Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Нас ждет интересный год»

Директор ШБИП Денис Чайковский о старте программы базовой инженерной подготовки

Вот уже практически месяц 1500 бакалавров и специалистов, поступивших в этом году в Томский политех, учатся по-новому. Выбрав «горное дело», «машиностроение», «экономику» и так далее, все они изначально попали в Школу базовой инженерной подготовки, где за первые два года пройдут «ядерную» программу с набором обязательных для студентов фундаментальных дисциплин. Это математика и информатика, естественные и социально-гуманитарные науки, общетехнические дисциплины, иностранные и русский язык, а также физическая культура.  Программы фундаментальные и обязательные, но подходы к обучению кардинально меняются. И перемены происходят буквально на наших глазах. О том, какие задачи стоят сегодня перед руководством школы и какие намечены планы - наш разговор с директором Школы базовой инженерной подготовки Денисом Чайковским.

Продолжаем знакомить вас со школами Томского политеха. Наша газета уже подробно рассказывала об Исследовательской школе химических и биомедицинских технологий в номере от 08.05.2018 и Исследовательской школе физики высокоэнергетических процессов в номере от 07.06.2018, а также об общих изменениях, произошедших в образовательной системе ТПУ, - номер от 11.04.2018. Сегодня расскажем о Школе базовой инженерной подготовки.

- Нас ждет очень интересный период - год становления программы. Сейчас она стартовала, мы будем оценивать ее ход и при необходимости вносить корректировки в содержание и механизм реализации. Что-то усилим, а что-то убавим, чтобы в рамках существующих лимитов сделать все качественно, интересно и эффективно. Основные этапы улучшений придутся как раз на этот год, - рассказывает директор школы.

- Сразу хочу отметить, что для ребят, пришедших к нам обучаться, внешне мало что изменилось. Традиционно первые два курса в университете отданы под преподавание фундаментальных дисциплин. Только раньше отсутствовала связная структура подготовки по этим предметам, все дисциплины читались преподавателями из разных структур, чувствовалась большая дифференциация в подходах к обучению. Не было диалога, а также заинтересованности в общей работе. Ключевое отличие новой программы в том, что мы сконцентрировали в одной школе дисциплины базовой подготовки. Система стала целостной - мы сейчас в одной команде. Садимся за круглый стол и все вместе, на уровне руководителей школы и отделений, разговариваем, как учесть и увязать взаимные интересы, как выстраивать обучение по разным предметам. Физики слушают лириков, и наоборот. И не просто слушают, а слышат, ведь цель у нас теперь общая - за два года дать студенту основательный фундаментальный базис, необходимый любому современному специалисту. Это большой плюс, ведь в рамках одного подразделения всегда можно найти общий язык. Кстати, способность договориться - наверное, ключевая компетенция любого управленца.

- Вы говорите про студентов: «пришедшие к нам», но ведь формально школа студентов не набирала…

- По логике вещей, первокурсников хорошо бы зачислять либо в Школу базовой инженерной подготовки, либо параллельно и к нам, и в инженерные школы. Мне думается, им так будет проще «переключить тумблер» с одной специальности на другую. Например, поступил вчерашний школьник на нефтяника, отучился два года у нас, понял, что хочет быть энергетиком. Пожалуйста! Все возможно при большой заинтересованности в учебе, а также при наличии бюджетных мест или мест на коммерческой основе. А чтобы студент определился, что ему реально интересно, в рамках нашей базовой подготовки есть дисциплина, которую мы считаем флагманской и возлагаем на нее большие надежды, - это «Введение в инженерную деятельность».

Дисциплина включает три блока: мотивация, жизненная навигация и профориентация. При разработке курса мы исходили из того, что поколение Z (дети, родившиеся на стыке веков), как, впрочем, и любое другое, надо побуждать к действию. Мы будем стараться выделять персональные мотивы к обучению инженерному труду, опираться на интересы самого студента. Важный вопрос, который стоит сейчас перед всеми нами: как сделать так, чтобы, попав в ТПУ, они не растеряли тот кураж, который у них был, а только взращивали год от года состояние своей творческой активности.

Предполагается, что к окончанию нашей двухгодичной программы у студента будет полноценная информация обо всем, что делается в других школах. Поэтому часть времени в рамках дисциплины будет отдана под электронный курс «Инженерия будущего», в котором как раз представлены различные сферы инженерной деятельности. Немаловажно, что для ведения этой флагманской дисциплины были приглашены яркие и заинтересованные преподаватели. Мы уже получили первый срез отзывов от студентов - пока только позитив. Также мы наметили взаимопосещение - педагоги будут ходить на занятия по новым дисциплинам и давать обратную связь - как они читаются, как студенты реагируют.

- Много говорилось о том, что студента-первокурсника в ТПУ сразу же окунут в проектную деятельность.

