Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«СЛАНЦЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»: надежды, опасения и реальность

Несмотря на то, что добыча сланцевого газа в промышленных масштабах стала явью, человечество еще не определилось – как грамотно использовать это богатство

Из истории известно, что самую первую газовую скважину в сланцевых пластах пробурили в США еще в 1821 году. Однако широкое промышленное производство сланцевого газа было начато лишь спустя почти двести лет. Планомерное освоение залежей сланца начали те же американцы в самом начале 2000-х годов. Но темпы добычи росли буквально по месяцам – уже к 2010 году добыча сланцевого газа в США достигла 51 миллиард кубометров в год. Сразу после этого мировые СМИ заговорили о «сланцевой революции». Только за первое полугодие 2010 года крупнейшие мировые топливные компании потратили 21 миллиард долларов на активы, которые связаны с добычей сланцевого газа. Но уже тогда у многих возникло подозрение, что все происходящее вокруг сланцев – специально организованная рекламная акция…

ЧЕЙ-ТО ПИАР ИЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?

В организации рекламной кампании подозревали те энергетические компании, которые вложили немалые деньги в разработку сланцев, однако не добились существенных результатов. Поэтому считалось, что таким образом эти компании рассчитывают привлечь дополнительные средства к разработке способов добычи газа.

И все же после появления сланцевого газа мировые цены на природный газ заметно снизились. Однако это сразу же спровоцировало негативные последствия на сырьевом рынке: в прошлом 2012 году цены на природный газ в США упали настолько, что пострадала и себестоимость добычи сланцевого газа. В итоге крупнейшая компания на этом рынке – Chesapeake Energy – объявила о значительном сокращении производства и объема капиталовложений в бурение сланцев. Затем низкие цены вынудили ведущие газодобывающие компании сократить добычу, после чего стоимость газа снова поползла вверх.

Общие ресурсы сланцевого газа на планете составляют, по разным оценкам, примерно 200 триллионов кубометров. Но пока эти запасы считаются региональным фактором, который оказывает сильное воздействие только на североамериканский рынок.

Среди факторов, оказывающих положительное влияние на перспективу добычи сланцевого газа, эксперты называют близость месторождений к рынкам сбыта, значительные запасы этого сырья на планете и заинтересованность властей Европы в снижении зависимости от импорта топливно-энергетических ресурсов из России. Американцы также считают, что использование сланцевого газа значительно повышает энергетическую безопасность США и даже помогает снизить загрязнение атмосферы планеты парниковыми газами.

Однако у сланцевого газа есть и ряд очень серьезных недостатков. В первую очередь считается, что существующие технологии добычи сланцевого газа еще очень несовершенны и значительно дороже, чем традиционного сырья. В России себестоимость природного газа со старых месторождений с учётом транспортных расходов составляет в среднем около 50 долларов за тысячу кубометров. В Америке себестоимость добычи сланцевого газа в прошлом году составляла не менее 150 долларов за такой же объем. По мнению экспертов, стоимость добычи сланцевого газа в Европе и Китае будет в несколько раз выше, чем в США.

Кроме того, сланцевый газ непригоден для транспортировки на большие расстояния. А нынешние методы его добычи быстро истощают месторождения.

Нужно заметить, что для добычи сланцевого газа сегодня используют горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта и сейсмическое моделирование. Аналогичная технология добычи применяется и для получения угольного метана. При этом в скважину под давлением от 700 до 1500 атмосфер закачивается вода с большим количеством химикатов. В состав раствора могут входить до 600 химических веществ, в том числе и токсичные бензолы, кислоты, загустители и специальный гель.

Все это формирует один из самых важных негативных факторов – значительные экологические риски при существующих способах добычи. Из-за этого во Франции в июле 2011 года был введен пятилетний запрет на использование технологии гидроудара для разработки запасов сланцевого газа. В том же году такой же мораторий ввела и Швейцария. В Германии министерство экологии в сентябре 2012 года рекомендовало запретить проведение гидроразрыва пластов вблизи источников питьевой воды. В Чехии и Румынии в 2012 году были введены аналогичные моратории на добычу сланцевого газа. В Болгарии массовые протесты населения многих городов привели к принятию парламентом страны бессрочного моратория на добычу нетрадиционного газа.

КОМУ ВСЕ ЭТО ВЫГОДНО?

В настоящее время эксперты прогнозируют, что добыча сланцевого газа в США к 2015 году составит более 180 миллиардов кубометров в год. Крупные месторождения сланцевого газа обнаружены в ряде государств Европы. Многие эксперты считают, что добыча нетрадиционного газа в Европе к 2030 году составит 15 миллиардов кубометров в год.

В России отношение к «сланцевой революции» было непростым. Поначалу это явление вообще постарались не замечать. При этом многие представители российской власти полагали, что «сланцевая революция» – не более чем пиар-кампания, призванная специально для того, чтобы подорвать интересы России. Соответственно, представители крупнейших газодобывающих корпораций также недооценивали это явление. По заявлениям представителей ОАО Газпром, компания не планировала в ближайшие десятилетия начинать разработку месторождений сланцевого газа в России. В начале 2012 года зампред правления Газпрома Александр Медведев отметил, что традиционные резервы компании в 10 раз более эффективны, чем разработка месторождений сланцевого газа.

Вскоре, после получения более достоверной информации из-за рубежа, скептики были вынуждены сменить тон. Хотя еще в 2010 году раздавались первые голоса, что рост добычи сланцевого газа может стать серьезной проблемой для «Газпрома» и России, в 2012 году замминистра экономразвития России Андрей Клепач подтвердил, что ранее российские газовые компании недооценивали масштабы сланцевой революции. Осенью того же года президент России Владимир Путин впервые признал опасность для страны глобальных изменений на рынке энергоносителей, происходящих вследствие наращивания объёмов добычи сланцевого газа. В этой связи Минэнерго было поручено скорректировать генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года.

В марте прошлого года Комитет Госдумы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Перспективы освоения ресурсов сланцевого газа». Участники мероприятия рекомендовали Правительству РФ провести оценку газосланцевого потенциала России, изучить передовые технологии добычи сланцевого газа, оценить возможность и перспективы их внедрения в России. Одновременно рекомендовалось детально проработать вопросы, связанные с влиянием развития сланцевой промышленности в США, и вероятным её возникновением в Европейских странах и Китае на экспортные поставки газа из России.

Можно констатировать, что до сих пор единого мнения, насчет серьезности угрозы российским интересам со стороны «сланцевой революции», так и не существует. По мнению одних экспертов, поставки сланцевого газа из США в Евразию не создадут проблем для российского традиционного газа, поскольку он более конкурентоспособен по сравнению с американским. Ведь расходы по добыче и транспортировке газа из России намного ниже аналогичных расходов для сланцевого газа из США.

По мнению других специалистов, совершенно игнорировать опасность со стороны такой конкуренции нельзя. Тем более, что Китай планирует в 2015 году добыть уже 6,5 миллиардов кубометров сланцевого газа. По оценкам экспертов, общий объём производства природного газа в КНР вырастет на 6 % с текущего уровня. А уже к 2020 году Китай планирует выйти на уровень добычи в диапазоне от 60 до 100 миллиардов кубометров сланцевого газа ежегодно.

Пока к этой гонке присматриваются Австралия, Индия и Канада, где также обнаружены большие запасы сланца, из которого можно добывать газ.