Как будут готовить ученых в новой школе химических и биомедицинских технологий
После реорганизации внутренней структуры университета в ТПУ появились две новые исследовательские школы — химических и биомедицинских технологий, а также физики высокоэнергетических процессов. Мы поговорили с директором первой школы Мехманом Юсубовым о том, зачем химики объединились с физиками и материаловедами, кого здесь будут готовить и что школа может предложить своим студентам.
— Мехман Сулейманович, по вашему мнению, в чем была необходимость создавать исследовательские школы?
— Новая структура позволила разделить подготовку инженеров и исследователей и сконцентрировать в каждом из этих направлений необходимые ресурсы. Последние четыре года я заведовал в ТПУ кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов. Кафедра готовила всех: инженеров, специалистов, исследователей. Мы занимались организацией учебного процесса, готовили и студентов, и аспирантов, работали со школьниками, чтобы они потом пришли к нам учиться, сотрудничали с предприятиями по совместным проектам и хоздоговорам, организовывали практики для студентов. Во всей этой череде обязанностей на подготовку исследователей оставалось не так много времени и средств.
Наша задача — готовить научные кадры как для внутренних ресурсов университета, так и для внешних исследовательских центров. Конечно, наши выпускники смогут работать на предприятиях, но их специализация — это наука.
— А какие еще преимущества перед кафедральной системой вы видите в исследовательских школах? Вы их уже успели почувствовать?
— Конечно, да. Во-первых, школа объединила ученых, которым не нужно объяснять, зачем писать статьи, сотрудничать с зарубежными коллегами и участвовать в грантах. Это невероятно облегчает работу. Им нужно только дать удочку, а рыбу они сами наловят. Во-вторых, школа объединила широкий спектр специалистов — у нас есть химики, физики, математики, кибернетики, материаловеды, медики, биологи. И, например, химикам не нужно разрешение заведующего, чтобы потратить свое рабочее время на совместную работу с материаловедами с другой кафедры. Исследовательская школа — это открытая площадка для междисциплинарных проектов. Ученые могут сами между собой решать вопросы сотрудничества. И вообще, чем больше научных направлений в университете, тем он значимее. Если ТПУ будут знать в мире в разных направлениях, это только плюс.
— Кого вы пригласили работать в школу?
— Мы приглашали ученых, которые имеют вес в научной среде, — смотрели на их публикации в высокорейтинговых журналах, грантовую историю. Третьим критерием было наличие международных связей. Все, кто в итоге вошел в школу, имеет кооперацию с зарубежными коллегами. В рамках школы с научными группами уже работают порядка десяти зарубежных исследователей — это те, кто приезжает в Томск, с кем есть опыт обмена студентами и постдоками.
— Как студенту попасть в вашу школу? И каких студентов вы ждете?
— Поскольку школа исследовательская, подготовка в ней начинается с уровня магистратуры. У нас будет профиль «Перспективные химические и биомедицинские технологии». Но хороших ребят мы, конечно, будем искать в бакалавриате. Каким образом? Сейчас мы прорабатываем дополнительный образовательный курс для бакалавров, это будет факультативная траектория вне основной программы, не обязаловка. Ребята будут углубленно изучать химию, физику, основы биологии, микробиологии, генетики. У студента будет возможность понять, а надо ему это вообще или нет. Если да, то замечательно. Для лучших студентов мы предусматриваем дополнительные стипендии уже на уровне бакалавриата.
На саму магистерскую программу ждем и политехников, и студентов других вузов, само поступление — на общих основаниях. Дисциплины станут именно исследовательскими — изучим все методы анализа, общемировые тренды в науке, магистрант начнет сразу встраиваться в работу научных коллективов. Для магистрантов тоже закладываем дополнительные стипендии — они будут дифференцированными, по заслугам. На выходе из магистратуры у них в багаже будет понимание научного процесса, уже собственный научный опыт, публикации, участие в конференциях, зарубежные стажировки. Такие магистранты станут хорошими аспирантами, которым уже не нужно объяснять, как работает ученый.
Знание английского, кстати, даже не обсуждается, потому что сейчас вся передовая научная литература на английском. У бакалавров есть четыре года до поступления в магистратуру, чтобы подтянуть язык. Но главным критерием является мотивация студентов для работы в научной сфере.
— Что сегодня школа может предложить своим будущим магистрантам и аспирантам?
— Я уже говорил о дополнительных стипендиях и зарубежных стажировках. У нас большое число партнеров по всему миру, пожалуй, мы не работаем только с вузами Африки и Австралии. Но самое главное — это возможность стать частью передового международного научного процесса. Студенты будут работать в международных научных группах под руководством авторитетных в своей области ученых. Мы рассчитываем сделать в рамках магистратуры дополнительные краткосрочные модули, которые могли бы читать зарубежные ученые — и приглашенные, и уже работающие у нас.
Мы хотим показать студентам и аспирантам, что наука — это перспективно во всех отношениях.
— Скажите честно, не будет обидно, что ваши магистранты и аспиранты, в которых будет вложено столько сил, потом уедут в другие университеты и исследовательские центры?
— Нет. За рубежом это нормальное явление. Редко кто остается в своем родном университете, такое даже не приветствуется. Ученый должен быть мобильным и открытым для нового, иначе что его ждет? Регресс. Например, сам я окончил Томский политех, затем много лет работал в Сибирском государственном медицинском университете, потом вернулся в ТПУ. Для совместной работы с партнерами я бываю в США, Великобритании, Германии, Испании. У нас тесные связи с Уханьским университетом (Китай).
Второй год подряд мы организовываем международный симпозиум, куда приезжают все наши коллеги иностранцы из разных стран, чтобы пообщаться между собой и поделиться опытом с нашими сотрудниками, аспирантами и студентами.
Исследовательская школа химических и биомедицинских технологий сегодня объединяет 11 научных групп, к которым смогут присоединиться магистранты и аспиранты. Возглавляют группы исследователи, имеющие вес в научной среде.