Синергетический эффект работы химиков

В рейтинге QS по направлению «Инженерия — химическая» ТПУ стал вторым в России

СИМБИОЗ МЕЖДУ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ХИМИЕЙ ДАЛ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, ПОЗВОЛИВШИЙ ТПУ ЗАНЯТЬ В ПРЕДМЕТНОМ РЕЙТИНГЕ QS ВЫСОКИЕ ПОЗИЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНЖЕНЕРИЯ — ХИМИЧЕСКАЯ» (ENGINEERING — CHEMICAL). ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХ ВОШЕЛ В ГРУППУ 201-250, ЭТО ВТОРОЕ МЕСТО СРЕДИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ.

Специальности, связанные с глубокой переработкой природных ресурсов, — приоритетны в ТПУ.

Результаты предметного рейтинга позволяют определить точки роста

Успех Томского политеха по направлению «Инженерия — химическая» (Engineering — Chemical) комментирует проректор ТПУ по научной работе и инновациям Александр Дьяченко:

— До предметного рейтинга мы в основном принимали участие в общих рейтингах. В них нет подразделения на предметные области, поскольку университеты по своей философии — универсальные образовательные учреждения с большим количеством разных направлений. Вспоминается пушкинское: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Действительно, сложно сравнивать, например, МГИМО, специализирующийся на юриспруденции, Высшую школу экономики и ТПУ, где в основном технические направления. В связи с этим и по рекомендации Минобразования и науки РФ мы стали больше позиционировать себя в предметных рейтингах. И Томский политех сразу занял передовые позиции в рейтинге Engineering — Chemical — «химическая инженерия», или «химическая технология» (так для многих привычнее звучит).

Анализируя, почему «выстрелил» именно этот предмет, стоит вспомнить, что наш университет 120 лет назад как раз и был создан для развития инженерии за Уралом. А поскольку Сибирь всегда славилась обилием природных ресурсов, то логично, что инженерные специальности, связанные с глубокой переработкой природных ресурсов, стали приоритетными для Томского политеха. На сегодня ТПУ обогнал большинство российских вузов за счет достойных результатов работы как научных коллективов, так и отдельных ученых. Предметные рейтинги подтвердили все наши предположения. Для меня неожиданностью было только то, что мы так высоко поднялись, а вот ранжирование — кто впереди, кто позади — в принципе совпало с нашими данными. И безумно приятно было увидеть, что коллеги-эксперты очень высоко оценили прекрасные работы наших химиков.

Химия и химическая технология в нашем университете развита в двух направлениях — это фундаментальные химические науки и химическая технология. Среди коллективов-«фундаменталистов» особо хочется отметить кафедры физической и аналитической химии (заведующий — д.х.н. Алексей Пестряков), технологии органических веществ и полимерных материалов (д.х.н. Мехман Юсубов), биотехнологии и органической химии (д.х.н. Елена Краснокутская). Эти кафедры вносят огромный вклад в развитие фундаментальной науки, делясь полученными результатами своих исследований в высокоцитируемых журналах. Это и большая персональная работа наших ученых-химиков. Например, индекс Хирша, который учитывался при подведении итогов рейтинга, у Алексея Пестрякова — 26, Мехмана Юсубова — 22, Виктора Филимонова — 16, Елены Краснокутской — 9, Елены Коротковой — 9. Необходимо отметить большой потенциал молоды химиков — Павла Постникова, Марии Трусовой, Елены Дорожко, Елены Ивашкиной.

Второе направление — это инженерия. Здесь надо отметить успехи кафедр химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов (заведующий — д.х.н. Роман Крайденко), общей химии и химической технологии (к.т.н. Владимир Ан), технологии силикатов и наноматериалов (д.т.н. Валерий Погребенков), наноматериалов и нанотехнологий (д.т.н. Олег Хасанов). Работы инженерных научных коллективов дают хороший экономический эффект на будущее и таким образом значимо повышают академическую репутацию нашего вуза. Например, ТПУ отправил на МКС спутник, но научная мировая общественность оценила не столько этот факт, сколько то, что он напечатан на 3D-принтере и что в космосе будут опробоваться новые материалы. Это произвело определенный резонанс. Или коллективы С.И. Твердохлебова и Р.А. Сурменева работают над созданием новых покрытий для имплантатов. В ТПУ разработана новая технология бериллия. У этих практичных работ, может, не так много статей с высоким импакт-фактором и других наукометрических показателей, однако они имеют экономический эффект и отклик в мире. Это как раз та академическая репутация, которую невозможно предугадать, тем более невозможно воздействовать на этот фактор. На нее также очень влияет внешняя работа и открытость наших ученых — участие в международных мероприятиях, доклады, коллаборации с зарубежными партнерами. Наши химики, кстати, активно сотрудничают с коллегами из США, Чехии, Мексики и других стран.

Единым фронтом в общей упряжке

Сейчас мы работаем над планом действий — стратегией развития научно-исследовательской деятельности университета, то есть сводом законов, которые позволят идти к успехам единым фронтом. У нас была проблема, как в одну стратегию объединить ряд разных направлений, ведь если сложить 10 тактик, одна стратегия не получится. Теперь, на основе этого рейтинга, мы можем, во-первых, оценить позицию каждого подразделения и проанализировать динамику движения, определить лидеров и «отстающих» и для каждого предметного пула в общей стратегии выбрать свою тактику. Кто-то уже успешно перевыполнил предлагаемые им показатели, им будет неинтересно.

Другие коллективы, если им поставить средние показатели по университету, надорвутся и не выполнят. Кого-то нужно хвалить, кого-то конструктивно критиковать, а кому-то — помогать. Самое главное — это нам даст общую картину, мы сможем оценить не просто каждый коллектив, лабораторию, кафедру, а буквально дойти до каждого человека и предложить направление и свой темп развития. Потому что известно — великие дела делают конкретные люди и их помощники.

Записал Сергей Мазуров

Справка

При составлении предметного рейтинга QS World University Rankings by Subject 2017 года оценивались 4438 университетов мира, были отобраны 3098 и проранжированы 1117 вузов. Рейтинг оценивали и ведущие мировые университеты по 46 предметам, объединенным в пять предметных областей. ТПУ впервые вошел в рейтинг по предметной области «Технические науки и инженерное дело» (Engineering & Technology), заняв в нем 390 место и высокие позиции по предметам: «Инженерия — химическая» (Engineering — Chemical) в группе 201-250 (второе место среди российских вузов), по направлениям «Инженерия — электротехническая и электронная» (Engineering — Electrical & Electronic) и «Инженерия — механическая, авиационная и промышленная» (Engineering — Mechanical, Aeronautical & Manufacturing) — в группе 251-300 (пятое место в России). В предметной области «Естественные науки» (Natural Sciences) по предмету «Физика и астрономия» (Physics & Astronomy) ТПУ перешел из группы 301-400 в группу 251-300. В этой же предметной области ТПУ впервые вошел в группу ранжируемых вузов по предмету «Химия» (Chemistry) — 451-500. Всего в предметный рейтинг QS 2017 года вошли 28 российских вузов.

Лидером является МГУ, который представлен в рейтингах по всем пяти предметным областям и по 28 предметам, далее следуют Санкт-Петербургский госуниверситет (14 предметов), Высшая школа экономики (13), НГУ (9), Казанский федеральный университет (8), МФТИ (6), ТПУ и МГТУ им. Н. Баумана (5).

В предметных рейтингах QS учитываются четыре основных показателя: академическая репутация и репутация среди работодателей — их оценивают более 75 тысяч ученых и 45 тысяч работодателей, количество цитирований на одну статью и индекс Хирша.