Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Стальные стрекозы легендарного политехника

Величайший конструктор советских вертолетов Николай Камов

Николай Камов (1(14).09.1902 – 24.11.1973) поступил в Томский технологический институт в 16 лет. В 1918 году он был зачислен в вуз вторым по баллам и стал самым юным студентом. С 1918 по 1923 годы он учился на механическом факультете и сидел за одной партой с известным в то время русским летчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Х. Н. Славороссовым. Вполне возможно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению.

В этом году исполнилось ровно 100 лет с момента поступления в Томский технологический институт выдающегося советского авиаконструктора Николая Ильича Камова. Именно он придумал слово «вертолет», создал первый советский автожир КаСкр-1 «Красный инженер», вертолеты «Ка», а также боевой автожир А-7, который использовался во время Великой Отечественной войны.

Память о легендарном выпускнике чтят в ТПУ и по сей день. В сентябре, в честь юбилейной даты, члены Томского клуба сверхлегкой авиации подняли флаг с портретом политехника в небо над рекой Томь.

Путь к мечте

После окончания института, в 1923 году, Николай Камов приехал в Москву. Сначала устроился практикантом на концессионный завод «Юнкерса», где собирались немецкие самолеты для молодых Советов, а позже начал работать в КБ.

Камов упорно осваивал специальности авиастроения и изучал аэродинамику по учебникам на немецком языке. Однажды ему на глаза попался журнал, в котором сообщалось об изобретении испанца Хуана де ла Сиервы под названием «автожир» — самолете со свободно вертящимся пропеллером сверху.

Николай Камов был очарован изобретением Сиервы и решил попробовать создать подобную машину своими руками. В свободное от работы время, вместе со своим другом Николаем Скржинским, он стал изучать все доступные материалы в книгах и прессе. Молодым энтузиастам пришлось полагаться на свои силы и выполнять расчеты самостоятельно. Они практически изобретали автожир заново, делая все блоки и узлы аппарата на свой лад. И даже название ему придумали свое.

«Долго мы ломали голову, какое дать название, — вспоминал Камов, — понимая, что рано или поздно оно войдет в наш словесный обиход. Наконец мы решили назвать аппарат “вертолетом”». К сентябрю 1929 года машина была готова. По начальным буквам фамилий создатели назвали свое творение КаСкр-1. В мае следующего года на Центральном аэродроме Москвы вместе с другими новинками авиатехники КаСкр был продемонстрирован высшему руководству страны. Машина получила высокую оценку, и вскоре Камова и Скржинского пригласили на работу в ЦАГИ. Конструкторы-энтузиасты стали авиастроителями-профессионалами. Николаю Камову поручили возглавить конструкторскую бригаду в отделе особых конструкций. Так появился один из главных поставщиков винтокрылой техники для страны — вертолет «Ка».

Через тернии в небо

В начале Великой Отечественной войны пять созданных КБ Камова автожиров А-7 отправили на фронт. Они прекрасно себя зарекомендовали. Однако фронт нуждался в штурмовиках, истребителях и бомбардировщиках, и Камова отправили на небольшой завод в городе Козловка переделывать американские бомбардировщики А-20 в торпедоносцы.

После войны Николай Камов решил создать небольшой одноместный вертолет. Мотор был маломощный, поэтому конструкцию необходимо было создать чрезвычайно легкую. Камов сам рассчитал и сделал чертежи всех основных узлов. В конце 1946 года Камов добился поддержки своего проекта со стороны Министерства авиационной промышленности и руководства Военно-морского флота. 25 июля 1948 года Ка-8 принял участие в летной программе Дня Военно-воздушного флота. Комментируя его полет, диктор впервые публично произнес слово «вертолет». Вскоре от руководства флота поступило задание на разработку на базе Ка-8 вертолета корабельного базирования. Специально для этого было организовано конструкторское бюро под руководством Николая Камова.

Новые свершения и замыслы

В ноябре 1948 года вышла книга Камова «Винтовые летательные аппараты». Осенью того же года он предложил ВМФ СССР связной вертолет Ка-10.

С этого года КБ Камова через каждые несколько лет выдавало по новой машине, в основном для военного флота. 1953 год - Ка-15. (Позже этот вертолет использовался также в сельскохозяйственной, пассажирской и санитарной модификациях.) В 1958 год - Ка-18, которому на всемирной выставке в Брюсселе дали золотую медаль.

1959 год — «винтокрыл» Ка-22, сочетающий вертикальный взлет вертолета и скорость самолета. 12 октября 1961 года на этой машине было установлено 8 мировых рекордов.

1961 год — соосный противолодочный вертолет Ка-25, долгие годы служивший во флоте для поиска атомных подводных лодок потенциального противника на значительной глубине.

4 ноября 1968 года в воздух поднялся первый серийный Ка-26 — гражданский вертолет для перевозок пассажиров и для нужд сельского хозяйства.

Захватил Камов и северную тему. В его КБ создано два типа аэросаней. В начале 70-х годов КБ занималось разработкой и испытанием вертолета соосной системы для работы в Арктике. Летом 1973 года первая машина Ка-32 была готова к испытаниям, однако тяжелая болезнь не дала возможности Николаю Ильичу увидеть его полет. Жизнь авиаконструктора оборвалась 24 ноября, а 24 декабря Ка-32 успешно поднялся в воздух.

Источники и литература: Л.М. Кузьмина. «Неизвестный Камов: гений вертикального взлета»