Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Получить глобально-конкурентоспособных специалистов

Создание в Томске регионального образовательно-отраслевого центра подготовки кадров для нефтегазового комплекса решит проблему дефицита профессионалов мирового класса в Сибири и на Дальнем Востоке.

Задачи прорыва в технологическом развитии страны, которые ставит перед собой Правительство России, требуют наличия компетентных специалистов различного уровня: инженеров, техников, технологов и квалифицированных рабочих, способных создавать продукцию, соответствующую лучшим мировым образцам. Подготовка этих кадров ложится на плечи всей системы профобразования, но особая роль отводится региональным образовательно-отраслевым центрам, которые должны обеспечивать квалифицированным персоналом инновационные производственно-технологические кластеры. Один из таких Центров для подготовки кадров, обеспечивающих развитие нефтегазового комплекса Сибири и Дальнего Востока, создается на базе Томского политехнического университета, Томского техникума информационных технологий и Учебного центра ООО «Газпром трансгаз Томск».

Место, где рождается профессиональная среда

Инициатива создания этого Центра принадлежит ОАО «Газпром» и Администрации Томской области. Образовательно-отраслевой центр формируется в виде консорциума образовательных учреждений и предприятий, действующего в рамках государственно-частного партнерства как сетевой проект подготовки специалистов и рабочих кадров по согласованным и совместным образовательным программам.

Началом создания консорциума можно считать подписание Меморандума между ОАО «Газпром» и Администрацией Томской области, в котором, с учетом Программы инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года и Стратегии развития Томской области, были определены основные направления сотрудничества. Перед Региональным образовательно-отраслевым центром поставлено несколько основных задач. Одной из главных является разработка глубоко интегрированных программ высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО) и профобучения, соответствующих международным стандартам технического образования, планирование траекторий непрерывного технического образования с ускоренным освоением этих программ при сетевом взаимодействии ТПУ, ТТИТ и Учебного центра ООО «Газпром трансгаз Томск».

Центр – это кадры, инфраструктура и образовательная среда

Запуск Центра предполагает выполнение целого комплекса мероприятий, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам. Среди них первое – создание образовательной среды мирового уровня для подготовки профессиональной элиты путем реализации целевых образовательных программ в партнерстве с ведущими промышленными предприятиями отрасли. Для достижения этой цели предполагается вначале разработать и реализовать образовательные программы ВПО, СПО и профессионального обучения в соответствии с национальными и международными стандартами и при участии заинтересованных предприятий-работодателей. Кроме того, намечено разработать систему управления консорциумом, создать организационное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса, развить систему международной аккредитации образовательных программ ВПО и СПО, а также создать систему профессиональной сертификации инженеров, технологов и техников. Необходимо увеличить долю студентов ТПУ и ТТИТ, проходящих производственную практику на предприятиях ОАО «Газпром» и трудоустроенных по окончании обучения на ведущих предприятиях нефтегазовой отрасли.

Необходимо также создать систему отбора абитуриентов для обучения в ТПУ и ТТИТ по программам, реализуемым в рамках деятельности образовательно-отраслевого центра.

Вторым этапом создания и реализации Центра должно стать развитие инфраструктуры и современной материально-технической базы участников консорциума.

Третий блок мероприятий имеет своей целью развитие кадрового потенциала. В этих рамках предполагается организация повышения квалификации и стажировок всех категорий сотрудников ТПУ и ТТИТ, участвующих в работе Центра, привлечение и закрепление высокопрофессиональных научно-педагогических кадров в ТПУ и инженерно-педагогических работников в ТТИТ для решения задач Центра.

Как привлечь молодежь в инженеры?

Острый дефицит квалифицированных технических специалистов и рабочих кадров в реальном секторе экономики страны и региона во многом связан с недостаточной популярностью инженерной профессии и привлекательностью технического образования.

– В России, несмотря на усилия высшей школы, в реальном секторе экономики наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов в области техники и технологий, причем как на инженерном уровне, так и на уровне техникумов, – считает проректор ТПУ по образовательной и международной деятельности Александр Чучалин. – Всего четверть школьников сдают экзамен по физике, те, кто может поступать на технические специальности. И конкурс достаточно низкий на образовательные программы высшего и среднего образования по техническим направлениям.

