ, превышал суммарный показатель остальных вузов г. Томска и составлял около 20% от суммарного показателя всех вузов Западной Сибири.

Был открыт филиал ТПУ в Чешской Республике (в Праге) на базе старейшего технического университета Европы, ЧВУТ — единственный филиал российского вуза в Европе, открытый приказами соответствующих министерств России и Чешской Республики.

Были открыты Представительства ТПУ в Республике Кипр (г. Никосия), в Федеративной Республике Германии (г. Карлсруэ) и в Китайской народной республике.

В 1997 году Указом Президента РФ ТПУ включен в «Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

ТПУ одним из первых в России перешел на подготовку специалистов по программам бакалавриата и магистратуры.

В университете были открыты: Российско-Американский, Российско-немецкий, Российско-французский, Азиатско-тихоокеанский центры и центр «British Council», обеспечившие необходимые условия для продвижения ТПУ в мировое образовательное пространство.

На базе ТПУ, под научным руководством ректора, были выполнены инновационные системные проекты «Технические университеты России», «Инновационный академический университет», «Томск – центр образования и науки мирового класса».

Было завершено строительство 19-го учебного корпуса, построены 20-й и 21-й учебные корпуса, комфортабельное общежитие для студентов по ул. Аркадия Иванова, реконструирован международный культурный центр, на территории университета построена часовня Домны Томской.

Построены 4 жилых дома, в результате чего были улучшены жилищные условия для более, чем 300 сотрудников университета.

Во всех корпусах ТПУ была проведена современная реконструкция интерьеров («европейский ремонт»); обновлена материальная база.

Сформирован и активно работал Совет попечителей ТПУ.

Была создана Ассоциация выпускников ТПУ;

Существенно выросла заработная плата сотрудников, заметно улучшилось качество их жизни и повысился уровень корпоративной культуры университетского сообщества.

Разработанный в ТПУ малогабаритный импульсный бетатрон, используемый для неразрушающего контроля в строительстве, стал активно продаваться в мире.

ТПУ стал первым вузом в России, который разработал и реализовал программно-целевой подход в управлении вузом, разработаны и реализованы 4 Комплексные программы развития. Методика стала типовой для многих вузов РФ.

Конференция трудового коллектива утвердила Флаг, Гимн, Герб и Девиз университета: «Знание. Свобода. Процветание».

18 лет ректорства и 65 лет любви к Томскому политеху

Юрий Похолков: о временах, судьбе и вузе 

«Я уверен, что ТПУ обречен на успех, потому что мы — все, кто здесь работают, — стоим на плечах гигантов. У нас очень мощный фундамент!»

Ю.Похолков
студент Юрий Похолков
Г. Сипайлов
Э. Стрельбицкий

— Почему вы выбрали Томск и Томский политех?

— Школу я оканчивал в Хабаровском крае, и когда мы с одноклассниками думали, куда ехать поступать, то после столиц первым делом рассматривали Томск — о нем рассказывали выпускники прежних лет. В 50-е годы прошлого века это был признанный образовательный центр притяжения молодежи, да и Томский политехнический хорошо знали в стране. В этом большая заслуга тогдашнего ректора — профессора Александра Акимовича Воробьева и его команды. Это был великий руководитель, прекрасный ученый, талантливейший организатор, энтузиаст своего дела. С ним мне посчастливилось работать, иногда получая от него «по заслугам» за разные недоделки и промахи. В то время я работал заместителем декана и исполнял обязанности декана в летние месяцы.

Престиж высшего образования на момент моего поступления был высок, конкурсы в вузы огромные. В среднем 5-6 человек на место — как, например, на электромеханическом факультете, куда я поступал. А на радиотехнический факультет ТПИ, на основе которого создан теперешний ТУСУР, конкурс составлял 12 человек на место! Абитуриентов летом в городе было много, ведь экзамены нужно было сдавать «в живую». Четверо из пяти потом ехали обратно по домам.

Стать инженером — было престижно! Именно для получения этой профессии мы поступали в Томский политехнический. Эту важную задачу ТПУ решает и сегодня, он помогает людям стать инженерами.

— Что такое инженер в современном обществе?

— Человек, задачей которого является разработка новых технологий и создание новых образцов техники, чтобы обеспечить не просто рост, а именно развитие промышленности, экономики, науки, ну и, конечно же, культуры в широком смысле этого слова. Инженеры должны иметь конструкторский тип мышления, быть склонными к изобретательству, к тому, что сегодня называется инновациями.

— Современный мир без них можно представить?

— Трудно, хотя через какое-то время благодаря как раз инженерам появится искусственный интеллект, который сможет взять на себя ряд их функций. К сожалению, сегодня престиж инженерной профессии не велик. В школах не более 25% школьников выбирают физику для сдачи ЕГЭ.