- Да, запланировано, что за первые два года каждый студент примет участие в работе минимум трех проектов. Первый проект - так называемый индивидуальный. Первокурсник получит пропедевтические знания: что такое проектная деятельность? Как ставить проблему? Как ее декомпозировать на задачи и так далее. Этот проект плотно связан с разделом «Жизненная навигация» дисциплины «Введение в инженерную деятельность». Человек будет «нащупывать», чем бы он хотел заниматься и что ему интересно. Второй проект - работа в малых группах, третий - уже более серьезный, работа в междисциплинарных командах. Такая деятельность позволит студенту сразу включиться в выполнение краткосрочных проектов - личных и командных - с четкими сроками и видимыми результатами, получить опыт работы решения междисциплинарных задач.

Деятельность в этом направлении мы уже начали и ведем список заявленных ребятами тем. Есть очень необычные и перспективные запросы. Например, приходит парень и говорит: «Я хочу добывать белок из насекомых, я вижу в этом будущее». Другому интересна астрофизика, третьему - программирование нейронных сетей, интерактивные развлечения и так далее. Сейчас мы собираем эту информацию, чтобы дальше выстраивать коммуникации с инженерными и научно-исследовательскими школами.

- Получается, уже с первого курса ребята проявляют стремление заниматься наукой?

- Есть первокурсники, их процентов 15, которые уже сейчас знают, чего хотят. И еще процентов 40 - их надо чуть «раскачать» и они будут выдавать идеи. Вообще работу с талантами, их выявление и сопровождение я вижу одной из основных задач нашей школы. Если сейчас, с первых месяцев первого курса, ребенка отправить в научно-исследовательскую школу, он может просто «потеряться» на фоне маститых ученых, поэтому нам нужно так простроить механизм вовлечения ребят в науку, чтобы юная звездочка не погасла, а ярче разгоралась.

- Какие еще новшества ждут ребят?

- У нас появилась цифровая практика. И вообще цифровые компетенции - та фишка, на развитие которой мы планируем в дальнейшем потратить много усилий. Во-первых, любому инженеру в наше время необходим базовый ликбез в этой сфере, начиная от умения пользоваться платежными системами и знания принципов цифровой гигиены - где ставить лайки, где нет, при каких условиях оставляешь цифровой след и так далее, и заканчивая пониманием некоторых принципов цифровой экономики - что такое криптовалюта, Интернет вещей, нейросети, блокчейн. Эти компетенции мы будем давать студентам совместно со специалистами Инженерной школы информационных технологий и робототехники. Во-вторых, многое можно будет освоить самостоятельно с помощью LMS - системы электронных курсов. И, в-третьих, в рамках цифровой практики, на конкретном софте, который используют инженерные школы, студенты будут изучать программные пакеты, необходимые для их будущей профессиональной деятельности.

Сейчас мы также пытаемся «замиксовать» цифровую практику с «информатикой», которую переработали, стараясь максимально приблизить к сегодняшнему дню.

- Вы упоминаете электронные курсы. Какое место они займут в обучении?

- Довольно серьезное. Это один из элементов так важного сейчас самообразования. Мы ставим перед собой задачи обучить студента технологиям работы с информацией «получения» знаний, в том числе умению комбинировать разные знания для решения конкретных задач. Наряду с нашими LMS-ресурсами (на которых продублированы практически все дисциплины) студентам рекомендовано пользоваться открытыми зарубежными онлайн-курсами по фронтирным темам.

- Какие еще планы намечены на этот год становления программы?

- В наших постоянных обсуждениях программы мы приходим к тому, что над ядром фундаментальных знаний, которое в равной степени дается абсолютно всем на первых двух курсах, все-таки должны быть некие надстройки, то есть углубленные разделы по химии, физике, математике. Студенты должны иметь возможность выходить за границы нашей ядерной программы. Есть еще идея, и мы осторожно и аккуратно к ней подходим - так называемые метадисциплины. С их помощью у студента возникнет понимание взаимосвязи и взаимозависимости фундаментальных дисциплин. Другими словами, в рамках «физики» он освоит, например, математические и химические законы и у него начнет формироваться системное мышление будущего инженера.

Важнейшая задача, которая также стоит перед нами, - развитие Soft Skills (гибких навыков), таких как умение коммуницировать, проявлять воображение, принимать нестандартные решения и так далее. Эту работу мы сейчас тоже стараемся переосмыслить. Например, в прошлом году был реализован проект по модернизации социально-гуманитарного образования - подготовка по истории, праву, философии затачивалась под конкретную отрасль и ее проблемы. Сейчас стараемся не потерять это зерно в нашей базовой программе. Еще одна серьезная тема - переформатирование мышления преподавателей. Поколение Z требует новых подходов, оно по-другому воспринимает информацию. И в помощь преподавателям сейчас разрабатывается электронный ресурс по переобучению в рамках концепции нового поколения.

Задач много, планов еще больше. Как я уже говорил, нас ждет очень интересное время. И в любом случае мы ориентированы на положительный результат.

Записал Сергей Мазуров