Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Юбилеи года

Гордимся и помним

Отец Останкинской башни

Николай Никитин — основоположник советского сборного строительства, лауреат Ленинской премии

ТОМСКИЕ ПОЛИТЕХНИКИ ПОМНЯТ И ГОРДЯТСЯ ТЕМ, ЧТО САМОЕ ВЫСОКОЕ СООРУЖЕНИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ, ЕЕ «ИНФОРМАЦИОННОЕ СЕРДЦЕ» — ОСТАНКИНСКАЯ ТЕЛЕБАШНЯ — СПРОЕКТИРОВАНА ВЫПУСКНИКОМ НАШЕГО ВУЗА.

В 1930 году Николай Никитин с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета ТТИ (ТПУ). Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. Научное руководство бюро осуществлял профессор Николай Молотилов. Эта профессиональная школа научила Никитина делать быстрые и точные расчеты железобетонных конструкций любой сложности.

После окончания вуза Никитин работал архитектором в Новосибирске. Одним из его первых проектов стало четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте — первое в стране здание из сборного железобетона. Для его строительства Никитину пришлось организовать производство железобетонных опор, балок и ферм. Еще одно его творение — дощато-фанерные арки перекрытия игрового зала спортклуба «Динамо» пролетом 22,5 м — вошло во все вузовские учебники. Несмотря на огромные размеры, арки были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную.

Работая в Москве, Никитин участвовал в проектировании и строительстве Дворца Советов, был участником проектов по строительству стадионов «Лужники», монумента «Родина-мать», высотных зданий МГУ на Ленинских горах, Дворца культуры и науки в Варшаве и многих других. На фундаментах конструкции инженера Никитина возведено большинство высотных зданий 40–50-х гг. в Москве. В 1951 году Никитин получил Сталинскую премию за разработку монолитных конструкций для восстановления разрушенных заводов.

И все же главный его проект, принесший ему всемирную известность, — Останкинская телебашня. В 1957 году он был назначен главным конструктором Моспроекта и начал заниматься башней, через 10 лет Государственная комиссия подписала акт о ее приемке. Россия отобрала тогда у Германии славу обладательницы самого высокого железобетонного сооружения. Башня в Штутгарте имела в высоту 200 метров, а Останкинская взметнулась ввысь на 533! Это 44 этажа производственных помещений, десятки смотровых площадок, 15 тысяч квадратных метров площадей. Фундамент же уходит в землю всего на 3,5 метра. Мощное высотное здание отметило в этом году 50 лет, а 15 декабря политехники отпраздновали 110-летний юбилей ее создателя.

Николай Лычагин — 100 лет

Гендиректор Харьковского объединения транспортного машиностроения им. Малышева, Герой Социалистического труда Николай Лычагин — выпускник Томского политеха 1939 года, инженер-механик.

Войну начал механиком-водителем танка Т-26, а закончил ее начальником штаба танковой бригады в звании подполковника. После демобилизации поступил на Харьковский завод рядовым инженером-механиком, а стал в итоге генеральным директором. Главное достижение — появление на свет танка Т-64. Комбинированная броня, автоматическое заряжение, трансмиссия, гидроуправление, легкая ходовая часть. За заслуги в создании новой боевой машины выпускник Томского политеха получил звезду Героя Соцтруда.

Александр Квасников — 125 лет

Авиатор. Один из создателей Московского авиационного института.

В 1927 году на берегу Томи состоялся дебютный полет первого в стране аэроплана с отечественным двигателем. Разработали и построили «авиэтту» студенты СТИ (ТПУ) под руководством выпускника ТТИ 1918 года, а тогда уже завкафедрой теплосиловых установок Александра Квасникова. Летательными аппаратами он «заболел» еще в юности. Как военный летчик во время Первой мировой войны был награжден шестью боевыми наградами! По его инициативе в Сибири был создан единственный авиатехнический музей, лаборатория легких двигателей, студенты построили собственный самолет. В 1931 году Квасников с группой своих учеников был переведен в только созданный МАИ, стал одним из первых организаторов становления авиационной и ракетной техники в СССР.

Николай Карташев — 150 лет

Ученый в области паровозостроения, директор ТТИ (1911–1916).

К деятельности в Томском политехе в 1902 году Николай Карташев (так до революции писалась его фамилия) приступил, уже имея обширную практику работы по паровозостроительной специальности. В 1906–1909 гг. он — декан механического отделения института, а в 1911 году избран на должность директора. После революции Карташев занимался исследовательской и преподавательской деятельностью, совмещая ее с работой в службе путей сообщений Томской железной дороги. В 1929–1941 гг. опубликовал свой капитальный труд «Курс паровозов» в шести частях, неоднократно переиздававшийся. В честь Николая Ивановича в Томске названа улица — улица имени Карташова.

Николай Кижнер — 150 лет

Химик-органик, профессор ТТИ, почетный член АН СССР.

Николай Кижнер в Томск приехал в 1901 году и посвятил нашему вузу более 10 лет плодотворной научной деятельности. Он — основатель кафедры органической химии. Символично, что в год юбилея ученого созданная им кафедра преобразовалась в научно-образовательный центр Н. М. Кижнера. В сибирском университете Кижнер организовал первоклассную лабораторию органического синтеза и заложил основы научного направления, которое развивается вплоть до настоящего времени. За выдающиеся научные результаты Н. М. Кижнеру в 1914 году была присуждена Русским физико-химическим обществом большая Бутлеровская премия.

Подготовил Иван Сибиряк