Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Первая PRактика

На гуманитарном факультете подвели итоги первой ознакомительной практики молодых \"пиарщиков\" дневного отделения.

Летом этого года сразу 17 предприятий и организаций в городе Томске и за его пределами на две недели были оккупированы молодыми и напористыми студентами специальности \"Связи с общественностью\". Вот некоторые из этих организаций: \"Востокгазпром\", \"Юкос\", \"Томское пиво\", \"ICN Томскхимфарм\", Администрация Томской области, телерадиокомпания \"ТВ-2\", \"Славнефть - Мегионнефтегаз\".

Впечатления, которые остались у студентов от практики, различны. Были и веселые моменты, были и разочарования. Однако, главное - это то, что только на практике в реальных организациях возможно понять особенности своей будущей профессии, получить первичные навыки работы по специальности, да и себя показать тоже можно.

Что же сами студенты могут рассказать про свою практику?

Олеся Каштыкина (газета \"Аукцион-online\"):

\"Знаете, для чего рекламной газете может пригодиться PR-мен? Вот-вот. В качестве рекламного менеджера, ведь чем их больше, тем больше наполняемость газеты, а, следовательно, и прибыль растет. Работа, прямо скажу не из приятных. Подумайте сами: быть рекламным агентом, которого, как говорится, \"никто не любит, и никто не ждет\", эдаким телефонным домогателем. Однако могу с уверенностью сказать, что практика в общении такого рода уж точно никому не повредит\".

Женя Шмелева (агентство недвижимости \"Аурум\"):

\"Практика прошла для меня достаточно интересно. Естественно, были свои \"плюсы\" и \"минусы\". Вообще, началась она с вопроса нашего руководителя: \"Ребята, а что такое \"связи с общественностью\"?\" Объяснили, как смогли. Вроде бы он понял, так как сказал: \"Значит вы должны многое знать и уметь, а, следовательно, вас можно использовать на полную катушку\". Задания у нас были самые разные. Вот те, которые понравились больше всего: написание сюжета радиопередачи, составление анкеты для социологического исследования, разработка рекламной брошюры к десятилетию \"Аурума\".

Ксения Серебрякова (рекламная группа \"Фиеста\"):

\"В процессе прохождения практики мне удалось получить навыки по теоретическому и практическому маркетингу, по разработке и изготовлению аудиорекламы и рекламных афиш, по составлению слоганов, по мониторингу СМИ и т.д. Но, к сожалению, так и не удалось ознакомиться с прямыми функциями специалиста по связям с общественностью. По моему мнению PR-мен должен заниматься непосредственно поиском специалистов, которые будут выполнять вышеперечисленный список работ; он разрабатывает и контролирует рекламную стратегию и поддерживает имидж предприятия, на котором он работает. Сама практика проходила динамично и творчески, а когда видишь результат своей работы - это всегда приятно\".

Юля Чертоляс (администрация Томской области):

\"Сначала было знакомство. Нам рассказали, чем занимается Комитет по информационной политике. Именно там мы должны были \"заседать\" и получать опыт в течение месяца. Комитет, по сути дела, и является PR-службой Обладминистрации. Его цель - работа со СМИ, различного рода контакты с жителями Томска и области, различными политическими партиями и конфессиями, создание имиджа губернатора и т.д. В общем все то, что должен уметь делать настоящий матерый пиарщик. И хотя нас было трое, работали мы самостоятельно. Лично мне удалось поработать во всех трех отделах Комитета: в отделе по работе с общественностью, в отделе по работе со СМИ и в информационно-аналитическом отделе, каждый из которых имеет свою специфику\".

Антон Ищечкин и Людмила Хоминкова (\"Востокгазпром\"):

\"В Департаменте по связям с общественностью \"Востокгазпрома\" нас приняли как будущих профессионалов, с уже оформленной базой знаний за плечами, и, без лишних церемоний, поручили работу - серьёзную и ответственную. Хотим сразу отметить, что работа PR-специалиста - это не всегда творчество, не всегда весело и интересно. Как и любая другая работа, она на 90% состоит из будничной рутины, бумажной переработки, анализа и т.д. Пожалуй, самыми интересными были моменты, когда от нас требовался креатив, больше самостоятельности, генерации идей. Мы смогли поучаствовать в составлении небольшой, но самой настоящей PR-акции - готовили проект проведения выставки в городе Южно-Сахалинске\".