Для привлечения выпускников школ в Региональный образовательно-отраслевой центр планируется разработать специальные программы мотивации школьников к выбору инженерной профессии и технического образования. Чтобы повысить их интерес к точным наукам, выявить юные таланты и развить их творческие способности, в ТПУ разработан проект Internet-лицея, где планируется создать ресурсы с целью мотивации, целевой подготовки и профориентации школьников с применением современных Internet-платформ для формирования личностно-ориентированной электронной информационно-образовательной среды.

Портал Internet-лицея ТПУ будет структурирован по разделам: личные кабинеты, профессионально-ориентационные модули, творческие блоки, игровая платформа, образовательные ресурсы и портфолио достижений учащихся. Новизной разработки является «геймификация» – использование увлекательных игровых технологий и «виртуальной реальности» для решения задач мотивации, целевой подготовки и профориентации школьников с учетом их психологических особенностей и творческого потенциала.

– Выпускники Internet-лицея ТПУ будут, очевидно, наиболее подготовленными кандидатами для обучения по программам образовательно-отраслевого центра и овладения профессиями высококвалифицированного рабочего, техника, технолога и инженера по направлениям и специальностям, востребованным на предприятиях нефтегазового комплекса, – считает Александр Чучалин.

В рамках функционирования образовательно-отраслевого центра в ТПУ планируется подготовка инженеров и технологов по программам академического и прикладного бакалавриата соответственно, а также подготовка техников в ТТИТ по согласованным и совместным сетевым программам на основе образовательного стандарта Национального исследовательского Томского политехнического университета и международных требований International Engineering Alliance (IEA). Ориентация на лучшие мировые стандарты подготовки специалистов в области техники и технологий является принципиальной особенностью образовательной деятельности создаваемого регионального образовательно-отраслевого центра.

На какие стандарты ориентируемся?

Международный инженерный альянс IEA объединяет существующие в ведущих странах мира общественно-профессиональные организации, занимающиеся проблемами качества инженерного образования и развития квалификаций специалистов в области техники и технологий.

Согласованность международных стандартов подготовки специалистов в области техники и технологий на различных уровнях образования и требований к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов является исключительно важным фактором совершенствования технического образования, инженерного дела, развития технологий производства и в конечном счете экономик стран-участников IEA (США, Великобритания, Канада, Япония и другие). Россию в IEA представляет Ассоциация инженерного образования России (АИОР), которая является членом APEC Engineer Register (с 2010 года) и действительным членом Washington Accord (с 2012 г.).

Основным документом IEA, в котором изложены требования к подготовке выпускников технических университетов и колледжей, согласованные с требованиями к компетенциям практикующих специалистов в области техники и технологий, является IEA Graduate Attributes and Professional Competences. Представленные в этом документе требования постоянно актуализируются и используются в странах-участниках IEA для проектирования и оценки качества технического образования с учетом современных тенденций в области инженерной профессии, основанных на перспективах развития науки, техники и технологий.

Стране нужны инженеры, техники и технологи

Еще в 2011 году российская высшая школа, в том числе национальная система инженерного образования, массово перешла на уровневую подготовку бакалавров и магистров по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения. Вузы страны и ТПУ, в частности, разрабатывают и уже реализуют новые программы подготовки бакалавров и магистров в области техники и технологий.

Согласно ФГОС, требования к подготовке бакалавров по 4-летним образовательным программам стали более практико-ориентированными. Программы проектируются таким образом, чтобы бакалавры в области техники и технологий, которые в ближайшее время придут на рынок труда на смену дипломированным специалистам, были готовы к ведению комплексной инженерной деятельности.

ТПУ будет ориентироваться на международные стандарты IEA в части требований Washington Accord при разработке образовательных программ академического бакалавриата по направлениям: машиностроение, электроэнергетика и электротехника, нефтегазовое дело и автоматизация технологических процессов и производств, – говорит проректор Александр Чучалин. После выпуска первых бакалавров АИОР планирует аккредитацию программ академического бакалавриата на соответствие критериям, сопоставимым с требованиями Washington Accord. Бакалавры-выпускники аккредитованных АИОР-программ будут в перспективе иметь возможность после приобретения опыта практической инженерной деятельности пройти процедуру сертификации и регистрации в качестве Professional Engineers в международных регистрах EMF Register или APEC Engineer Register.

Ассоциация инженерного образования России в настоящее время разрабатывает критерии общественно-профессиональной аккредитации программ СПО по техническим специальностям и готовит заявку на вступление в Dublin Accord. В рамках деятельности регионального образовательно-отраслевого центра предполагается пилотная международная аккредитация программ СПО.

