Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

На старте нового

6 января на заседании ректората был заслушан отчет за 1997 год проректора по учебной работе А.И.Чучалина. Корреспондент побеседовала с Александром Ивановичем.

Корр.: - Александр Иванович, в Вашем отчете приведены неплохие результаты успеваемости студентов-политехников . Так, абсолютная успеваемость составила 87,4 процента, 18,5 процентов студентов ТПУ учатся только на \"отлично\", на \"хорошо\" и \"отлично\" - 33,1 процент. Троечники составляют всего 1,3 процента. В мое время учебу студентов контролировали преподаватели, деканаты, комсомольская и пар-\' тийная организации, студенческий профсоюз. В практике были ежедневные сводки, использовались километры бумаги. Сейчас, на мой взгляд, в учебном управлении тишина. Что изменилось?


А.И.: - В те времена было очень много формальных показателей, немало времени уходило на \"показуху\". Отношение г. студенту было, некоторым образом, как к обьекту: должны были его воспитывать, опекать во всем и всегда. В последние времена кардинально изменился психологический подход. Прежде за всех нас думали. Теперь же каждый думает самостоятельно. Раньше сверху вниз, теперь - снизу вверх. Никто никого не ругает, не заставляет. Хочет студент учиться или нет - это его личное дело. В 1997 году за неуспеваемость отчислено 520 студентов. Главное обеспечить наличие достаточного количества образовательных программ, хорошего методического обеспечения, причем желательно, чтобы они приближались к международным стандартам. Нтобы была соответствующая материальная база, современные технологии, преподаватели с хорошим уровнем подготовки, то есть все, чтобы в ТПУ способность к ведению образовательного процесса была на высоком уровне.

Корр.: - Допустим, условия есть. Но ведь контроль и система оценки существуют, и кого-то, все же, она должна интересовать.

А.И.: - Прежде всего студента. Мы готовим новое положение о контроле за текущей успеваемостью, пытаемся увязать ее с рейтинговой системой, с механизмом предоставления платных образовательных услуг. Существует образовательный потенциал, он должен быть реализован, дело студентов, как его употребить. Студент может и должен учиться отлично, успевать овладевать предложенными программами. Тогда все пройдет без сучка и задоринки.

Корр.: - То есть университет как бы задает своим подопечным необходимый темп?

А.И.: - Да, у нас отработан технологический процесс, позволяющий студенту не задержаться ни на одной операции, никакой механизм платных дополнительных услуг его не коснется, никто никогда не возьмет с него денег. Если студент выбивается из технологии по уважительным причинам, подтвержденным документально, преподаватели готовы помочь бесплатной консультацией. Когда же пропуски занятий и неудовлетворительные оценки вызваны ленью или необходимостью, в ущерб учебе, зарабатывать деньги на хлеб насущный, студент может и заплатить за дополнительное внимание к себе преподавателя. Сейчас всюду формируются корпоративные интересы - у преподавателей, у университета, у студентов, у каждого - свои. Мы строим отношения на основе пересечения интересов, взаимодействия и сотрудничества.

Корр.: - С учебным процессом ясно. За годы учебы студента вы получили его портрет. А что дальше? Может ли он рассчитывать на помощь в дальнейшем?

А.И.: - У нас есть специальная служба, которая занимается трудоустройством выпускников. Мы требуем и от кафедр обеспечения рабочих мест своим питомцам.

Корр.: - Насколько я знаю, вопрос куда пойдет студент после окончания политехнического, далеко не праздный. Многие из тех, кто закончил ТПУ в прежние годы - гордость и слава университета, известные люди и в России, и в мире. А за последние годы есть такие примеры?

А.И.: - Есть. Нам интересна обратная связь с выпускниками. В прошлом году мы разработали систему отслеживания карьеры политехников. Сейчас нет образования на всю жизнь, и мы готовы и дальше предоставлять своим выпускникам образовательные услуги. В прошлом году из 814 выпускников было трудоустроено 610 человек, что составляет 75 процентов, из них по заявкам предприятий - 336 человек - 55 процентов, по двухсторонним договорам и контрактам - 274 (45 процентов). Думаю со многими наши отношения продолжаться по мере их профессионального роста.

Корр.: - Работа проделана большая и в организации учебного процесса, и в повышении уровня преподавания, и многое другое. Что было для Вас самым трудным в 1997 году?

А.И.: - Самым трудным оказалось зарабатывание внебюджетных средств. Сейчас высшая школа теряет поддержку государства и постепенно идет к платному обучению. Бесплатное высшее образование сохранится лишь в какой-то части, для ограниченного круга, видимо для тех, кто имеет особые способности и преодолеет высокий барьер при поступлении. В 1997 году на платном образовании мы заработали 7,8 миллиардов рублей. План этого года намного выше. И мы еще точно не знаем, каким образом это будет достигнуто. И не столько для того, чтобы зарабатывать, сколько для того, чтобы выжить и продолжить развитие университета. Это самое сложное.

Корр.: - Я знаю, в ТПУ есть приоритетная задача внедрения в международное образовательное пространство.

А.И.: - Правительство бросило в начале 90-х годов всю промышленность - выживайте как хотите. И те, кто успел наладить какие-то контакты с другими странами, получают заработную плату, развивают технологии и прочее... Сейчас такое же отношение наблюдается и к высшей школе. С этого года прекращена оплата коммунальных услуг через взаимозачеты. Необходимы дополнительные денежные средства. Поэтому у нас есть один путь - выход на внешнеобразовательный рынок. Вот почему это приоритетная задача, но мы пока не готовы к ее решению. Начиная с языка, менталитета и заканчивая спецификой организации обучения в зарубежных странах. В этом мы потеряли как минимум 3-4 года. Сейчас догоняем.

Корр.: - ТПУ свойственно бороться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций. Ваш прогноз: когда мы подойдем к первым результатам?

А.И.: -Сейчас мы бросаем все усилия, чтобы попытаться с четырьмя программами выйти уже в октябре. Делаем программы, которые узнаваемы в мире. Уже есть лидеры этих программ, они выполнили аналитические обзоры зарубежных программ и организации обучения. Это профессор ХТФ В.Г.Филимонов, доцент АЭМФ О.Ф.Шапкина, доценты МСФ В.М. Замятин и М.Г.Гольдшмидт, доцент Г.Д. Дубина. Основной координатор - профессор 0.В.Бойко. Это первопроходцы, которые должны сформировать учебные программы, методическое обеспечение и т.д. Мы возьмем самое лучшее из того что у нас есть, распишем за каждым факультетом, кафедрой каждый курс. Найдем преподавателей, которые пройдут усиленное обучение английскому языку и ... Должно получиться в октябре. Мы вручим образовательные \"чемоданчики\" потенциальным студентам с Кипра, Индии, Африки, всем желающим. Вообще по плану, страшно сказать, 25 человек должны пройти первую установочную сессию.

Корр.:- Александр Иванович, ну а нашим родным студентам, что Вы пожелаете, кроме как учить языки и готовиться к общению с иностранными студентами?

А.И.:- Нашим студентам желаю хорошего настроения, желания учиться и бойцовских качеств на старте нового семестра!

С проректором А.И.Чучалиным беседовала В. НАЗАРОВА.