Ирина Каличкина (телерадиокомпания \"ТВ-2\"):

\"Представьте себя с микрофоном в руке, в сопровождении оператора с внушительной телекамерой, когда перед вами открываются все двери, на любой заданный вопрос вы получаете ответ; сильные мира сего, которые раньше бы вас и не заметили, общаются на равных - и вы поймете это непередаваемое ощущение. Политехники не ударили в грязь лицом, и представили на суд зрителя сюжеты о стройотрядах, о гирьевом спорте, о конкурсе на лучший томский дворик, о новых машин для \"спецавтохозяйства\", о проблемах с пенсиями. В целом для нас это неоценимый опыт - пиарщик обязательно должен знать специфику журналистского творчества изнутри, чтобы общение с представителями СМИ было как можно более продуктивным\".

Кроме самих студентов, важно узнать мнение тех, кто эту практику организовывал. С нашими вопросами мы обратились к Агнессе Петровне Моисеевой, заведующей кафедрой культурологии и социальной коммуникации:

- Агнесса Петровна, с какими трудностями пришлось столкнуться в связи с тем, что это была первая практика студентов-очников?

- Специальность PR требует знакомства и включения в службы по связям с общественностью предприятий и организаций. Знать, как они взаимодействуют с другими организациями, с персоналом внутри предприятий. Однако на данный момент не везде такие службы существуют. Это и было основной трудностью. Мы вышли из этого положения за счет того, что наши студенты пошли на телевидение, в газеты, а также в крупные компании, такие как \"ЮКОС\", \"Востокгазпром\". Там не только есть сами службы, но и можно говорить о сложившейся корпоративной культуре.

- Логичным будет следующий вопрос: по какому принципу отбирались предприятия и организации, на которых проходили практику студенты?

- Принцип следующий: во-первых, это социальная значимость; во-вторых, включенность этих организаций в систему общественных связей, в систему отношений. Главное - чтобы наши студенты, придя на практику, получили лучшее из системы социальных отношений в нашем обществе. Говоря словами психолога Маслоу, хотелось бы, чтобы студенты увидели \"красоту коммуникации\", то есть пообщались с достойными, ответственными, компетентными, знающими людьми, что очень много значит. Уже в зависимости от этого формируется и подпитывается сам человек, который с такими людьми контактирует. Поэтому, когда мы выбирали предприятия, мы руководствовались этим принципом \"красоты общения\".

- Как Вы считаете, соответствуют ли знания, полученные студентами в вузе, тем требованиям, которые предъявляют к ним на предприятиях?

- Здесь сложилась такая ситуация. В нашем обществе только происходит процесс становления такой деятельности как public relations, и наши студенты в сибирском регионе являются одними из первых специалистов. Поэтому те требования, которые предъявляют предприятия и организации, не всегда адекватны содержанию и назначению специальности \"Связи с общественностью\".

- Как Вы можете оценить результаты практики?

- Я довольна своими студентами, так как по результатам практики некоторые из них просто раскрылись. Я знала их совершенно с другой стороны, радует появление живого и неподдельного интереса. Появилось стремление дать анализ и оценку ситуации, что хорошо для студентов IV курса, а также стремление вписаться в окружающую действительность и даже поменять ее, правда, только теоретически, о чем студенты говорили в своих отчетах. Тем не менее, социальная активность студентов, их целеустремленность не может не радовать.

Как мы видим, при всех положительных моментах, иногда практика протекала не так гладко, как этого хотелось бы. Возникшие проблемы, которые нашли отражение в отчетах ребят, в первую очередь связаны с тем, что специальность \"Связи с общественностью\" несколько опережает свое время. Наше общество только недавно узнало о понятии PR, на многих предприятиях еще нет PR-отделов. Именно поэтому во многом успешность практики зависела от инициативы самих студентов. Будем надеяться, что ознакомительная практика следующего курса пройдет еще эффективнее. Ведь те, кто идет за нами, должны быть лучше нас!

Максим ПЕТЕРЛЕНКО, студент 4 курса ГФ.