— Как-то можно переломить эту ситуацию?

— Конечно, но только усилиями всей системы, а не одного высшего учебного заведения. И начинать надо с детского сада, со школы.

— Вернемся к вашему студенчеству. Какие-то люди, случаи повлияли на вашу судьбу?

— Безусловно. В те времена очень ценилась дружба. Мы помогали друг другу и в учебе, и в быту. Я бесконечно благодарен своим товарищам, друзьям, с которыми учился и которые сопровождали меня по жизни. Виталик Соколов. Витя Варламов, Саша Петров. Возможно, у меня по-другому бы сложилась судьба, если бы не они. Например, как я стал заниматься научной работой? До четвертого курса даже мысли об этом не было, а потом пятикурсник, Володя Замай, попросил помочь ему выполнять дипломную работу. Я согласился и остался в науке.

— А учителя запомнились?

— В учителях-то все и дело! (смеется). Если бы не они, ничего бы и не было. Учителя были со мной в разные периоды моей жизни, есть и сегодня. Я дорожу всеми и сегодня испытываю чувство большой благодарности к ним. В первую очередь, конечно, прародители, родители. Это они воспитывали во мне уважительное отношение к старшим, и уважение к окружающим меня людям, вообще, какого бы уровня они не были. Но так бывает, что с родителями можно и препираться, и дерзить — они свои. С посторонними так вести себя уже не будешь. В моем детстве был такой человек, казалось бы, посторонняя женщина, которую я никогда не забываю и которой бесконечно благодарен. Как мне представляется, она оказала на меня громадное влияние.

Так случилось, что в восьмом классе я учился в школе, находящейся на ж/д станции Хилок, Читинской области. Это Забайкалье, и теперь это, наверное, уже город. Жил я на квартире, родители платили за меня деньги хозяйке этой квартиры. Она меня кормила, следила, чтобы я учился, не хулиганил, чтобы не свернул на кривую дорожку. Звали ее Ольга Григорьевна Чемоданова. Она вырастила одна (муж погиб, когда дети были маленькими) троих парней (двое — близнецы, третий — старше их на год). Закончили парни среднюю школу в один год — в 1941. Их фотография того времени висела в доме на видном месте. Красивые и счастливые. Она все время приводила своих детей в пример. Все — отличники, спортсмены, начитанные, музыканты. В сентябре все трое ушли на фронт добровольцами. В 42-м погиб один из близнецов, в 43-ем — старший. Ольга Григорьевна написала письмо Верховному Главнокомандующему (Сталину), с просьбой вернуть ей последнего сына живым. Просьбу удовлетворили. Я с ним встречался, я его знал. Службу он заканчивал генералом. Вот такая мама! Я все это тогда знал. И все это на меня производило огромное впечатление. Под этим впечатлением я каждый день и выполнял те обязанности, которые мне были определены: чистил стайку, где жила корова, разбрасывал навоз по огороду, зимой расчищал дорожки от снега, ежедневно подметал пол в доме, а раз в неделю мыл полы. И все это совершенно безропотно, не как дома у мамы.

Ольга Григорьевна, как мне кажется, в этот трудный подростковый период ненавязчиво, не насильно, исподволь, что ли, сумела сформировать у меня чувство ответственности перед окружающими меня людьми. Она, как бы завершила ту работу, которую начали родители. Вот все это вместе взятое, уважительное отношение к людям и ответственность перед ними, как мне кажется, сильно помогали и помогают мне в жизни.

Ну, и в политехническом — опять женщины. Поддержка и внимание моего первого научного руководителя — Ревекки Михайловны Кессених, доцента кафедры, где я учился, сделали свое дело, и я быстро вошел во вкус научной работы. Она тогда для меня, да и для других моих товарищей, была не просто руководителем, она была для нас мамой. Заботилась о нас. Подкармливала, была в курсе всех наших личных проблем, помогала разрешать их.

Профессор Екатерина Константиновна Завадовская, к которой я был назначен лекционным ассистентом в первый же месяц моей работы в институте. Под ее патронажем я, в свои 22 года, читал первые лекции студентам, вместе с которыми совсем недавно жил в студенческом общежитии.

Мои учителя — Геннадий Антонович Сипайлов, Эдуард Карлович Стрельбицкий — тогда еще будущие профессора.

Геннадий Антонович — ученый, педагог с большой буквы, прекрасный методист, и в то же время, душевный, внимательный и исключительно доброжелательный человек, заботливый руководитель аспирантов. Больше сотни кандидатов наук, более 30 докторов наук было им подготовлено. Известная на всю страну школа электромехаников.

