Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Владимир Перегуда: «С благодарностью вспоминаю своих учителей…»

Томский политехнический университет всегда гордится своими выпускниками, многие из которых стали выдающимися государственными и общественными деятелями, известными учеными, руководителями крупных промышленных предприятий, лауреатами государственных премий. Среди них и Владимир Иванович Перегуда, выпускник Политеха, директор крупнейшего производителя электроэнергии на северо-западе России — Ленинградской атомной станции. Мы попросили Владимира Ивановича рассказать о том, какие воспоминания он хранит о родной альма-матер и каких молодых специалистов сегодня ждет отрасль.

Мы стали новым молодым поколением энергетиков

— Владимир Иванович, Вы окончили Томский политехнический институт, один из самых славных «атомных» вузов. Что вспоминается Вам о времени, проведенном в стенах университета?

— В юности я увлекался радио-электроникой и, окончив в 1975 году среднюю школу в городе Свободный Амурской области, поехал в Томск поступать на факультет кибернетики. В институте намерение изменил — подал документы на физико-технический факультет на специальность «Физико-энергетические установки». Физико-энергетические установки — это ядерные реакторы. Они находились совсем рядом с Томском, в Северске. Тогда этот город назывался Томск-7. Он стоял в одном ряду с такими центрами Минсредмаша, как Арзамас-16, Красноярск-26 и Красноярск-45. По приезду в Томский политех я сразу ощутил близость грандиозного производства. Оно было интересным, оно притягивало. И я стал студентом-физтеха. С благодарностью вспоминаю своих учителей Анатолия Алексеевича Силинского, Валерия Павловича Кривобокова, Александра Федоровича Лавренюка, Евгения Михайловича Травина, Анатолия Михайловича Кольчужкина, Валерия Павловича Ивакина, Феликса Петровича Кошелева, Владимира Ильича Бойко. Это были люди разного возраста, разного жизненного и производственного опыта. Силинский — физик-реакторщик, прошедший, как говорится, огонь и воду на производстве. Кривобоков окончил наш институт за два года до моего поступления и был аспирантом. Потом стал кандидатом, доктором наук, профессором, основателем новой специальности — порошковой металлургии. По ней я проходил у него преддипломную практику и писал диплом. Кольчужкин, ученик Ландау, вел у нас теоретическую физику. Он был великим изобретателем разных способов донести знания до студентов, вызвать у них интерес к знанию, умение проявить его и применить. На экзамене у Анатолия Михайловича нужно было ответить всего на один вопрос, но этот единственный ответ содержался в стандартной тетради из двенадцати листов. Ответ надо было излагать максимально подробно, логично, образно, литературным языком. Таким образом, Кольчужкин развивал у нас одновременно и научное, и образное мышление, учил рассуждать, приводить данные и выстраивать логику. По характерам наши преподаватели тоже были очень разными: одни — люди душевные, другие — суровые. Валерий Павлович Ивакин, например, был человеком язвительным. Он поддевал нас и подначивал, держал в форме — перед ним опасно было обнаружить незнание.

В 1981 году я получил диплом инженера-физика и прибыл по распределению в город Курчатов на комсомольскую ударную стройку — Курскую атомную электростанцию. Нас, молодых, сразу направили на монтаж третьего энергоблока. Средний возраст тех, кто вводил в эксплуатацию третий энергоблок, был 23 с половиной года. Молодые рабочие, молодые специалисты, молодые руководители. Нас, новоиспеченных инженеров, ставили на самостоятельную и ответственную работу — кураторами групп, начальниками смен.

— Для этого нужно знать технологию, оборудование…

— У нас была хорошая практика. Я, например, во время учебы в институте в общей сложности почти год пробыл на Билибинской АТЭЦ. Это была очень интересная, единственная в мире атомная станция — с водо-графитовыми реакторами на естественной циркуляции…

— Но Билибинская АТЭЦ и Курская АЭС несоизмеримы.

— Дисциплине, ответственности и умению принимать решения маленькая станция учит не хуже, чем большая. Организация труда на маленькой станции такая же. Мне Билибинская АТЭЦ дала много — там я научился по-настоящему работать с технической документацией, с чертежами. Ну и побывать на Чукотке — это само по себе ценный опыт. В Томском политехе обучение было построено так, что мы, начиная с третьего курса, постоянно видели реальное производство. На двух первых курсах у нас были общеобразовательные дисциплины, теория, затем мы давали подписку о неразглашении государственной тайны, и вперед — на комбинат, в производственную зону. Там наша учеба продолжалась. Мы изучали уникальную технику, оригинальные документы, и отношения людей мы видели.

Целевая подготовка студентов даст свои результаты

— Нынешние студенты таким возможностям могут позавидовать. Сейчас ведь сплошь и рядом студенту предоставляется возможность искать практику самостоятельно. В результате молодого специалиста куратором не очень-то поставишь.

— Не только в нашей отрасли высшее образование оказалось оторванным от производства, между вузами и предприятиями образовался провал. На Ленинградской атомной станции несколько лет назад средний возраст работников станции достиг 47 лет — предпенсионного порога для персонала основных подразделений. Став директором, я занялся подготовкой молодого пополнения как решением задачи номер один — плотно и систематически. Сейчас у нас выстроена система трехсторонних договоров: между студентом, институтом и нами, предприятием. Мы платим вузу за обучение студента определенной специальности, предоставляем ему рабочее место для практики и трудоустраиваем по окончании института. По результатам учебы можем поддерживать успешных студентов своими стипендиями или грантами. Эта система даст хорошие результаты. Со временем. Ведь за год-два не то, что поколение атомщиков, одного специалиста для атомной станции не подготовить. При этом нужно в комплексе заниматься решением не только производственных вопросов, но и социальных.

— В том числе жильем?

— Жилищные вопросы мы тоже решаем по-новому. У нас на станции стартовала уникальная для отрасли программа обеспечения жильем. Во-первых, создается система льготного ипотечного кредитования — под 1% годовых. Молодому специалисту мы оплачиваем к тому же первый взнос. Во-вторых, концерн начал целевое строительство жилья в Сосновом Бору. В-третьих, мы создаем систему ведомственного жилья, которым управляет специализированное предприятие.

Наши усилия по подготовке и привлечению на Ленинградскую атомную станцию молодых специалистов уже приносят первые плоды. Год от года я вижу на «Дне первогодка» все больше новых лиц с желанием работать и расти как специалисты.

— Что бы вы пожелали вузам, ведущим подготовку специалистов для ядерной энергетики?

— Наращивать лабораторную и производственную базу. Нужно стремиться к тому, чтобы инженер мог выполнить любую задачу в работе с оборудованием, с металлом, с инструментом, не говоря уже о том, что инженер-физик должен иметь навыки экспериментатора.

Досье

Владимир Иванович Перегуда

Родился в 1958 г. Окончил Томский политехнический институт.

2005— 2009 гг. — заместитель главного инженера по реконструкции филиала ФГУП Концерн «Росэнергоатом» «Курская атомная станция», заместитель главного инженера по инженерной поддержке и модернизации филиала ФГУП Концерн «Росэнергоатом» «Курская атомная станция», заместитель главного инженера по инженерной поддержке и модернизации филиала ОАО «Концерн Энергоатом» «Курская атомная станция».

2009— 2011 гг. — первый заместитель директора филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция».

С 2010 г. — заместитель генерального директора — директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»

Беседовал Николай Кудряков, доцент кафедры «Управление ядерными реакторами»
Института ядерной энергетики — филиала СПбГПУ в г. Сосновый Бор