Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как в Великобритании, только лучше

Диплом британский, знания российские, опыт - бесценный

Томский политех сотрудничает со многими знаковыми университетами из разных стран мира. Но есть кейс совершенно уникальный — это совместный образовательный центр ТПУ и британского вуза Heriot-Watt, одного из ведущих мировых университетов в области нефтегазового дела. Кампусы этого вуза открыты в Великобритании, Дубае и Малайзии, и есть еще более 50 аккредитованных представительств-партнеров  в 30 странах мира. Отделение в Томске — единственное в России. Серьезно и без пафоса — Petroleum Learning Centre (Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела) в ТПУ на слуху у российских студентов и нефтегазовых компаний страны. Но почему? Чем же этот пример сотрудничества так интересен?

Во-первых, российские студенты получают сразу два диплома — от ТПУ и от Heriot-Watt, при этом вся учеба проходит в Томске. Во-вторых, работают они с преподавателями из двух стран, и каждый вуз дает студентам свои лучшие компетенции. Это такой качественный симбиоз лучших европейских практик и традиций российского образования. В-третьих, вся учебная литература, презентации, программное обеспечение и часть лекций — на английском. И что очень важно — трудоустройство. Выпускников центра разбирают на работу еще во время учебы. Например, в этом году магистерские программы центра окончили 35 студентов. Все нашли работу. Кстати, завершается учеба в центре лишь в конце августа. Мы встретились с несколькими новоиспеченными выпускниками. Они рассказали, почему приехали учиться именно в ТПУ, и поделились дальнейшими планами.

Энди Гардинер. Директор курса «Оценка и управление резервуаром», Университет Heriot-Watt, Эдинбург, Великобритания.

– Так получилось, что для томских студентов я читаю курс лекций по седиментологии (наука, изучающая осадочные горные породы и процессы их образования – ред.) резервуара осенью, в первом семестре, а во втором полугодии курирую индивидуальные и групповые проекты студентов. Поэтому я имею возможность пообщаться с ними в самом начале и оценить их прогресс ближе к концу обучения. Знаете, в подавляющем большинстве это очень эрудированные и увлекающиеся люди.

Тот уровень образования, с которым ребята поступают в магистратуру Heriot-Watt, служит отличной стартовой площадкой. И не столь важно, что некоторые приходят из других сфер науки – физики, химии, математики… Благодаря совместным усилиям преподавателей и студентов это различие довольно быстро выравнивается.

Эльвира Абзалетдинова. Окончила одногодичную магистратуру центра «Оценка и управление резервуаром».

- Я еще со второго или третьего курса, когда училась в Тюмени, была наслышана, что в Томске есть магистратура британского вуза, и ее очень хвалили. Я тоже хотела расти, развиваться как специалист в своей области, поэтому решилась приехать в Томск. Одна из целей моей учебы здесь - это английский язык. Я с детства занималась английским, и мне бы хотелось, чтобы мои знания пригодились в работе. Здесь лекции преимущественно были на русском, но лекторы из Эдинбурга работали с нами на английском.

Вся учебная литература и презентации были тоже на английском. Первые дни, конечно, сложно, но со временем привыкаешь, входишь во вкус. Мне в целом понравилась принятая в центре модульная система, когда две-три недели посвящено одной дисциплине.

Ты концентрируешься на одной теме, глубоко в нее погружаешься, особенно если учесть, как много информации дают на занятиях. И ты не прыгаешь все время с пары на пару, не пытаешься удержать знания из совершенно разных областей. По результатам собеседований во время учебы я получила приглашение на работу в дочернюю компанию Роснефти - «Тюменский нефтяной научный центр» - и полное спонсирование обучения.

Руслан Ибатуллин. Окончил двухгодичную программу ТПУ и Heriot-Watt «Нефтегазовое дело».

- Я учился на факультете трубопроводного транспорта в Уфимском государственном нефтяном техническом университете. Но после практики понял, что трубопроводный транспорт - это не совсем мое, это больше работа с нормативной документацией. И магистратуру я решил окончить в другом направлении - по разработке месторождений. Я выбрал Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела в Томском политехе. И вот здесь я начал получать настоящее удовольствие от учебы. Вся литература у нас современная, мы работаем с самым актуальным программным обеспечением. Я понимаю, что мы - выпускники - абсолютно готовы к работе.

Нефтяная инженерия - это захватывающая игра воображения. В этой области много неопределенностей, здесь большие риски и огромные потенциальные приобретения. Работа требует много креатива, нестандартных новых решений.

Во время учебы у нас было много собеседований с потенциальными работодателями, и в итоге я остановился на Иркутской нефтяной компании. Это небольшая частная компания, работающая в Иркутской области и Красноярском крае. У нее достаточно много запасов и большой потенциал для развития. Я буду работать инженером в отделе мониторинга разработки. Это аналитическая работа, требующая обширных знаний и нестандартных подходов, - именно то, чего я хотел.

Антон Воскресенский. Окончил одногодичную магистратуру центра «Оценка и управление резервуаром».

- Когда я еще учился на бакалавриате в Иркутском госуниверситете, на производственных практиках я встречался с выпускниками томской магистратуры Heriot-Watt. Меня впечатлило, какими знаниями они обладали, как могли аргументировать свою точку зрения. Это был уровень. И я сам захотел достичь его.

Один из ярчайших моментов учебы здесь - десятидневная практика в Испании. Вместе со студентами из Эдинбурга мы изучали аналоги нефтяных резервуаров, с которыми нам придется столкнуться по роду своей деятельности. Это было очень полезно, потому что начинаешь мыслить не просто какими-то отдельными категориями, а видеть картину в целом. Да и не каждому геологу выпадает шанс увидеть масштабы резервуаров в реальности.

Обучение здесь еще тем привлекательно, что в отличие от зарубежных кампусов Heriot-Watt, у слушателей есть возможность оплатить обучение через год после окончания. Это дает тебе пространство и время для маневра. Но во время учебы у нас регулярно проходили собеседования с нефтяными компаниями, и они часто возмещают слушателям стоимость учебы. Например, меня пригласили на работу в Научно-технический центр «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге, и мой работодатель полностью спонсирует обучение. Это именно та компания, в которой я хотел работать. Я несколько лет наблюдал за их работой в соцсетях - они современные и открытые, что мне очень близко.

Илья Чурочкин. Окончил одногодичную магистратуру центра «Оценка и управление резервуаром».

- До поступления в ТПУ у меня уже было базовое образование по геофизике и небольшой опыт работы по специальности в Волгограде. Но я хотел получить больше компетенций по разработке месторождений. Учеба была очень насыщенной, все 12 месяцев мы часто учились с утра и до вечера. И даже на практике в Испании мы постоянно работали: приезжали на геологическое обнажение, описывали его, делали схематичные зарисовки, возвращались в отель и моделировали, готовились к итоговой защите по практике. Кстати, это была еще и хорошая языковая тренировка, ведь с нами в Испании были студенты из эдинбургского кампуса Heriot-Watt.

После окончания программы я остаюсь работать в Центре подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела ТПУ. Сюда из Волгограда переехала и моя супруга. Мне вообще понравился Томск. Это такой образовательный центр Сибири, поэтому здесь особая атмосфера, много интересных научных мероприятий.