Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Принятие и понимание без осуждения

Психологическая служба в помощь политехникам

Студенческая пора - всего 4-6 лет жизни, но зачастую именно они становятся определяющими на многие годы вперед. Ведь на это время приходится множество событий и даже испытаний, преодолеть которые в одиночку непросто. Первые сессии и первые влюбленности. Адаптация к непривычным нагрузкам и интеграция в сообщество сверстников, которые приехали из разных городов и стран. Освоение новых социальных ролей, профессиональное самоопределение и поиск себя в сферах, где комфортно реализовываться. И так далее, и так далее.

Вопросы, проблемы, непростые ситуации… Многие из них требуют разбора со специалистами, поддержки, душевного общения, а иногда просто понимающего молчания. На помощь политехникам в таких случаях приходит психологическая служба Центра социальной работы, которая не первый год работает в вузе.

В службе на сегодня четыре квалифицированных психолога, каждый из которых закреплен за определенными школами. Подробнее о работе службы вы можете узнать в разделе «Разговор с психологом» на сайте ТПУ. Сегодня же о том, с чем приходится сталкиваться психологам в техническом вузе и какие проблемы волнуют студентов-политехников, мы побеседуем с Ольгой Бондарь, психологом Центра социальной работы ТПУ.

- Откуда студенты узнают о том, что в вузе есть возможность посетить психолога?

- Наши контакты представлены на сайте ТПУ, где прописано распределение по школам, телефоны и адреса. Там же адрес Кабинета психологического консультирования, который находится в санатории-профилактории ТПУ (ул. Усова, 13в). Впрочем, наше распределение по школам не означает, что студент «привязан» к конкретному специалисту - может не подойти методика и сам человек может не лечь «по душе», поэтому у ребят есть возможность выбора.

В начале сентября мы читаем для первокурсников потоковые лекции, посвященные психологической осведомленности. На них обозначаем, что мы есть, на что направлена наша работа и чем конкретно мы занимаемся. В общем, даем запал, чтобы ребятам было интересно в течение года с нами взаимодействовать. Озвучиваем план мероприятий, которые будем проводить в рамках программы адаптации.

Например, обязательные тренинги, которые полезны всем – борьба со стрессами, работа с ресурсами, простраивание межличностных взаимоотношений и другие.

Информацию о себе мы также доносим через кураторов, в том числе активно работающих студентов-кураторов. По вузу и общежитиям висят наши плакаты и листовки, на которых обозначены все варианты, как можно с нами связаться.

- Нет ли предубеждения по отношению к психологии? И не считают ли студенты зазорным приход к специалисту со своими проблемами, ведь многие, наверняка, воспринимают это как слабость?

- Сейчас молодежь спокойнее относится к работе с психологом, нет мандража и округленных глаз. Все большее количество людей понимают, что обращение к психологу - это не слабость, а забота о себе. Клише психологии как псевдонауки отходит на задний план, потому что есть действенная помощь и реальные результаты. Конечно, ребята на консультации приходят самые разные. Понятно, что на фоне очень активных, старающихся привлечь к себе внимание студентов, есть те, кто переживает, что факт визита занесут, например, в личное дело, и они с порога спрашивают: «Как будет строиться наша встреча?». Вроде и не боятся, но сомневаются, стоит ли доверять. Мы сразу обозначаем общие базовые принципы работы: анонимность, безопасность и принятие без осуждения. Ребята расслабляются, и работа начинает продвигаться в нужном направлении. Кстати, сразу же отмечу, что консультации в нашей службе для политехников бесплатны.

- Приходят чаще с конкретными вопросами или с чем-то неясно-абстрактным?

- Очень редко приходят студенты, сразу четко обозначающие свою проблему - обычно у них уже есть определенный уровень психологической грамотности и рефлексия своего состояния. Большинству же посетителей приходится помогать обозначить область, с которой можно поработать. Запрос обычно абстрактный: «томление духа», «апатия», «тревога», «не нравится учиться». Описывают ощущения, начинаем разбираться с помощью определенных психологических методов, заземляемся в корень беспокойства и выстраиваем тактики для проработки. Для соблюдения анонимности мы стараемся оговаривать конкретное время консультации после предварительного звонка или сообщения в группе (группа в ВК: Психологическая служба ТПУ).