Эдуард Карлович — как мне с ним повезло! Уже тогда я понимал, что находиться рядом с ним — настоящее счастье. Феноменальная память, высочайший уровень математической грамотности, как теперь бы сказали, инновационное мышление, замечательное и необыкновенное чувство юмора, энциклопедические знания во многих областях, высокий уровень общей культуры и… скромность. В ту пору ему самому было чуть более 30, а он уже руководил командой аспирантов из 5 человек. Он сам был увлечен наукой, и у нас горели глаза. Мы делали командой одно дело, но каждый свою часть в нем. И я был в этой команде. Но для меня Стрельбицкий был не только руководителем, он был мне другом. До самого его ухода из жизни.

В общем, если у меня и были успехи, то мои Учителя и их помощь — в основе всего! Когда сегодня я вижу уход от живого контакта с людьми в «цифру», мне кажется, что мы теряем возможность передачи ментальной информации — чувств и эмоций — от одного человека к другому, а это очень важно.

— Когда вы оканчивали вуз, была мысль, что вы останетесь в нем на 60 лет?

— Я не задумывался об этом. Я остался в институте, потому что занимался научной работой, и она интересовала меня настолько, что я с 8 утра до 11 вечера проводил время в лаборатории. Мало того, у меня раскладушка стояла в подвале третьего корпуса, и были времена, когда три ночи в неделю я там ночевал. Эксперименты шли круглосуточно, и мы с коллегами дежурили посменно.

Томский политех, рисунок Бориса Перцева

В преддверии 125–летия университета я не могу не назвать имена людей, которые трудились рядом со мной в те годы. К сожалению, многих уже нет, но чувство благодарности к ним и всем тем, кто здравствует, не оставляет меня так же, как, я думаю, и всех политехников, для которых дорога судьба университета.

Это в разное время работавшие проректорами ТПУ: В.Н. Макаренко, С.И. Степанов, Б.В. Сёмкин, В.З. Ямпольский, А.В. Водопьянов, Г.Г. Смирнова, В.П. Вавилов, В.П. Нестеренко, А.А. Яковлев В.Я. Ушаков, А.А. Дульзон, М.С. Козырев, Н.П. Кириллов, А.И. Чучалин, Е.И. Екименко, А.К. Мазуров, В.А. Власов, И.И. Соловьёв, П.С. Чубик, Л.Н. Соловьёва, И.Е. Никулина, В.И. Андреев.

Активные участники «мозговых штурмов», блестящие теоретики и идеологи, талантливые организаторы и искусные исполнители и авторы новых инициатив в различных видах деятельности: Б.Л. Агранович, И.Н. Чудинов, А.И. Чучалин, В.Я. Ушаков, М.С. Козырев, А.А. Дульзон, А.В. Кравцов, Ю.С. Боровиков, М.В. Ведяшкин, О.А. Мазурина, О.В. Боев.

Директора НИИ: А.И. Рябчиков, В.Я. Ушаков, В.В. Лопатин, В.Л. Чахлов, Ю.П. Усов, С.Г. Боев, основатель и директор Кибернетического центра В.З. Ямпольский.

Деканы факультетов: Г.С. Евтушенко, Н.И. Гвоздев, В.А. Жуков, Б.И. Спиридонов, А.Ф. Фёдоров, В.А. Бутенко, Ю.С. Мельников, А.П. Суржиков, Р.И. Дедюх, В.И. Бойко, В.М. Погребенков, Р.Ф. Бекишев, В.И. Косинцев, И.П. Чащин, К.А. Хорьков, С.А. Беляев, Г.В. Кузнецов, В.В. Литвак, П.С. Чубик, В.Г. Рубанов, С.Б. Велединская, Т.С. Петровская, В.Т. Федько, Ю.И. Тюрин, В.В. Кривошеев, Е.Г. Язиков, Г.Н. Колпаков, Б.В. Шашкин, И.П. Чернов.

Председатель профкома — Н.И.Глушко. Ученые секретари Совета университета — А.П. Беляева, О.А. Ананьева. Редакторы газеты «За кадры» — Р.Р.Городнёва, Г.Г. Венделева. Заведующая аспирантурой — В.П. Парфёнова. Руководитель Отдела научных исследований — О.С.Коваленко. Главный бухгалтер Т.И. Иванова, начальник планово-финансового отдела Е.В. Качина.

Директор Экспериментально-опытного производства ТПУ М.И.Хазанов.

Мои помощники: Владимир Кассиров, Игорь Сафьянников.

— От студента вы доросли до ректора, не пропустив практически ни одной ступени в своей деловой карьере. Какой-то из этих периодов был для вас наиболее значимым?

— Все были достаточно интересными, однако мне представляется, что период ректорства был самым ярким временем.

