Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Грядет историческая олимпиада

То, что историческое образование студентов желает быть лучшим - ни у кого не вызывает сомнения. Более того, доверие к истории, как к науке, в студенческой среде не самое высокое. Нередко учебная литература подает материал по схеме: «все так же - только наоборот». Выборочно отрицаются целые исторические этапы, ушла из поля зрения драматическая судьба российской интеллигенции - и это все при сегодняшнем кризисе культурных ценностей.

Остается по меньшей мере удивляться, что при выборе темы олимпиады по отечественной истории эти проблемы не были учтены.

«Подвиг молодежи в Великой Отечественной» - тема важная и нужная, но она ближе к таким формам учебно-воспитательной работы, как студенческие чтения, конференция, вечера славы и памяти, в которых бы ключевое место заняли наши славные ветераны.

Патриотизм лозунгами и хрестоматийными примерами не воспитаешь.

Питательной средой глубокого чувства к отечеству служит знание истории его, какой бы она ни была. При этом главное - правда и умение сострадать, а не зубоскалить по поводу и без.

Олимпиада - состязательность в знании, в творчестве, это средство выражения самого себя. Не случайно же мы ставим вопросы альтернативного характера и спрашиваем: «ваша позиция», «ваше мнение», «ваш вариант» и т.п.

Потрясающе интересные ответы дают некоторые первокурсники на вопрос «какой путь вам ближе: западников или славянофилов, и почему?» Из 24 отвечающих 13 отдали предпочтение последним. И это дети обеспеченных родителей, людей «новой формации». Вот некоторые из ответов: «Жизнь все равно подвела бы славянофилов к пониманию роли технического прогресса и демократии, но их путь не дал бы утопить все эти достижения в бездуховности, в силе и насилии...» «...От Запада тяжело, надоела сила. Может быть, он и не такой, как на экране ТВ. Я мало знаю про действительный Запад». «Надо же нам хоть что-то взять от Запада, чтобы наше, Российское, стало лучше. Хватит им давать. Мы их обеспечиваем всем - даже мозгами. Думаю, что брать у них надо то, что они должны нам, и кормить свои мозги. Для меня пример - реформатор Витте».

Кто бы как ни конспирировал свой ответ, все сожалеют, что не хватает знаний для доказательства. На стремление познать должны подвигнуть сами темы. Скажем, «Реформы и реформаторы России (ХVI - ХХ века)», «Россия в реформах, революциях и войнах» и т.п. Почему бы самих студентов не спросить: чему, какой теме они отдали бы предпочтение, участвуя в исторической олимпиаде? При этом не только озвучить ряд тем, но и дать возможность самим их сформулировать.

Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент Юргинского филиала ТПУ.