Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Физика в ритме танца

75 лет отпраздновал в этом году профессор Юрий Крючков

70-летие отмечает родной ему физико-технический факультет. В юбилейный год профессор рассказал нам о двух страстях, которые определили его жизненный путь, — физике и танцах, о физтехе, любимых учителях и преподавательских принципах

Юрий Юрьевич настолько артистичен и ярок, что тем, кто у него учился, можно только позавидовать. Сами они отзываются о нем так: «Честный, прямолинейный, харизматичный, увлеченный физикой и не равнодушный к студентам. Любит свое дело и этим заряжает. Может и пошутить, и поговорить открыто и по душам. Он — настоящий».

От двойки до четверки с плюсом

Родом я из молдавского города Бельцы. Мама работала в буфете театра, а я рос за кулисами. Танцевал и пел в одном из лучших детских ансамблей республики, учился в студии при драматическим театре и хотел поступать в театральный, чтобы стать актером.

Однако судьба будто подводила меня к физике. Сначала о далеком Томске и Томском политехе рассказал знакомый студент, приехавший на каникулы. В школе преподавал лучший в республике (суперучитель) физики. В первой же четверти в нашем классе из 36 человек все, кроме одного, получили по физике двойки. На собрании директор школы сказал родителям: «Я Петра Дмитриевича не уволю, за ним вся Молдавия в очереди стоит. Так что пусть дети учатся». Тогда и началось это карабканье к вершине — на тройку, четверку, четверку с плюсом и даже иногда на пять. Именно он подвел меня к тому, что физика — мой путь. Плюс в начале 60-х вышел фильм «Девять дней одного года» про молодых физиков-ядерщиков, а я человек, поддающийся воздействию кино и театра.

Пусть меня научат…

После школы я, можно сказать, осмыслял жизнь — год поработал пионервожатым и год токарем в экспериментальном цехе на заводе. Затем подал документы в МИФИ, но друзья уговорили ехать поступать с ними в Томск. Едем-едем, до Казани нормально, а после тук-тук-тук и кушать нечего. Куда я еду… Куда поступать на физтех? В ТПУ или ТГУ?

В дороге попалась газета, а там заметка — «Голь на выдумки хитра»: студенты политеха делали в монетке дырочку, опускали ее на леске в автомат с газировкой, получали что надо, вжик — монетка опять в руках. Тут я и решил: пойду в ТПИ, пусть и меня научат (смеется).

Вся наша комната в 12 человек в общежитии на Кирова, 2, поступила, и мы жили этим составом два года, только потом нас расселили. Всего же на эту специальность прошли в тот год 56 человек, еще было 16 вольнослушателей.

Ищите себя в науке!

И вот 1965 год, мне 20 лет, и я студент-физик. Было непросто, но я поставил себе задачу учиться хорошо: «А будешь плохо учиться, переводись в Кишиневский политех, там станешь лучшим».

Очень значимым стал для меня второй курс. Я попал в молодежную научную группу НИИ ядерной физики, которая занималась каналированием— прохождением частиц через кристаллы. Возглавлял группу перспективный ученый Сергей Воробьев, сын тогдашнего ректора Александра Акимовича Воробьева.

Так что наукой я занялся на втором курсе, и то считаю, что на год опоздал! Сейчас студентам, у которых преподаю физику и «Введение в инженерную деятельность», я говорю: «Ребята, не сидите, ищите себя в науке!»

Отца и сына Воробьевых я считаю своими Учителями. Работа в команде Сергея заложила в меня основы всего, что я умею и знаю.

Александр Акимович раз в две недели устраивал нам семинары. В обязательном порядке мы составляли план и отчитывались по нему. За бездействие мог и стипендии лишить. Работали с нами очень серьезно и увлеченно! Мы во многом чувствовали себя первопроходцами, и все друг другу в чем-то были учителями.

Танцуем все

Параллельно учебе шла самодеятельность, куда ж без нее? Я танцевал от факультета на разных мероприятиях, с товарищем мы ставили молдавские, русские, венгерские танцы, мазурку, вальс, полонез. Делали теневой театр, используя при этом инженерные решения.

В Доме культуры ТПИ вел ансамбль народных танцев.

10 лет преподавал их в 32-й школе. Много лет все вечера у меня были заняты танцами — вторым моим любимым делом после физики.

Гироскопы и любовь

Стипендия у физико-техников была в целом выше, чем по вузу, — 45 рублей. А уж на повышенную в 75 мы часто в ресторане «Север» бывали. Там я и встретил свою жену, тоже студентку ТПИ. Костюм у меня был немецкий без лацканов, а еще и танцевал я хорошо — в общем, познакомились и на всю жизнь. Светлана училась на очень сложной специальности «Гироскопы и гироскопические системы», я помогал ей и благодаря этому узнал много нового и даже применял в своей работе.

Политехник на две пятёрки!

55 лет прошло с момента поступления, за эти годы я лишь на три года «отрывался» от ТПИ, преподавал в училище связи. Все остальное время — инженер-экспериментатор и преподаватель. Поработал практически на всех ускорителях — микротроне, циклотроне, Сириусе. Участвовал в организации Элитного технического образования. Все это в родном Томском политехе.

Соль Земли

Все, что я имею и какой я есть,— все от ФТФ! Физико-техники — это семья. Нам действительно дали лучшее образование. Как в песне поется: «Только физика — соль. Остальное все— ноль». Мы были очень дружны и воодушевлены. Все гордились своими специальностями и тем, что нас готовят растить следующую смену. Так и есть, многие из нас преподают. Я уверен, что без знания физики невозможно быть инженером. И уменьшение часов этого предмета в техническом вузе — преступление. Я уверен также, что образование должно быть проектно ориентированным и практичным. Студентов нужно учить что-то делать руками, для инженера это обязательно.

Как преподаватель…

Я уверен, что педагог не имеет права взлюбить или невзлюбить ученика. Есть задача: в любой ситуации научить ребенка. Задачу нужно выполнять. Я не жесткий преподаватель. И вообще, что значит быть жестким? Студент же не может тебе ответить. Конечно, иногда я могу распалиться, но в итоге сдерживаюсь. Самое главное — быть со студентами справедливым, честным, ни в коем случае не оскорблять и не унижать их. С ребятами всегда можно найти общий язык.

Продолжение в политехниках

Дочь Анна Карпова не пошла по «физическим» стопам, но работает в ТПУ, который любит с детства. Она доктор социологических наук, профессор отделения социально-гуманитарных наук ТПУ. Зато внуки крепко подружились с физикой при помощи и поддержке дедушки. Дмитрий, выпускник ТПУ по направлению «Физика», инженер отделения экспериментальной физики ТПУ, к. ф.-м. н., учился и работал на ускорителях в Бельгии, Германии, Америке, Швейцарии.

Сейчас в качестве ассистента профессора будет трудиться на ускорителе в Гренобле. Дедушка гордится им несказанно. Как физик он понимает, что внук занимается настоящей наукой будущего.

Данила учится в лицее при ТПУ и уже с 13 лет имеет победы на всероссийских и международных научно-инженерных конкурсах по биофизике. Юрий Юрьевич называет его настоящим генератором идей и отмечает яркие организаторские способности.

Подготовила Елена Ефстифеева

Юрий Крючков
Дочь Анна (справа) в студенческие годы. Ныне Анна Карпова - доктор социологических наук, профессор отделения социально-гуманитарных наук ТПУ