Листаем страницы истории
1895 Министр финансов России С.Ю. Витте впервые ставит вопрос о необходимости подготовки инженеров в Сибири из числа местных жителей. Потребность в специалистах, которые будут осваивать огромные территории справа за уральскими горами возникла в связи со строительством Сибирской железной дороги.
1896 Январь — Томская городская дума постановила отвести под строительство Томского технологического института участок земли размером 6 634 кв. сажен.
1896 14 марта — Государственный Совет России принял решение об открытии в Томске технологического института практических инженеров с двумя отделениями: механическим и химическим.
1896 29 апреля/11 мая — Николай II утвердил решение Государственного Совета о создании ТТИ.
1896 6 июля — торжественная закладка здания главного корпуса ТТИ.
1899 24 января — профессор химии Е.Л. Зубашев был назначен директором ТТИ.
1900 9 /21 октября — открытие занятий в ТТИ на базе механического и химического отделений.
В августе 1900 г. на первый курс института было зачислено 203 человека, в том числе на механическое отделение поступило 145 человек и на химическое — 58. Первую лекцию для обоих отделений по аналитической геометрии прочел преподаватель (затем профессор) В.Л. Некрасов.
1900 6 (18) декабря — торжественное открытие ТТИ.
1901 Открытие горного отделения ТТИ.
1902 Открытие инженерно-строительного отделения ТТИ.
1904 Известный ученый Д.И. Менделеев избран первым почетным членом ТТИ.
1906 Первый выпуск в ТТИ на механическом и химическом отделениях. Из числа окончивших полный курс наук на механическом отделении, удостоились звания инженеров-механиков 15 человек, а на химическом отделении диплома инженера-химика был удостоен В.А. Ванюков. Среди 15 первых сибирских инженеров был механик Иннокентий Николаевич Бутаков, впоследствии крупный ученый, основатель сибирской школы теплоэнергетиков, профессор, заслуженный деятель науки и техники.
1906 Совет Томского технологического института рекомендовал делегатам, посылаемым на совещание по реформе высших специальных учебных заведений в Петербург, профессорам И. И. Бабарыкину, Н. М. Кижнеру, М.Э. Янишевскому, Н. И. Карташову, выступить с заявлением о необходимости открыть при институте сельскохозяйственное отделение, принимать в институт лиц обоего пола, исключить из программы богословие, историю религий.
1906 В институте появились студенческие организации «Союз студентов-репетиторов», «Бюро взаимопомощи студентов», «Союз курсовых представителей».
1909 Выпущен первый автомобиль марки «Руссобалт», модель которого была разработана Дмитрием Бондаревым, обучавшимся в ТТИ несколько лет, и специалистом Иваном Фрязиновским. Д.Д. Бондарев — организатор и первый директор Московского автомобильного завода.
1910 ТТИ посетил премьер-министр правительства П.А. Столыпин. Лаборатории и корпуса ТТИ, учебное дело произвели на него хорошее впечатление.
1910 Профессор ТТИ Н.М. Кижнер открыл реакцию каталитического разложения гидразинов с восстановлением карбонильной группы альдегидов или кетонов в метиленовую группу.
1911 За участие в сходке из Томского технологического института было исключено 375 студентов. 40 студентов арестовано.
1913 Профессор ТТИ Б.П. Вейнберг впервые в мировой практике сконструировал электрический термобур для исследования льда.
1916 В ТТИ разработан метод получения йода из морских водорослей.
1917 Профессорами ТТИ В.И. Минаевым и Н.П. Чижевским спроектирован завод для получения продуктов сухой перегонки дерева для Журавского порохового завода в Ростове-на-Дону.
1918 Профессор ТТИ Н.С. Пенн совместно со студентом А. Борисовым, обследуя месторождения медных руд в левобережье Енисея, открыл золотосодержащие кварцевые руды в северной части Енисейского золотоносного округа.
1920-е Выпускник химического отделения 1906 года В.А. Ванюков разработал новые пути очистки золота хлорированием.
1921 Выпускником горного отделения ТТИ, геологом Н.Н.Урванцевым было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины в районе нынешнего Норильска.
Продолжение в следующем номере