Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

По-доброму «повернуты» на интересе к науке

…со школьной скамьи

По-доброму «повернуты» на интересе к науке

Общеизвестно: хочешь иметь хорошего преемника — найди и воспитай его. С этим утверждением абсолютно согласно руководство Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ. Своих преемников они «растят» в лабораториях со школьной скамьи. Сегодня, например, в химическом корпусе одновременно можно встретить более 10 школьников. В свободное от основной учебы время они помогают аспирантам проводить эксперименты, участвуют в мозговых штурмах и обсуждениях вышедших и запланированных научных статей. Все по-взрослому!

Получать удовольствие от того, что ты делаешь

Анна Бутько, одиннадцатиклассница гимназии № 26, трудится в Томском политехе уже полтора года. В ее ближайших планах (пожелаем удачи!) успешно сдать экзамены и поступить в ТПУ, а также продолжить заниматься научной работой.

«Хочу развиваться как ученый, совершенствовать имеющиеся профессиональные навыки и получать новые», — говорит школьница.

Химию Аня полюбила в детстве. Увидела в магазине набор для выращивания кристаллов из сульфата меди, и, можно сказать, «пропала» для других наук. Вырастила кристаллы, понравилось, начала искать, из чего еще их можно получать. Оказалось, из простой поваренной соли они тоже очень красивые. Параллельно экспериментам вела в тетрадке что-то вроде минилабораторного журнала, куда вписывала свои наблюдения и прикрепляла образцы кристаллов.

Интерес не остался незамеченным, была выиграна поездка по гранту компании СИБУР в образовательный центр «Сириус» (Сочи) на смену, посвященную химии. Именно там, за 3 500 км от Томска, Анна познакомилась с директором ИШХБМТ Мариной Трусовой.

Так и получилось, что сейчас школьница под руководством доцента Павла Постникова и аспирантки Елизаветы Свиридовой занимается в ТПУ научной работой в рамках проекта по созданию гидрогеля на основе биополимеров.

«Я до сих пор помню день, когда впервые зашла в лабораторию и познакомилась с учеными,— говорит Анна. — Сейчас, с каждым месяцем, вуз становится мне все роднее и ближе. В ТПУ мне нравится все — архитектура корпусов, профессионализм и открытость к общению научных руководителей, отзывчивость коллег по лаборатории, множество возможностей. Самое главное, на мой взгляд, — суметь грамотно ими воспользоваться. Для меня ТПУ — это целый мир, пространство, где всегда можно найти поддержку в любом интересном деле. За это время я получила навыки работы с научной литературой, лабораторным оборудованием и рядом аналитических приборов».

В химии, по словам молодого ученого, ей нравится то, что можно по сути своими руками создать новый материал с определенными свойствами. А потом этот материал или изученные свойства могут реально пригодиться — в промышленности, медицине.

«Эксперименты мне очень интересны! Нужно учиться получать удовольствие от того, что ты делаешь, а результат будет само собой, любая работа не проходит даром», — уверена Анна.

Анна Бутько

Без молодых кадров наши коллективы просто не выживут

Марина Трусова, директор ИШХБМТ

— Когда три года назад мы открывали исследовательскую школу, то были нацелены исключительно на создание магистерско-аспирантских программ и не планировали работать с учащимися средних общеобразовательных учреждений.

Мы взаимодействовали с бакалаврами ТПУ, активно брали и берем в магистратуру студентов из других томских вузов и городов. Ездим, читаем лекции, выступаем на конференциях, ищем ребят там, где у нас есть партнеры из Академии наук, приглашаем их к себе. Во время бакалавриата они начинают делать проекты, потом проходят нашу магистратуру и выбирают аспирантуру — у нас или в НИИ. Такая схема сотрудничества уже действует с Иркутском и Новосибирском.

Однако довольно скоро мы пришли к мнению, что ребят надо профориентировать на наши задачи со школьной скамьи. Иногда в бакалавриате уже поздно перестроить мышление на исследовательскую деятельность.

Исследования — это монотонный, долгий, тяжелый труд. Для них нужны штучные люди с особыми качествами, и закладывать эти качества нужно как можно раньше.

Есть люди с врожденными качествами исследователя. Наша задача — найти их, помочь развить, и главное — не погасить настрой!

Когда наступает монотонность, выдерживают не все. Хочется же увидеть результат, а он, мягко говоря, наступает не сразу. Тем сильнее азарт у настоящего исследователя. Ему интересно, что происходит в колбе, сам процесс.

«Дети полка»

Поиск школьников ведется сейчас по двум направлениям.

Во-первых, ИШХБМТ сотрудничает с нефтехимической компанией СИБУР. Ей тоже очень нужны специалисты с исследовательскими компетенциями, и в Тобольске, где находится головной офис компании, у СИБУРа есть подшефные классы. Понятно, что на производство школьников сразу не пустят. Нужно связующее звено, и им как раз и выступает университет. Пока пандемия скорректировала планы, работа идет дистанционно, но планируются выезды учащихся в лаборатории нашего вуза.

Кроме этого, СИБУР в 2019 году организовывал в «Сириусе» профильную недельную смену для почти 150 школьников со всей России. Политехники ездили проводить с ними эксперименты по биоразлагаемым полимерам. Аня Бутько как раз с этой смены — пришла и попала в нужные руки.

Марина Евгеньевна отмечает большой вклад, который вносят в работу со школьниками аспиранты:

«Они работают не для галочки, не отбивают у детей желание, так как великолепно понимают, что эти руки им в помощь. Здесь очень важна точечная работа, иначе ребята сдадут ЕГЭ и начнут рассматривать для поступления столицы. При каждом аспиранте сейчас есть один-два школьника».

Второе направление — взаимодействие с Лицеем при ТПУ. Директор ИШХБМТ прочитала в нем лекцию, потом сотрудники отдельных научных групп пригласили ребят в свои коллективы.

«И лицеисты стали приходить, сейчас их более 10 человек, у них горят глаза, химия и ученые им интересны. И работают они у нас не отвлеченно, над абстрактными задачами, а “ручками” в рамках реальных проектов. Лицей при ТПУ хорош тем, что там изначально настраивают учащихся на решение задач более высокого уровня, чем где бы то ни было. Нам такие люди нужны, и мы продвигаем идею создания в Лицее химического класса. Эти ребята уже будут знать, куда и зачем они поступают, они познакомились с разными лабораториями, направлениями, группами. Такие примеры у нас уже есть.

Наши школьники — по-доброму «повернутые» на интересе к науке дети. Среднестатистические у нас редко задерживаются, отличников немного. Все наши ребята уникальны, со своими изюминками».

Елена Ефстифеева