Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Ядро ТПУ — это ученые университета!

В гостях у редакции проректор по науке, профессор Мехман Юсубов

Ядро ТПУ — это ученые университета!

На этот раз в преддверии Дня науки мы решили не подводить итоги (тем более им посвящен декабрьский номер газеты), а поговорить об ученых, их миссии и фантазиях, фронтирах и ядре Томского политеха

В гостях у редакции проректор по науке, профессор Мехман Юсубов.

— Какое место наука, в частности фундаментальные исследования, занимает в современном мире?

— Если посмотреть на вызовы и приоритеты, обозначенные в Стратегии научно-технологического развития России, видно, что абсолютное большинство направлений базируется на фундаментальных исследованиях! Любой пункт откройте — будь то ресурсосберегающая энергетика, новые материалы, освоение пространств, противодействие угрозам безопасности или, например, медицина — без науки никуда! Как можно лечить человека, если предварительно не прошла серия долгих экспериментов? Как диагностировать, если не было исследований на лабораторных животных?

Вот недавний пример — так быстро создать линейку вакцин от коронавируса ученые смогли только потому, что до этого была проведена огромная работа по исследованию родственных коронавирусов, вызывающих SARS (тяжелый острый респираторный синдром) и MERS (ближневосточный респираторный синдром). Ученые трудились над новыми видами вакцин от них, а также противораковыми вакцинами. Им уже было понятно, что надо использовать мРНК (матричную рибонуклеиновую кислоту), кодирующую спайковый белок, который стыкуется с мембранами клеток человека и позволяет коронавирусу проникать в клетку. И тут же начинается иммунный ответ.

Все эти знания позволили в кратчайшие сроки, не имеющие аналогов в истории, начать вакцинацию. Взять с полки, как пирожок, фундаментальные исследования невозможно, ими нужно заниматься!

— Томский политех создавался в свое время как институт практических инженеров. Предполагалось ли проводить на его базе исследования?

— Сразу же! Стоит посмотреть на биографии первых ученых, приехавших преподавать в нашем вузе! Конечно, для того, чтобы произошла индустриализация Сибири, нужны были практики, но без исследовательской мысли человек не может быть инженером. Даже просто забивая гвоздь, нужно понимать, что ты делаешь и какие могут быть последствия.

Инженер — это не просто человек, который сидит на заводе и решает локальную проблему.

Высшее технологическое учебное заведение состоит их двух ядер — исследовательского и инженерного. И задача вуза, в том числе и ТПУ, чтобы их пересечение было максимальным, чтобы из исследовательского ядра формировалось инженерное, и наоборот, инженерные исследования ставили фундаментальные задачи. Мы, как политехнический университет, априори идем в эту сторону.

При этом уникальное преимущество выпускников ТПУ в том, что в нас изначально заложено — если ты создаешь что-то фундаментальное, ты должен понимать, где и как это можно использовать. В этом плане политехническое образование, на мой взгляд, имеет преимущества перед классическим. Там знания. А здесь знания плюс применение их в практической жизнедеятельности.

— Какие фронтирные направления мировой науки развиваются сейчас в ТПУ?

— Я бы начал с краеугольного камня — как определять фронтиры? Обычно они формируются глобальными проблемами, которые стоят перед человечеством.

Ядро ТПУ — ученые университета и их команды, куда входят студенты, магистранты, аспиранты, — это то, что делает университет университетом.

М. Юсубов

Научный мир Томского политеха

1528 — Научно-педагогические работники (осн. место работы + вн. совместители), чел

1234 — Профессорско-преподавательский состав

178 — Научные сотрудники

856 — Кандидаты наук

252 — Доктора наук

73 — PhD

850 — Аспиранты

2745 — Магистранты

_*на конец 2020 года_**

Например, энергетическая проблема будет стоять перед человечеством еще долгие годы

На яблоко, сорванное с дерева и съеденное, потрачена энергия солнца, которая заложена во фрукт без нас. Однако, когда человек готовит пищу, строит дома и что-то перерабатывает, идет процесс потребления энергии, которую надо получить. И в современных реалиях остро встает вопрос, как сделать энергетику более доступной, дешевой и безопасной. Это фронтир. А внутри него… свои фронтирные направления.

Допустим, если взять курс на экологически безопасную энергетику, ту же декарбонизацию, то можно выделить еще несколько направлений.

Например, водородную энергетику, развитием технологий которой как раз и занимаются ученые ТПУ. Это не новая тема. Если открыть американский учебник по химии 90-х годов, там школьникам рассказывают о ней. Просто именно сейчас, в связи с глобальным потеплением (Парижское соглашение, 2016 год), решили, что в этом направлении надо идти в любом случае.

И опять же, в этом подфронтире — свои составляющие: удешевление способа получения водорода, его хранение, транспортировка. ТПУ занимается этим, как и весь мир, используя разработки в области катализа. Есть тривиальные катализаторы, которые сделаны для получения водорода до вас и без вас. А есть настоящий фронтир — поиск катализатора, который позволит из морской воды и энергии солнца, служащей нам миллиарды лет, извлечь водород. Главное — собрать такую цепочку. Этим тоже увлечены наши ученые.

И здесь снова стоит задача — эта цепочка должна быть с низким энергетическим и экологическим следом.

Если говорить о топливных элементах, о них известно с 19 века, со времен Майкла Фарадея. Принцип известен давно, но как сделать топливный элемент более компактным и увеличить его КПД — опять фронтир.

Или развитие атомной энергетики. Большие перспективы видятся в ториевых реакторах, в термоядерном синтезе. Все эти направления тоже развиваются в Томском политехе.