Целесообразность введения в отечественную систему профессионального образования прикладного бакалавриата обусловлена изменениями в экономике, современными тенденциями технологического развития производства, новой структурой рабочих мест на рынке труда и повышением профессиональной мобильности.

Появилась потребность в подготовке специалистов, оптимально сочетающих базовые знания и практико-ориентированные компетенции. В области техники и технологий прикладной бакалавриат будет ориентирован на подготовку технологов – специалистов, способных осваивать и внедрять современные технологии производства в отраслях реального сектора экономики.

– Нормативный срок освоения программ прикладного бакалавриата – 4 года, – рассказывает Александр Чучалин. – Программы прикладного бакалавриата будут обеспечивать практико-ориентированную подготовку, характерную для программ СПО, и теоретическую подготовку, соответствующую программам ВПО. В программах прикладного бакалавриата практическая подготовка выпускников планируется в объеме, составляющем не менее 50 % от общего объема образовательных ресурсов, предусмотренных на теоретическое обучение и практику.

Движение по сетевым траекториям

Возможные образовательные траектории реализации программ ВПО – академический бакалавриат, прикладной бакалавриат и СПО (подготовка техников) в образовательно-отраслевом центре при сетевом взаимодействии ТПУ и Томского техникума информационных технологий с участием Учебного центра ООО «Газпром трансгаз Томск» в обучении рабочим профессиям.

Предполагается, что при освоении программ академического бакалавриата студенты ТПУ будут готовиться к комплексной инженерной деятельности, а в процессе производственных практик получать до трех рабочих профессий, в том числе на базе Учебного центра ООО «Газпром трансгаз Томск». После второго года обучения студенты будут иметь возможность на конкурсной основе выбрать профиль подготовки, а после завершения программы трудоустроиться на предприятиях нефтегазового комплекса или на конкурсной основе продолжить обучение в магистратуре.

– Планируется, что студенты ТПУ, зачисленные на программу прикладного бакалавриата, и студенты ТТИТ, зачисленные на родственную программу СПО, в течение двух лет будут обучаться по единому учебному плану, разработанному совместно ТПУ и Томским техникумом информационных технологий, – говорит Александр Чучалин. – Уже после второго года обучения лучшие студенты ТТИТ на конкурсной основе смогут перейти на программу прикладного бакалавриата в ТПУ, а слабо успевающим студентам ТПУ будет предложено перейти на программу СПО в ТТИТ. Это может стать дополнительной мотивацией для студентов к активной познавательной деятельности и достижению хороших результатов в освоении образовательных программ СПО и ВПО.

В процессе производственных практик при обучении по программам СПО и прикладного бакалавриата студенты будут также получать рабочие профессии. После окончания программы СПО выпускники ТТИТ смогут трудоустроиться на предприятиях нефтегазового комплекса или в сокращенные сроки на конкурсной основе освоить в ТПУ программу академического бакалавриата. После окончания программы прикладного бакалавриата выпускники ТПУ, как правило, должны будут накопить опыт прикладной инженерной деятельности на производстве. После приобретения практического опыта желающие смогут на конкурсной основе поступить в магистратуру и продолжить обучение. Таким образом, в рамках функционирования в Томске регионального образовательно-отраслевого центра подготовки кадров для предприятий нефтегазового комплекса Сибири и Дальнего Востока могут быть реализованы гибкие образовательные траектории получения ВПО, СПО и рабочих профессий за счет разработки согласованных и совместных программ, а также сетевого взаимодействия участников консорциума.

Заключение

Реализация Программы создания в Томске Регионального образовательно-отраслевого центра подготовки кадров для нефтегазового комплекса позволит решить проблему дефицита высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в регионах Сибири и Дальнего Востока. Предполагается, что Центром будет подготовлено необходимое количество инженеров, технологов и техников, компетенции которых будут полностью соответствовать требованиям заинтересованных предприятий-работодателей, национальным профессиональным стандартам и лучшим мировым практикам инженерного образования.

В результате деятельности Центра его выпускники станут сертифицированными по международным стандартам профессиональными инженерами, технологами и техниками – глобально-конкурентоспособными специалистами, способными внести значительный вклад в развитие нефтегазовой отрасли, экономики регионов Сибири, Дальнего Востока и страны.