Особенность поколения - в большинстве случаев ребятам проще написать, чем позвонить. На консультацию отводим обычно час, хотя все очень индивидуально. Иногда, если вопрос не очень сложный и требуется набросать схемы решения, то встреча занимает минут 30–40. Иногда поиск выхода из ситуации длится месяцами. Бывают консультации по запросу, мы стараемся аккуратно взаимодействовать с ребятами, чье поведение вызывает беспокойство у кураторов, а также работаем с правонарушителями.

- Есть ли специфика в работе психолога со студентами технического вуза?

- За время моей работы в ТПУ я увидела, что атмосфера рациональности точных наук оказывает большое влияние. На консультациях приходится использовать методы, имеющие четкие грани и схемы, не разглагольствовать о чем-то пространном и метафизичном. Я помню, что моя первая консультация с молодым человеком с физтеха была провальной. Пытались определить те вещи, которых в его мироощущении просто не было. А мне, гуманитарию, казалось: как так? Потом я проанализировала нашу беседу, осознала свои ошибки и перестроилась сама. Работа сейчас стала более структурированная, схематичная, логические цепочки видны четко и результат налицо.

- С какими запросами обычно приходят студенты?

- Среди основных вопросов молодых людей - целеполагание и мотивация. Как простроить свою жизнь, чтобы прийти к тому, что я хочу? Что для этого нужно сделать, какие качества развить, видоизменить, улучшить, модифицировать? В каком направлении себя реализовать, к чему стремиться? Главный вопрос первого полугодия у первокурсников, конечно же, - адаптация. Происходит разрыв с домом и друзьями - многим такая резкая сепарация дается нелегко. К психологам идут с вопросами: как можно скорее найти друзей, чтобы подавить эти боль и пустоту. Плюс очень остро стоит вопрос изменения нагрузки и смены требований. В выпускных классах ребят ведут по одной системе - это тесты, набивание руки. И вдруг полностью меняются требования к обучению, тебя не подгоняют, самому нужно проявлять желание и усидчивость, а ты этого не умеешь, ничего не успеваешь. В таких случаях вместе с первокурсником выбираем оптимальный план работы с индивидуальными типами восприятия и переработки информации, перестраиваем отношение к ситуации. Второе полугодие работаем скорее на поиск ресурсов, анализируем, с недостатком каких внутренних сил столкнулся человек и что нужно сделать, чтобы их оптимизировать и менее энергетически затратно выйти на вторую сессию.

На запросы влияют и времена года. Перепады настроения стабильно идут весной и осенью, изменение погоды влияет на многих людей, растут всплески тревожности, ощущается небольшая подавленность. Ближе к Новому году идет рефлексия на тему «Как прошел год». А к весне актуализируется вопрос отношений: «Как и где найти своего человека? Почему не складываются взаимоотношения?». И, конечно, большие привязки к сессии - тревожность, оправдания ленью. Но та же лень - верхушка айсберга. Разбираешь симптом, начинаешь разбираться глубже и доходишь иногда до неожиданных вещей. На самом деле, в вузе очень широк разброс вопросов. Никогда не знаешь, с чем к тебе придут. Студенты мобильны и разносторонни, и чтобы ориентироваться в их проблемах, нужно постоянно держать себя в тонусе, без остановки учиться и развивать имеющиеся навыки.

Записал Сергей Мазуров

В ТПУ психологическая служба начала свою деятельность в 1995 году. В те годы одной из ее первостепенных задач стало привитие студентам и сотрудникам психологической культуры и уверенности в том, что взаимодействие с психологом - это не последняя инстанция в уже разрушившемся «мире», а доступный и эффективный ресурс в достижении поставленных целей, что психологический потенциал человека - основа любого успешного бизнеса, карьеры, благополучия человека в целом.

За более чем за 20-летний путь деятельности психологической службы у нас сложилось четкое понимание того, что эта работа в вузе - одна из приоритетных в создании условий, способствующих полноценному профессиональному и личностному развитию участников образовательного процесса. Сегодня психолог - это друг, партнер, наставник и волонтер. Его услугами в равной степени пользуются как студенты первого курса бакалавриата, так и магистратуры, и, конечно, сотрудники.

Ольга Никифорова, руководитель Центра социальной работы ТПУ