Как привить ребенку любовь к науке и помочь ему сделать осознанный выбор профессии?
Елизавета Булычева — ассистент отделения химической инженерии и популяризатор науки в Томском политехническом университете. Вот уже два года она является руководителем Школы юного химика, в которой дети с 1-го по 11-й класс знакомятся с наукой на увлекательных мастер-классах, проводят свои первые научные исследования, участвуют в экспериментах в настоящей химической лаборатории, а также готовятся к выпускным экзаменам.
«Путь химика» Елизаветы Булычевой был определен еще в школьные годы — тогда любовь к науке ей привила учитель химии Галина Ивановна Савченкова. В 2015 году девушка защитила кандидатскую в Томском политехе по специальности Аналитическая химия и сконцентрировалась на преподавании и популяризации науки.
Так, вместе с коллегами Елизавета разрабатывала квесты по химии для дня открытых дверей ТПУ, шоу химических экспериментов для фестиваля науки, занималась исследовательскими проектами с учащимися школ Томска, а два года назад возглавила Школу юных химиков на базе Инженерной школы природных ресурсов Политеха. «Мы часто сталкиваемся с тем, что первокурсники не до конца понимают специфику профессии химика и “теряются”, поступая в университет. Думаю, эта проблема возникает из-за недостаточного количества часов химии в рамках школьной программы?— дети не успевают погрузиться в материал, понять все тонкости науки и успеть сделать осознанный выбор своей профессии.
Поэтому Школа юного химика со школьной скамьи знакомит ребят с другой, интересной и яркой химией, предлагает им профессиональные траектории развития, способствует их профориентации.
Дети “примеряют” на себя роль химиков-практиков или химиков-исследователей и спустя время с уверенным желанием поступают к нам в университет»,?— подчеркивает Елизавета.
Также руководитель Школы отмечает, что химическая промышленность в мире стремительно развивается. Химики, в частности химики-технологи, которых готовит Томский политех, будут востребованы на рынке труда всегда. Поэтому в приоритете ТПУ люди, по-настоящему заинтересованные в химическом образовании, и прививать им этот интерес необходимо уже со школьных лет.
Так, в рамках Школы юного химика ведется подготовка старшеклассников к выпускным экзаменам. Для 8–9 классов здесь проходят уроки «занимательной химии», на которых ученики в настоящей старинной лаборатории проводят опыты с реактивами, пользуются всей приборной и лабораторной базами, которые в обычных школах ограничены. Также хочется отметить, что в работе Школы юного химика активное участие принимает партнер вуза — компания «СИБУР».
В 2016 году проект «Школа юного химика» стал победителем конкурса социально значимых проектов благотворительной программы компании «Формула хороших дел» по направлению «Образование и наука». Победа в конкурсе позволила расширить лабораторную базу Школы, что дало больше возможностей для проведения занятий. Со следующего учебного года для 10–11 классов стартуют курсы по подготовке к ЕГЭ, в рамках которых ребята будут решать серьезные задачи и тесты, обсуждать подходы к решению заданий и химические реакции.
Магия полимеров и танцующая нефть
Также сотрудники Школы проводят открытые мастер-классы для школьников всех возрастов. На занятии «Из чего состоит яблочный сок» школьники изучают содержание витаминов, красителей и ароматизаторов в соке, его цвет, запах и вкус.
На мастер-классе «Делаем жвачку или магия полимеров» ребята знакомятся с характеристиками полимерных материалов, участвуют в опыте по растворению пенопласта и получают светло-розовый полимер, похожий на жвачку.
«В рамках занятия “Черное золото или магия нефти” для школьников проводится экскурсия по химической лаборатории, лекция про нефть и продукты нефтепереработки, а также зрелищный эксперимент “Танцующая капля нефти”, в процессе которого преподаватели обсуждают с детьми плотность и другие свойства жидкости, — рассказывает Елизавета Булычева.?— Запись на мастер-классы свободная, для этого руководителям образовательных учреждений необходимо позвонить нам по телефонам +7 (3822) 938-015 (для учеников 1–8 классов), +7 (3822) 706-406 (для учеников 9–11 классов)».
Первые научные исследования
Кроме того, преподаватели Школы юного химика курируют научно-исследовательские проекты школьников. «В год мы ведем по 10–12 проектов ребят, которых к нам приводят учителя или которых мы сами замечаем на мастер-классах и курсах. В течение года они занимаются исследованиями, проводят опыты, мы предоставляем им лабораторную базу и интерпретируем результаты. Под руководством опытных преподавателей ребята узнают, насколько многогранной и порой сложной бывает наука, но в то же время учатся не “опускать руки” и двигаться вперед», — отмечает Елизавета Булычева.
Также команда Школы выезжает в другие населенные пункты, например город Ачинск Красноярского края и село Поротниково Томской области, где вместе с местными школьниками исследуют содержание тяжелых металлов в воде и почве, определяют качество нефти и нефтепродуктов.
«Стараемся по мере возможности выезжать в школы не только с проектами, но и с мастер-классами. Однажды мы проводили занятия с детьми в рамках профориентационной смены в детском лагере, которую организовывал Центр планирования карьеры».
Дружная команда
В Школе юного химика работают около 15 человек: сотрудники отделения химической инженерии, студенты, аспиранты. Мероприятия, лекции и экскурсии для детей проводит Егор Юрьев. Надежда и Ксения Кривцовы, Татьяна Волгина, Ольга Ротарь, Ксения Дёрина, Елена Дорожко, Олеся Воронова, Елена Короткова курируют научные работы, проводят мастер-классы и конференции.
«Из-за маленького коллектива нам проще самим выходить на школы и приглашать ребят на занятия. Так мы распределяем время, чтобы его хватало и на Школу юного химика, и на основную работу. Также для удобства мы налаживаем систему “Школьник–студент–руководитель”, где студенты ведут практические работы детей, а руководители их курируют»,?— рассказывает Елизавета.
С сентября в Школе юного химика запускаются курсы для старшеклассников, школьники выбирают темы научных проектов. Затем, до апреля, юные исследователи проводят эксперименты в лабораториях ТПУ, посещают мастер-классы и научно-популярные лекции. «Школа существует четыре года, и с каждым годом развивается все активнее. Мы очень надеемся, что те ребята, которые пришли к нам в этот период, сделают осознанный, взрослый выбор и поступят на химическую специальность в Томский политехнический университет. Нашей дружной командой мы стараемся дать школьникам все самое интересное и познавательное, нам есть чем поделиться и что показать. И главная награда — когда ребята и руководители школ подходят со словами “Лиза, у тебя так интересно! Можно мы придем еще?”».
Подготовила Алёна Некрасова