Такая важная человеческая жизнь

Зачатие происходит по каким-то фантастическим принципам природы, но после определенного времени здоровье становится капиталом, который мы бережем сами и с помощью медицины.

На сегодня ТПУ реализует два мегагранта по постановлению Правительства РФ № 220, направленных на здоровьесбережение. Государство финансирует исследования политехников по диагностике и терапии (тераностике) заболеваний и по созданию «умных» имплантатов.

Эффективность диагностики, в особенности ранней, становится все актуальнее. Те страны, которые сумели сберечь «человеческий капитал», сделали это в основном за счет ее поднятия на высший уровень с точки зрения эффективности и доступности. Большая часть диагностических методов основана на использовании радиофармпрепаратов (РФП).

В нашем университете имеются исследовательский реактор и циклотрон, которые могут синтезировать радиоизотопы, и на базе центра «Онкотераностика» как раз создаются диагностические и терапевтические РФП. Здесь наши компетенции считаются очень значимыми.

Если помечтать о будущем в плане здоровьесбережения, хотелось бы, чтобы можно было мгновенно просканировать человека (как при проходе через рамки металлоискателя) и сообщить ему, какого рода профилактикой пора заняться.

Имплантаты я называю «умными» потому, что они сами «решают», как приживиться в организме. Это не просто выточенный и вставленный внутрь человека протез, это реальный помощник в теле.

Цифра как инструмент

Третий фронтир, конечно же, цифра. Но цифровизация — инструмент, не более. Цифровые технологии просто облегчают разного рода процессы, все больше перекладывая их на искусственный интеллект, который строится на микроэлектронике.

Соответственно, чтобы инструмент работал, нужны сенсорные источники питания, система связи, датчики и так далее, которые создают как раз инженеры-политехники.

И материалы — как фундамент всего

В энергетике, медицине, в любой сфере жизнедеятельности необходимы материалы. Причем не простые, а с минимальной затратой энергии на их изготовление, с минимальным экологическим следом и при этом с максимальным количеством функций. Условно говоря, если платина является дорогим материалом, нужно сделать так, чтобы каталитический эффект 1 мг платины равнялся каталитическому эффекту 10 мг.

Если взять публикации политехников, то более 80 % посвящены разным сторонам материаловедения. Политехники занимаются получением функциональных материалов, имеющих свойства, о которых мечтали фантасты.

Например, графен. В мире сейчас бум по изучению его свойств, и радостно, что фронтирность исследований ученых ТПУ совпадает с мировой, что отражается в публикациях в журналах, входящих в топ-10 в материаловедении.

Конечно, ТПУ!

Системное мышление — важный инструмент для постоянного улучшения деятельности инженера-исследователя. Его наличие — то, что во многом определяет уровень университета. Когда говорят о выпускнике MIT или Калифорнийского технологического института — это сразу знак качества. Я хочу, чтобы ТПУ пришел к такому же признанию. Чтобы при сравнении политехника и выпускника любого другого технического вуза страны слышалось: «О, тут даже не о чем говорить. Конечно, ТПУ! В этом университете специалистов учат мыслить масштабно и системно».

Студенчество — та среда, где закладывается фундамент системного мышления. Мы приходим в вуз, можно сказать, одинаковыми и формируемся в сложившейся научной среде. От нее зависит, будут ли в нас генерироваться идеи, которые смогут продвинуть человечество в глобальном смысле слова. Хочется, чтобы уже в годы студенческой жизни ребята понимали, что не надо размениваться на мелочи, важно смотреть на процессы масштабно.

И еще, нужно уметь фантазировать, уходить в другую плоскость мышления, ведь воображение может охватить весь мир. Я часто говорю: «Коллеги, поймите, если спросить профессора Икс: «Можно ли управлять гравитацией?», то он, исходя из своего багажа знаний фундаментальной физики, скорее всего, скажет: «Нет, на планете Земля невозможно». Но если я скажу об этом первокурсникам, они задумаются… Вдруг реально получится управлять гравитацией? А это путь к энергии Вселенной!

Ядро ТПУ — это ученые университета!

Я в этом уверен. Ученые и их команды, куда входят студенты, магистранты, аспиранты, — это то, что делает университет университетом. Естественно, качество образования и науки в вузе сильно зависит от качества этого ядра.

— Что должно быть присуще, на ваш взгляд, современному ученому?

— Широта кругозора, умение на любой процесс посмотреть с точки зрения междисциплинарности. Эрудиция, чтобы элементарным простым языком, на пальцах, ученый мог объяснить сложные процессы.

Понимание, что наука — ежесекундный труд, процесс, который не имеет права быть прерванным.

Способность создавать коммуникационные связи. Когда, например, читаешь статью и видишь, что там есть то, чего тебе не хватает, однако, чтобы ее автор заинтересовался, ты должен понимать, чего не хватает ему. Это выстраивает целые сети исследований, взаимно обогащает.

Умение радоваться успехам и коллег, и оппонентов. И честность. Наука требует честности — по отношению к тем, с кем сотрудничаешь, и в первую очередь перед самим собой. Важно, насколько ты умеешь справляться со своим внутренним Я, со своим тщеславием. Тщеславие нужно ученому, без него мало что получится. Оно подстегивает: «Я хочу быть первым в этой области!». Но есть грань, которую нельзя переходить, чтобы это не стало патологией.

На мой взгляд, мы несколько упрощаем понятие ученого. Это не звание, не должность, это серьезная миссия и огромный труд на благо человечества.

Елена Ефстифеева