В нашей редакции давно витала мысль посмотреть на работу «власть имущих» глазами студентов. Мы решили начать с тех, с кем нам, учащимся, приходится сталкиваться в ходе своей деятельности неоднократно, а именно - с заместителей деканов. Для этого эксперимента нашему корреспонденту необходимо было провести день рядом с таким человеком, непосредственно участвуя в его работе.
- Что, Марь Иванна, опять не приготовили уроки? Да... нехорошо.
- А вы, Андрей Васильевич, зачем вчера дрались с учителем физкультуры? Вы же
все-таки директор школы...
Помните такой веселый сюжет из «Ералаша». Учась в школе, когда я видела этот
выпуск, мечтала оказаться на месте того рыженького мальчика, так самозабвенно
отчитывающего своих преподавателей. И вот мое желание сбылось! Мне представилась
возможность почувствовать себя в роли замдекана. Сразу замечу, «строжиться»
пришлось не на своих лекторов, а на учащихся. Все потому, что я «вступила в
должность» заместителя декана по учебной работе со студентами 3-5 курсов Гуманитарного
факультета - Виктора Алексеевича Чёрного. Хотя впечатлений от этого у
меня осталось не меньше. Но все по порядку.
Рабочий день у нас ожидался насыщенным: с 8.30 - несколько лекций, днем - прием
студентов в деканате, и затем занятия у вечерников.
Преподавательская деятельность меня мало интересовала, поэтому утром я предоставила
возможность отдуваться за двоих одному Виктору Алексеевичу. А вот то, чего так
долго желала – общения со студентами, пропустить не могла. Время «нашего» приема
было обозначено на деканате с 14.00 до 16.00. Подойдя заранее, в 12.00 часов,
я заметила несколько человек, жаждущих встречи. Выразив возмущение такой недисциплинированностью
(ну, вот еще даже ни минуты не проработала, а первые замашки руководителя уже
появились!), получила ответ, что это обычное дело: часто студенты не удосуживаются
прочитать информацию о днях и времени приема и могут прийти, когда им будет
удобно. Хорошо, что в каждом деканате есть человек, готовый всегда дать «наглым»
(заметьте, во мне все громче слышится голос начальника) студентам отпор.
Виктор Алексеевич появился где-то без десяти минут два. К этому моменту к нам
уже выстроилась очередь из 6-7 учащихся.
- Проходите, только, пожалуйста, по одному, - с такой фразы начался мой рабочий
день в роли заместителя декана.
Первой вошла девушка. Немного смущаясь, она просит допуск к занятиям. Я пытаюсь
сделать серьезный вид и строгим голосом вопрошаю: «А почему вы пропускаете иностранный
язык?» Она, нисколько не удивившись тому, кто задает вопрос, тихо объясняет:
«Болела», - и протягивает справку. Мой «коллега» выписывает разрешение.
Следующим заходит парень. В голове прокручивается мысль – этот точно из постоянных
посетителей. Виктор Алексеевич сразу же, подтверждая мою догадку, говорит: «Здравствуй,
Николай, опять за допуском. Сегодня-то что?» Коля начинает профессионально «отмазываться»:
«Да эта N.N. (называет имя преподавательницы, которую я знаю)! Она просто придирается,
всем ставит нормально, а мне занижает. Это не она на меня должна докладную писать,
а я!»
Мне становится весело, когда представляю, как N.N. вызовут к зам.декана и будут
спрашивать: «Почему вы необъективны к Николаю?» Но, как ни странно, Виктор Алексеевич
обещает поговорить с ней и попытаться понять, в чем дело. Пока я оправляюсь
от шока, вызванного неожиданным ответом, не успеваю заметить, откуда взялись
за нашим столом два парня-четверокурсника. А они уже что-то пишут. Этим «что-то»
оказываются заявления на имя декана с просьбой разрешить им досрочно сдать сессию.
Меня разбирает любопытство – зачем, ведь они – томичи? Оказывается, им пришел
вызов на работу в Сургуте. Виктор Алексеевич заверяет их, что если декан подпишет,
то никаких проблем не будет, и просит подойти позже.
У нас передышка. «Коллега» предлагает мне попить кофе. «Я ведь не обедал», -
оправдывается он. Но чайник не успевает закипеть, как раздается голос: «К замдекана
можно?»
- Проходите, девушка, присаживайтесь.
- Вы - Виктор Алексеевич? Я с ИЯКа. Хочу перевестись к вам, на «связи».
- Вакантных мест сейчас нет. Приходите после сессии, может быть, появятся.
Кстати, а как вы учитесь? - На «отлично». - При наличии мест мы вас переведем.
Конечно, придется что-то досдавать.
Я начинаю посматривать на часы. Отработать осталось всего 30 минут.
- Марина, посиди немного одна, я схожу на кафедру. Вот он, этот долгожданный
момент! Я одна! На месте заместителя декана! «Видели бы сейчас меня одногруппники.
Ну, где вы все? Хоть бы один зашел», - но моим желаниям не суждено сбыться.
Вместо «моих» приходит девушка.
- Вам Виктора Алексеевича? Что вы хотели? Посмотреть учебный план? Да я вам
сама его сейчас покажу, - и радостно демонстрирую ей листочек с различными названиями
предметов. Сказав спасибо, она уходит. А я, полная гордости, начинаю чувствовать
себя настоящим руководителем.
Все - прием закончен. Забыв о занятиях у вечерников, счастливая, ухожу домой.
Что я могу сказать сейчас, по завершению этого дня? Мне понравилось. Работа
замдекана, хоть и очень сложная, но, вне всякого сомнения, интересная. Мне как
будущему менеджеру такой опыт непременно пойдет на пользу. Поэтому решено не
останавливаться на достигнутом, а осваивать новые должности, так что возможно
скоро вы узнаете о работе наших...
... (ой, чуть не проговорилась, это пока большой секрет!).
В любом случае, ваши предложения по кандидатурам принимаютсяЙ
Марина ДАМИНОВА
P.S. Большое спасибо заместителю декана ГФ по учебной работе – Виктору Алексеевичу Чёрному, а также всему деканату Гуманитарного факультета за помощь в подготовке данного материала.