Если я была бы ректором Томского политехнического, то обязательно вместе
с дипломом об окончании университета вручала каждому студенту медаль за отвагу...
Отвагу учиться по такому как в нашем вузе РАСПИСАНИЮ.
Кстати, я пишу это без всякой иронии. Разве недостоин награды человек, который
в день учится три пары (всего!), но первую, третью и пятую, не имея второй и
четвертой (с 8.30 до 17.45). Или, к примеру, студент АВТФ, вынужденный улучшать
свою физическую форму путем постоянных кроссов между Десяткой и КЦ. Моя подруга
показывала мне свое расписание и поверьте, не обманываю: первая пара в Десятке,
вторая - в КЦ, третья – снова в Десятке. Тут одна мысль: «Как успеть на пару?»
Где уж говорить о здоровом полноценном питании и о законном отдыхе.
«В нашем вузе нет смен!», - с гордостью говорим мы студентам других университетов.
Конечно, о каких сменах может идти речь, если я, например, учусь в понедельник
с 16.10 до 19.40, во вторник с 8.30 до 14.00, а в четверг с 12.20 до 16.00.
О том, чтобы устроиться на работу на неполный день, и речи быть не может, как
объяснить работодателю: «Сегодня я буду с утра, завтра после обеда, а послезавтра
приду часика на три утром и часика на три после четырех».
Желание изменить свое расписание вряд ли к чему - либо приведет. Моя группа
несколько раз обращалась в бюро расписаний с просьбой помочь и всегда получала
один ответ - все аудиторий заняты. Хотя самостоятельно мы частенько находили
свободные кабинетыЙ
Вопросы почему так происходит и почему у нас такое расписание – «Кадрам» часто
задавали читатели. Поэтому и было решено в очередном номере в рубрике «Кресло»
рассказать о работе сотрудников бюро расписания (БР).
Подходя в назначенное время к 125 аудитории Главного корпуса (а именно там располагается
БР), я немного волновалась, ведь мне предстояло провести полдня в роли работника
бюро расписаний. Мой предыдущий опыт общения с этими людьми нельзя было отнести
к положительному, скорее его можно было назвать никаким. Он сводился всегда
к одной фразе – «Выйдите, мы заняты!». Но в этот раз все оказалось совсем иначе.
Меня очень дружелюбно встретили три милые женщины, одна из них – Татьяна Анатольевна
Конорева вызвалась стать моим куратором. Она и объяснила мне основные принципы
составления расписания.
Оказывается это не такое простое дело, как кажется. Процесс составления расписания
начинается задолго до начала семестра. Сначала в Бюро приносят учебные планы
всех студенческих групп. Затем работники БР вручную (!!!) выписывают из них
все возможные дисциплины. Получается длинный-длинный перечень. Следующая задача
состоит в том, чтобы все это распределить по кафедрам. Составляются примерно
такие таблички.
Последняя
колонка остается пустой. Её заполняют на кафедре и потом возвращают все в бюро
расписаний. Когда этот этап пройден, можно непосредственно приступать к составлению
расписания.
В первую очередь проставляется физкультура и дни «военки». Причем, эти занятия
всегда размещаются по желанию кафедр, и сотрудники БР не имеют право вносить
какие-либо изменения. Во вторую – большие поточные лекции (по 5-6 групп). Следующими
- пары иностранного языка. С ними и возникает больше всего проблем. Иностранный
язык в ТПУ сейчас учат все, многие по 4,5 часа в неделю на протяжении четырех
лет. А языковые центры не такие большие, как это требуется, и не могут уместить
всех одновременно. Вторая трудность заключается в том, что для изучения иностранного
многие группы переформировываются по уровню знаний, и часто вместе учатся студенты
из трех различных факультетских групп. И, наконец, в последнюю очередь ставятся
лабораторные и практики.
Как меня заверила Татьяна Анатольевна, расписание составляется, прежде всего,
для студентов. Если нужно будет выбирать между «окном» у учащихся и преподавателей,
то в этом случае всегда идут навстречу нам с вами.
- Почему же тогда у нас такие «окна»? – перебиваю я рассказ Татьяны Анатольевны.
- К сожалению, - продолжает мой «куратор», - аудиторного фонда не хватает.
Вот все думают, вроде бы ввели новый корпус (имеется в виду 19), но кабинетов-то
дали мало: большинство занимают различные центры, много расположено кафедр.
На втором этаже, например, деканат Гуманитарного, кафедры философии, истории,
образовательный центр нефтяников. Для учащихся – ни одной аудитории. Недавно
у нас и в десятом корпусе два помещения забрали. Многим, как студентам АВТФ,
нужны специализированные аудитории, а с ними тем более проблемы. Посмотрите,-
и Татьяна Анатольевна, - включает компьютер, - это Кибернетический центр. Он
весь забит, причем, обратите внимание, все номера группы начинаются с 8, то
есть корпус занят самими же АВТшниками. (На экране действительно возникает табличка,
демонстрирующая отсутствие свободных аудиторий вплоть до 20.00). Это, ведь только
кажется, что учебных классов много, на самом деле студентов-то больше.
- Но часто бывает так, что аудитория стоит свободная, а к вам приходишь:
«Занята!», - продолжаю допытываться я.
- Да, такое случается. Некоторые самовольно переносят пары, а нам не сообщают.
В этом не наша вина. В компьютере-то числится – помещения задействованы. Бывает
иногда очень обидно, когда студенты приходят, начинают обвинять в преднамеренном
обмане и т.д. Многие почему-то думают, что поступаем так из вредности, просто
не хотим лишний раз утруждать себя и переставлять пары. Поверьте, это не так.
Мы всегда стараемся помочь тем, у кого проблемы с расписанием. Просто не всё
в наших силах.
Сейчас, например, снова появится много нареканий, потому что в 19 корпусе будут
свободные аудитории. Там на первом этаже в помещениях, где нет окон, не работает
вентиляция. Нас обязали (!) ставить занятия в этих аудиториях через пару. Вот,
и получится, что такие удобные, большие аудитории будут простаивать и вызывать
недовольство. Я еще раз хочу задать вопрос: «Почему все упреки в адрес бюро
расписаний?». Ведь не мы виноваты в том, что была неправильно сделана вентиляция
или что в политехническом сейчас создается так много всевозможных центров, которым
тоже где-то надо располагаться...
Смотрю на часы – двенадцать. Пора приступить к практике. Я подсаживаюсь еще
к одной сотруднице моего нового «места работы», которая в этот момент как раз
составляет расписание. Она быстро щелкает мышкой и на экране появляются маленькие
таблички: расписание группы, преподавателя, свободные аудитории и т.д. Вроде
бы все просто. Но тут я узнаю о еще одной сложности расставления дисциплин.
Некоторые преподаватели, ведущие поточные лекции по 5-6 групп, иногда берутся
и практику вести у всех этих групп. Здесь и возникают трудности. Например, в
БР вроде бы нашли идеальное время для занятия, и аудитория есть, а преподаватель
в это время ведет практику у другой группы. Если бы преподаватели практики были
разные, то это облегчило бы процесс составление расписания. Конечно, это не
единственный нюанс работы БР – их очень-очень много, и все в одной статье не
опишешь...
А тем временем мой рабочий день закончился. На прощанье меня еще раз заверили,
что всегда готовы помочь и сделать все возможное, чтобы облегчить нашу студенческую
жизнь (разумеется, в плане расписания). Насколько, это правда, вы можете проверить
сами, ведь семестр только начался...
Марина ДАМИНОВА