Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Обдираловка, или как нас обсчитывают в столовой

Студенту, как и любому нормальному человеку, грызть граниты науки недостаточно для того, чтобы насытиться. Наоборот, для того чтобы хоть как-нибудь учиться и не замерзнуть в -40 по Цельсию, он должен хорошо кушать. Где и что - вот в чем вопрос.

Начнем с того, что может себе позволить студент на обычную стипендию в 250 руб. Если допустить, что всю стипендию студент может истратить на питание, то разделив ее на количество учебных дней в месяце, получим - 10 рублей в день. Этой суммы недостаточно на прокорм, особенно когда учишься с восьми до восьми, благодаря некорректно составленному расписанию.

Ни для кого не секрет, цены в политехническом не самые скромные, возьмем, к примеру, главный корпус. Его столовая до сих пор остается основной пищевой артерией для шести (!) корпусов ТПУ (1, 2, 3, 4, 5 и ГК, не считая жаждущих горячей пищи из УЛК). К сожалению, именно здесь студенты сталкиваются с проблемами.

Все хорошо знают милую женщину, работающую в буфете главного корпуса. Она всегда приветлива и внимательна к студентам. Почему бы всем общепитовцам не быть такими? Вам не приходилось замечать, как сильно отличается обслуживание в буфете от столовой главного корпуса? А мы не раз слышали от студентов, что их обсчитали именно в столовой.

Именно поэтому мы стали тщательно подсчитывать за кассиром сумму, потраченную нами на обед. Обычно на стене висит меню на текущий день (где указаны все цены), изучив его и вооружившись калькулятором, мы тщательно подсчитывали каждую копеечку. При подходе к кассе нам каждый раз называли бОльшую сумму, чем мы «накушали», каждый раз обсчитывали, и каждый раз не желали, чтобы в наши руки попадал чек.

Обычный обед студента состоит из какого-нибудь горячего блюда, салатика и 20 минут перерыва. С горячими блюдами все обстоит более или менее хорошо. Обсчитать здесь довольно сложно - только на подливе к картофельному пюре и продуктах на вес (но о них отдельный разговор чуть позже). Салаты стоят абы как, и даже под микроскопом порой сложновато вычислить, что там под майонезом? Салат мясной или из крабовых палочек? Сколько рэ за него надобно выложить? А раз не знаешь, то и перепроверять счет не станешь... Да и некогда нам с математикой возиться, через 15 минут пара в десятке!!!

Отсутствие времени на обстоятельный выбор играет важную роль. Когда в твоем распоряжении лишь четверть часа, то, разумеется, не до математики - на это есть кассир. А зря... На том самом доверии и работают эти «люди в белых халатах».

Разные люди совершили ряд одинаковых контрольных покупок (спасибо одногруппникам за оказанную помощь). Мы сравнили суммы и те чеки, которые нам удалось заполучить. Проанализировав их, пришли к выводу, что сумма обсчета (а она реально существует в 90% случаев) составляет от 50 коп., которые можно списать на «зелень» (горошек, петрушка и т.д.), до 7-8 рублей, если сумма покупки превышает 20 руб.

«Лишние» рубли обычно накидываются на салаты, второе или соки (потому как некоторые натуральные - 7 руб., а некоторые числятся напитками - за 4 и 5 руб.). Но еще один способ обсчета - это банальный обвес, забытый многими со времен Советского Союза. Такие продукты как рыба, курица, отбивные продаются на вес, в прайсе стоит цена блюда за 100 грамм, а непосредственно при покупке его взвешивают и называют вам вес, только весов покупателю не видно... Одна студентка из любопытства положила кусочек минтая на весы возле кассы и обнаружила, что он весит 70, вместо сказанных ей 90 грамм! К тому же весьма странным кажется отсутствие «некруглых» цифр - 93, 97, 71 грамм... Это обстоятельство показалось нам странным. Проконсультировавшись у других специалистов из области общепита, мы выяснили, что таких блюд «на вес» вообще не должно быть! Все порции должны быть готовы заранее и взвешены.

