Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Окна» - самые большие страсти в университете

Если я была бы ректором Томского политехнического, то обязательно вместе с дипломом об окончании университета вручала каждому студенту медаль за отвагу... Отвагу учиться по такому как в нашем вузе РАСПИСАНИЮ.

Кстати, я пишу это без всякой иронии. Разве недостоин награды человек, который в день учится три пары (всего!), но первую, третью и пятую, не имея второй и четвертой (с 8.30 до 17.45). Или, к примеру, студент АВТФ, вынужденный улучшать свою физическую форму путем постоянных кроссов между Десяткой и КЦ. Моя подруга показывала мне свое расписание и поверьте, не обманываю: первая пара в Десятке, вторая - в КЦ, третья – снова в Десятке. Тут одна мысль: «Как успеть на пару?» Где уж говорить о здоровом полноценном питании и о законном отдыхе.


«В нашем вузе нет смен!», - с гордостью говорим мы студентам других университетов. Конечно, о каких сменах может идти речь, если я, например, учусь в понедельник с 16.10 до 19.40, во вторник с 8.30 до 14.00, а в четверг с 12.20 до 16.00. О том, чтобы устроиться на работу на неполный день, и речи быть не может, как объяснить работодателю: «Сегодня я буду с утра, завтра после обеда, а послезавтра приду часика на три утром и часика на три после четырех».

Желание изменить свое расписание вряд ли к чему - либо приведет. Моя группа несколько раз обращалась в бюро расписаний с просьбой помочь и всегда получала один ответ - все аудиторий заняты. Хотя самостоятельно мы частенько находили свободные кабинетыЙ

Вопросы почему так происходит и почему у нас такое расписание – «Кадрам» часто задавали читатели. Поэтому и было решено в очередном номере в рубрике «Кресло» рассказать о работе сотрудников бюро расписания (БР).

Подходя в назначенное время к 125 аудитории Главного корпуса (а именно там располагается БР), я немного волновалась, ведь мне предстояло провести полдня в роли работника бюро расписаний. Мой предыдущий опыт общения с этими людьми нельзя было отнести к положительному, скорее его можно было назвать никаким. Он сводился всегда к одной фразе – «Выйдите, мы заняты!». Но в этот раз все оказалось совсем иначе. Меня очень дружелюбно встретили три милые женщины, одна из них – Татьяна Анатольевна Конорева вызвалась стать моим куратором. Она и объяснила мне основные принципы составления расписания.

Оказывается это не такое простое дело, как кажется. Процесс составления расписания начинается задолго до начала семестра. Сначала в Бюро приносят учебные планы всех студенческих групп. Затем работники БР вручную (!!!) выписывают из них все возможные дисциплины. Получается длинный-длинный перечень. Следующая задача состоит в том, чтобы все это распределить по кафедрам. Составляются примерно такие таблички.

Последняя колонка остается пустой. Её заполняют на кафедре и потом возвращают все в бюро расписаний. Когда этот этап пройден, можно непосредственно приступать к составлению расписания.

В первую очередь проставляется физкультура и дни «военки». Причем, эти занятия всегда размещаются по желанию кафедр, и сотрудники БР не имеют право вносить какие-либо изменения. Во вторую – большие поточные лекции (по 5-6 групп). Следующими - пары иностранного языка. С ними и возникает больше всего проблем. Иностранный язык в ТПУ сейчас учат все, многие по 4,5 часа в неделю на протяжении четырех лет. А языковые центры не такие большие, как это требуется, и не могут уместить всех одновременно. Вторая трудность заключается в том, что для изучения иностранного многие группы переформировываются по уровню знаний, и часто вместе учатся студенты из трех различных факультетских групп. И, наконец, в последнюю очередь ставятся лабораторные и практики.

Как меня заверила Татьяна Анатольевна, расписание составляется, прежде всего, для студентов. Если нужно будет выбирать между «окном» у учащихся и преподавателей, то в этом случае всегда идут навстречу нам с вами.

- Почему же тогда у нас такие «окна»? – перебиваю я рассказ Татьяны Анатольевны.

- К сожалению, - продолжает мой «куратор», - аудиторного фонда не хватает. Вот все думают, вроде бы ввели новый корпус (имеется в виду 19), но кабинетов-то дали мало: большинство занимают различные центры, много расположено кафедр. На втором этаже, например, деканат Гуманитарного, кафедры философии, истории, образовательный центр нефтяников. Для учащихся – ни одной аудитории. Недавно у нас и в десятом корпусе два помещения забрали. Многим, как студентам АВТФ, нужны специализированные аудитории, а с ними тем более проблемы. Посмотрите,- и Татьяна Анатольевна, - включает компьютер, - это Кибернетический центр. Он весь забит, причем, обратите внимание, все номера группы начинаются с 8, то есть корпус занят самими же АВТшниками. (На экране действительно возникает табличка, демонстрирующая отсутствие свободных аудиторий вплоть до 20.00). Это, ведь только кажется, что учебных классов много, на самом деле студентов-то больше.

- Но часто бывает так, что аудитория стоит свободная, а к вам приходишь: «Занята!», - продолжаю допытываться я.

- Да, такое случается. Некоторые самовольно переносят пары, а нам не сообщают. В этом не наша вина. В компьютере-то числится – помещения задействованы. Бывает иногда очень обидно, когда студенты приходят, начинают обвинять в преднамеренном обмане и т.д. Многие почему-то думают, что поступаем так из вредности, просто не хотим лишний раз утруждать себя и переставлять пары. Поверьте, это не так. Мы всегда стараемся помочь тем, у кого проблемы с расписанием. Просто не всё в наших силах.

Сейчас, например, снова появится много нареканий, потому что в 19 корпусе будут свободные аудитории. Там на первом этаже в помещениях, где нет окон, не работает вентиляция. Нас обязали (!) ставить занятия в этих аудиториях через пару. Вот, и получится, что такие удобные, большие аудитории будут простаивать и вызывать недовольство. Я еще раз хочу задать вопрос: «Почему все упреки в адрес бюро расписаний?». Ведь не мы виноваты в том, что была неправильно сделана вентиляция или что в политехническом сейчас создается так много всевозможных центров, которым тоже где-то надо располагаться...

Смотрю на часы – двенадцать. Пора приступить к практике. Я подсаживаюсь еще к одной сотруднице моего нового «места работы», которая в этот момент как раз составляет расписание. Она быстро щелкает мышкой и на экране появляются маленькие таблички: расписание группы, преподавателя, свободные аудитории и т.д. Вроде бы все просто. Но тут я узнаю о еще одной сложности расставления дисциплин. Некоторые преподаватели, ведущие поточные лекции по 5-6 групп, иногда берутся и практику вести у всех этих групп. Здесь и возникают трудности. Например, в БР вроде бы нашли идеальное время для занятия, и аудитория есть, а преподаватель в это время ведет практику у другой группы. Если бы преподаватели практики были разные, то это облегчило бы процесс составление расписания. Конечно, это не единственный нюанс работы БР – их очень-очень много, и все в одной статье не опишешь...

А тем временем мой рабочий день закончился. На прощанье меня еще раз заверили, что всегда готовы помочь и сделать все возможное, чтобы облегчить нашу студенческую жизнь (разумеется, в плане расписания). Насколько, это правда, вы можете проверить сами, ведь семестр только начался...

Марина ДАМИНОВА