С 1981 и до 1990 года я трудился проректором по научной работе, а вуз возглавлял профессор Иван Петрович Чучалин, прекрасный организатор, у которого я многому научился. Меня несколько тяготило тогда, что меня оторвали от науки и загрузили чиновничьей работой. Помню, я посматривал на Ивана Петровича и думал, что никогда не смогу работать ректором, так как он, много, упорно и целенаправленно. Я думал, что я не стайер, как он, который может долго и мощно бежать — я могу что-то быстро сделать за короткий промежуток времени, решить одну задачу, потом другую, но долго заниматься одним и тем же — не мое.

И все-таки где-то в подсознании я примерялся, смог бы или нет, и что бы сделал, если бы стал ректором. Возникла идея о превращении ТПИ в университет. Когда была объявлена выборная кампания, каждый из претендентов писал свою программу развития. И я писал об этом превращении, обосновывая его тем, что у выпускников университета, наряду с основательным профессиональным и фундаментальным образованием, должны быть хорошими гуманитарная и гуманистическая составляющие, а это очень важно для настоящего инженера. Сегодня мы это хорошо понимаем, думая о необходимости обеспечить устойчивое развитие своей страны и мира. Мы собирались тогда с единомышленниками, много обсуждали, спорили, горели идеями — это были свободные и интересные времена.

Когда меня избрали ректором, эта программа и была реализована. Идею преобразования института в университет я защищал перед Иваном Степановичем Силаевым, который в те годы был фактически главой Правительства страны, и мне удалось его убедить. Постановление о преобразовании было утверждено 18 октября 1991 года и это сразу же дало вузу другой статус — были выделены ресурсы, нам установили коэффициент соотношения преподавателей к студентам 1:4, позволили пользоваться валютными резервами — преференции по тем временам весьма значительные. И это стало мощным импульсом для развития вуза.

А через полтора месяца Советский Союз прекратил свое существование, произошли кардинальные изменения, которых никто не мог себе и представить. Повезло, что команда, которая работала со мной, была заряжена на творчество. Мы искали и умели находить пути решения сложных, совершенно неожиданных задач. И мы видели результаты своей работы. У меня было такое ощущение тогда, что весь коллектив университета представлял собой единую команду.

В 1997 году ТПУ вошел в число особо ценных объектов культурного наследия народов России. В этом списке мы наряду с Эрмитажем, Третьяковкой, Московским Кремлем, Большим театром, МГУ и другими объектами, сыгравшими огромную роль в развитии культуры, экономики, промышленности, образования страны. Кроме признания, вуз получил значительное увеличение бюджета, в связи с чем каждому сотруднику была установлена постоянная 50% надбавка к заработной плате.

ТПУ был принят в Ассоциацию ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований CESAER и до сих пор является в ней единственным российским вузом. По существу, ТПУ был признан исследовательским университетом в Европе, раньше, чем в России.

Нам удалось в это трудное время перестроить, переконструировать и совершенно изменить интерьеры и внешний вид корпусов Томского политехнического.

Должен отметить еще один очень важный результат. В те непростые годы, когда многие организации избавлялись от, так называемых, непрофильных активов, мы сохранили все социальные объекты: детские сады, детский оздоровительный лагерь, базу отдыха для сотрудников в Киреевске, санаторий-профилакторий, международный культурный центр, комбинат питания…Это дорогого стоит.

Я уже не говорю о перестройке в сознании людей, которые десятилетия жили в условиях плановой экономики, а должны были начать жить в условиях рынка. Это очень сложный перелом в сознании. И он произошел, в основном без потерь.

Я должен сказать, что профильное министерство тогда меньше обращало на вузы внимания с точки зрения командования, оно больше ждало и поддерживало инициативы, чем мы активно пользовались.

Конечно, сегодня ситуация изменилась, вузов стало намного больше. Раньше Томский политехнический был одним из небольшого количества заведений, наши выпускники работали на самых различных позициях, начиная от инженеров и заканчивая министрами. Я мог поднять трубку и позвонить в любой город, и я знал, что в нем либо мэр, либо его заместитель, либо руководитель градообразующего предприятия — это политехник. Наших выпускников всегда ценили как людей, которые умеют довести начатое дело до конца и как людей, умеющих работать в команде. Я думаю, и сегодня эти традиции в ТПУ сохранились.

ТПИ. Гравюра В. Кудряшова

— В этом году Томский политех празднует юбилей, что бы вы хотели пожелать политехникам?

— 125 лет, которые празднует ТПУ — это большой праздник для нашего вуза, для всей системы высшего образования нашей страны. Я с удовольствием поздравляю выпускников прошлых лет, нынешних и будущих с этим юбилеем! Я желаю здоровья вам и вашим близким! Желаю, чтобы успехи, которые у вас есть и будут, служили ТПУ, а мы, Томский политехнический университет, будем греться в лучах вашей славы!

Беседовала Елена Ефстифеева