Может быть, у вас создалось ощущение, что мы преувеличиваем существующую проблему. Но если допустить, что нас не обсчитали и это все из области «наши глупости», то получается, что в столовой главного корпуса кусочек белого хлеба стоит 1 рубль (по ценнику - 40 коп.), петрушка, вернее ее полузасохший листик, - от 50 коп. до 1,5 руб. (в ценнике петрушка вообще не числится) - цены варьируются по непонятным для нас причинам. Но это еще цветочки, далее выяснилось, что горошек - не часть винегрета и идет по отдельной наценке - 1 рубль сверх стоимости, подлив к картофельному пюре - от 50 коп. до 1 руб. сверх стоимости блюда, стоимость ватрушки в столовой - 3 р. 20 коп., а в буфете в двадцати метрах - только 3 руб. и пр. Почему? Ведь комбинат питания - один!

Среди других конкретных претензий - недочетов в организации работы столовой: первое - меню, написанное сверхнеразборчивым почерком, и полное отсутствие меню возле кассы - не будешь же бегать каждый раз смотреть цены! Перерыв только 20 минут! Второе - чаще всего не отдают кассовые чеки. Их либо тут же выбрасывают в урну, либо «насаживают на вертел», а когда просишь дать чек, еще и вопрошают «а вам зачем?». Между тем, чек обязаны выдавать без напоминания, ведь это письменное доказательство совершения сделки «купли-продажи» между покупателем (студентом) и продавцом (комбинатом питания ТПУ). Спасибо курсу правоведения за юридическую поддержку.

А еще наблюдения показывают, что обсчитают вас или нет, напрямую зависит от того, кто сидит «на кассе». Всеми признанный лидер по обсчету - женщина средних лет в очках (имени ее мы не знаем, потому как у работников столовой нет привычки носить бэйджи). Если пытаешься выяснить, почему сумма такова, она всегда найдет «объяснение» - укроп, горошек, свежие огурцы и пр.

Здесь на первом плане морально-нравственные качества людей, которые обманывают студентов. Не всем из нас помогают родители, кто-то обеспечивает себя по возможности сам, работает и учится одновременно. Студенты, напоминаем вам, относятся к социально незащищенной части населения, живущей на уровне ниже среднего. Было бы с кого брать! Интересно, а преподавателей тоже обсчитывают и обвешивают? Наверное, только «рядовых». Потому как за всегда закрытыми дверями в торце столовой главного корпуса есть отдельная комната, где вам и столовые приборы в полном комплекте, и сервировка, и обилие салфеток (которые на студенческих столах - редкость). Никто не спорит, что руководству по должности так положено, только почему же такое различие в отношении персонала?

Кроме того, весьма огорчает отсутствие в ассортименте такого простого блюда, как чай. На все вопросы «почему?» нам неизменно отвечают, что чай - это забота работника кассы, а он не успевает делать все сразу. Но у нас возникло ощущение, что эта очередная уловка - дабы заставить вместо положенных 1,5 р. за чай платить 3 - за газ.воду или 7 - за сок. Или отсутствие вкусного молочного коктейля, как в буфете, почему, спрашивается? Наверное, за неимением «дорогостоящего оборудования».

Вообще-то обслуживание и качество пищи начинаешь замечать тогда, когда есть, с чем сравнивать. Вот если в планах лишь попить кофе с булочкой, то несомненно - в буфете и дешево, и приветливо. Если покушать горячее - то придется идти в столовую, хотя те, кто располагает большим количеством времени, а также многие юноши с «военки» предпочитают посещать столовую 32 школы - там и вкуснее, и дешевле в два раза. Но самое большое разочарование испытываешь в качестве и в объеме порций, вернувшись из профилактория... Да, там нам приходилось просить налить половинку тарелки супа и довольствоваться частью второго, потому что больше в нас не влезало!!! А здесь можно съесть двойную картошку с курицей и остаться голодным. Только, конечно, если в кармане не валяется лишний полтинник, который ты можешь позволить себе потратить на обед.

А всем, кто еще питается в столовой главного корпуса, мы дружески советуем: не забывайте брать чек, пересчитайте хоть раз и проверьте, во сколько вам обошлась «зелень» и вообще возьмите за привычку брать с собой калькулятор, пока стоите в очереди - считайте. Это единственное, что может спасти вас от лишних затрат, пока администрация университета не решит проверить работников общепита.

Максим АЛЬТ и Ульяна ТОМЧУК

P.S. Надеемся, что это «открытое письмо» попадет по назначению, и ситуация разрешится. Со своей стороны обещаем вам проследить за развитием событий и уведомить вас об изменениях. А пока - приятного аппетита и не забывайте математических навыков!