Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Два желания ученого

Или зачем решать неразрешимые задачи

Томский политехнический университет выдвинул несколько образовательных и научных проектов на соискание престижных премий российского правительства. Один из них?— это совместный с Томским электромеханическим заводом импортозамещающий проект в области неразрушающего контроля — создание на площадке завода нового участка, оснащенного экспериментальными установками для контроля качества сложных деталей газовых трубопроводов. Выдвижение на премию — только первый шаг к успеху, но он означает, как минимум, признание коллег по научному «цеху». О призвании ученого, научных победах и разочарованиях, о двух главных желаниях исследователя мы побеседовали с одним из участников проекта, руководителем отделения экспериментальной физики Инженерной школы ядерных технологий ТПУ Андреем Лидером

— Андрей Маркович, ученый?— это все-таки профессия или это больше история про талант и призвание? Можно ли кого-то научить быть ученым? 

— Научить, как и заставить, кого-то быть ученым нельзя. Это что-то врожденное. Лично я никогда не думал, что приду в какую-то конкретную область науки. В итоге я окончил университет по специальности «электрохимия», кандидатскую защищал по физике кон-денсированного состояния, а докторская у меня уже в области неразрушающего контроля. 

Но желание стать ученым возникло еще в раннем школьном возрасте. Например, лет в семь мне было интересно, почему соль в воде растворяется, а потом кристаллизуется, и могу ли я заставить ее кристаллизоваться как-то по-другому. А потом, лет в десять, меня уже родители отправили в кружок юного техника, чтобы все свои эксперименты я проводил под присмотром старших наставников, — это было после очередного взрыва на кухне и серьезного разговора с отцом. Мне было интересно, как сделать бенгальские огни ярче и запустить ракету выше. 

— Что отличает ученого от «обычного» человека: у него как-то мозг по-особенному работает, особенный образ мыслей? 

— Врожденное любопытство отличает ученого. У человека должны быть два желания. Первое — узнать, почему и как что-то работает, а второе — как изменить это, чтобы работало еще лучше. Для чистого ученого достаточно первого желания, а для инженера, прикладного ученого важно сочетание двух желаний. Если человек чувствует, что без науки он жить не может, значит, это его путь. Вот как люди утром встают, у них есть желание выпить чашечку кофе, так и у ученого должно быть желание встать и сделать сегодня что-то в науке. 

— Вы часто с таким желанием просыпаетесь? 

— Даже ночью иногда просыпаюсь. У многих выдающихся ученых есть свои советы, ка-кие-то приемы, как запомнить спонтанную мысль, которая может помочь тебе в работе. Есть даже курьезные: например, нужно держать шар в руке и уронить его на пол, когда приходит мысль, и потом записать ее. Для меня это слишком. Я обычно начинаю строить какие-то ассоциации, чтобы утром не забыть.

— Помогает? 

Да. Например, я что-то хочу запомнить про многослойные покрытия. Можно представить, как я это покрытие одеваю как перчатку — одну на другую — на руку манекена. Тогда я точно буду знать, что утром мне надо подумать про многослойные покрытия.

— У вас сейчас есть какие-то нерешенные научные задачи, которые вас прямо вдохновляют, и вы постоянно думаете об их решении? 

— Мы сейчас работаем над двумя задачами. Первая — нас интересует создание новых материалов для ядерной энергетики. Здесь много разных направлений. 

Например, мы пытаемся сделать покрытия для циркониевых оболочечных труб твэлов ядерного реактора или найти новый материал на замену циркония. Это необходимо для повышения безопасности реакторов. 

Второе направление связано с энергетикой, потому что именно вокруг нее лежат основные проблемы человечества: нам нужен доступный и экологически чистый источник энергии. В этом смысле я верю в водородную энергетику. Именно она когда-то привела работать меня, электрохимика, на кафедру общей физики. Наверное, это идея фикс, ради реализации которой я и мои коллеги работаем. И меня эта тема действительно трогает и как ученого, и как человека. 

Я хочу, чтобы на планете не было людей, которые голодают, не могут выпить чистой воды. Я хочу, чтобы в наших городах воздух был чище, а люди меньше болели. И это все, так или иначе, связано с энергетикой. 

Я вообще убежден, что если мы хотим быть ведущим университетом, то должны браться за решение таких глобальных проблем. Если мы не беремся за них, то мы маленький про-винциальный отраслевой вуз. 

И своим студентам я всегда говорю, чтобы они ставили перед собой амбициозные цели. 

— А что, по-вашему, успех для ученого? И есть ли здесь место случаю?

— Это достижение поставленных целей и признание коллег. Всё. А чтобы достигнуть целей, нужны усердие и воля случая. Без усердия невозможно достигнуть цели, но и без удачи никуда. Это, наверное, самое большое разочарование для ученого, когда кто-то случайно натыкается на то, до чего ты пытался докопаться всю жизнь. 

Ключевые повороты моей научной жизни часто случались именно по воле случая. Например, у нас в ТПУ на сегодняшний день самая сильная в России группа по позитронной аннигиляции. Она возникла лишь потому, что в 2000 году я случайно наткнулся в научно-исследовательском институте в Германии на одну установку, которую начал использовать в своей работе. У меня загорелись глаза, и мы у себя собрали подобную установку буквально своими руками. И только потом у нас появилась возможность купить такое оборудование, конечно, уже современного цифрового уровня. 

— И что же может замотивировать ученого на успех? Скажем, деньги — это хорошая мотивация? Достаточно ли ее для научного прорыва?

— Зарплата ученого, да и любого человека, должна быть достаточной, чтобы человек думал о работе, а не об удовлетворении базовых потребностей. 

Но деньги не могут заставить сделать прорыв. Для него нужно то самое безграничное любопытство ученого, желание решить задачу и изменить мир. 

— Если говорить о научных прорывах, то вы как человек и как ученый какого открытия ждете больше всего? 

— Я бы хотел увидеть управляемый термоядерный синтез или любой управляемый синтез из легких ядер. Собственно во Франции сейчас и строится такой реактор при участии уче-ных из разных стран, в том числе и России. 

Томские политехники тоже вносят свой вклад в этот амбициозный проект — политехники разработали томограф для контроля качества элементов первой стенки реактора. 

И как обычный человек я надеюсь, что человечество уйдет от добычи полезных ископаемых к переработке. У нас на планете закопаны горы мусора, которые содержат все необходимое — давайте извлекать и перерабатывать. 

Подготовила Александра Лисовая


Участники проекта, выдвинутого на соискание премии правительства России:

Научный руководитель?— Андрей Лидер, руководитель отделения экспериментальной физики;

Егор Кашкаров, доцент отделения экспериментальной физики;

Виктор Кудияров, доцент отделения экспериментальной физики;

Дмитрий Седнев, директор Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности, заведующий международной научно-образовательной лабораторией неразрушающего контроля;

Максим Сыртанов, доцент отделения экспериментальной физики.