Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Приветствуем выпускников ТПИ 1961 года, прибывших на встречу в родных политехнических пенатах!

На встречу прибыли представители выпуска инженеров 1961 года электромеханического факультета специальностей \"электрификация промышленных предприятий\", \"электроизоляционная и кабельная техника\" и \"электрические машины\".

1956 год - начало учебы в политехническом - год начавшейся оттепели в Советском Союзе. Многих и разных собирал в свои пенаты политехнический г.Томска: по возрасту от 16 до 30 лет, по национальности 25 студентов группы представляли 15 национальностей, прошедших армейскую службу и безусых юнцов, после окончания средней школы, техникумов, уже поработавших на производстве, в колхозах и совхозах. 200 мест на три специальности \"атаковали\" в тот год более 600 абитуриентов из многих городов и сел всех союзных республик. Выбор электромеханического профиля инженерной подготовки нельзя отнести к случайному. В Томске в эти годы после перебазирования в военное время многих электротехнических предприятий из Европейской части СССР сформировался, пользуясь сегодняшним языком, рынок \"электротехнического\" инженерного труда. Пятью годами раньше в ТПИ был открыт электромеханический факультет. Не последнюю роль в профессиональном выборе играл лозунг: \"Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны\". Воспитанные в духе высокого гуманизма абитуриенты, затем студенты, успешно преодолевали все трудности обучения и жизни.

Наше совершеннолетие пришлось на ту пору развития общества в СССР, когда общественная значимость человека была возведена в культ. Многое личное отодвинуто было в сторону общественного.

Коллектив группы, курса, факультета в те дни определял почти всё. Сейчас, оглядываясь с вершин пережитого, можно квалифицировать это как прочные дружеские связи, неподвластные разрыву временем.

Об этом самом свидетельствуют и многочисленные ответы в стихах и прозе, разосланные приглашение и стихотворная анкета.

На одной из фотографий 1956 года представлена группа 7164 в селе Монастырка Шегарского района, куда она была направлена в помощь селянам на уборке урожая. Здесь, в юном виде представлены и Генеральный директор и конструктор НПО \"Полюс\", Заслуженный деятель науки А.И.Чернышев, председатель Ассоциации выпускников ТПУ и будущий актер киностудии (г.Рига) А.Крейцберг и заведующий кафедрой (г.Омск) А.Усольцев.

В доброй традиции выпускников ЭМФ с первого года и по настоящее время навещать свою Alma Mater, участвовать в научно-методических конференциях, помогая вузу корректировать траекторию подготовки инженерных кадров, придавая ей и новые направления и качество, а также прозрачность в международном образовательном пространстве. Неоценим вклад в это дело ректора ТПУ, профессора, Заслуженного деятеля науки и техники Ю.П.Похолкова, выпускника ЭМФ 1961 года.

Среди выпускников можно сейчас \"обнаружить\" и несколько десятков кандидатов наук, доцентов, десяток докторов наук, профессоров, около 20 деканов и заведующих кафедрами, более двух десятков главных инженеров и электриков, директоров и генеральных директоров и их заместителей, ведущих и главных руководителей проектов, начальников отделов и цехов.

В приветственной телеграмме к очередной традиционной встрече зам.генерального директора М.Коваль пишет:

Друзья! Я так хотел быть среди вас.
Но сдал билет и вы меня простите.
Тост говоря за всех отсутствующих нас
Мое вы имя тоже назовите.
Но верю - этот жребий мой не вечен
И вас увижу я на следующей встрече.
Сегодня же вдали отборного налью
И слезы грусти в одиночестве пролью.


К этой встрече М.Коваль обещает прибыть, и в его \"старческо-лирической\" нотки ностальгии уже звучат приглушенно.

Романтизм цели в годы нашей юности и учебы рождал великий энтузиазм и в производственных делах, и в общественном развитии, и в становлении личностей. Сейчас стоит большого удивления оценка всех дел, которые удалось свершить. В те дивные годы студенты чем только не занимались - и общественная работа, и учеба, и художественная самодеятельность, и посещение выставок, музеев, кино и театров, университетов культуры и занятия спортом (Г.Федосов имел I-II разряды по шести видам спорта), и научными исследованиями. С нами учились прекрасные исполнители песен Анатолий Линник и Валерий Свистунов.

Помогали студенты строить жилые дома, 8 корпус, теплотрассу, помогали убирать урожай, в том числе дважды на целине (Алтай, Казахстан).

Годы учебы хранят в нас благодарную память о профессорско-преподавательском составе - наших учителях: Л.С.Шерстнёвой (высшая математика), И.Я.Мелик-Гайкозян (физика) Н.М.Алабужеве (теоретическая механика), О.Б.Толпыго (теоретические основы электротехники), Ю.И.Потехине (промэлектроника), Г.А.Сипайлове (электрические машины), И.С.Авраамове (электрооборудование), А.И.Зайцеве (электроснабжение), В.И.Рикконене (автоматическое регулирование), В.А.Севостьянове (основы элетропривода) и многих еще.

Приветствуя прибывших на встречу, хочу поздравить всех и поблагодарить за неоценимый вклад каждого в формирование профессионального, общественного, гражданского в нас сегодняшних.

А.Е.Алехин, выпускник 1961 года, ЭМФ, гр.7164.

ИЗ ОТВЕТОВ ВЫПУСКНИКОВ

Други наши! Давно замечено - чесать против шерсти неприятно. Хотел поздравить всех вас с праздником \"Большого Сбора\" в эдаком лёгко-шутливом тоне, как и полагается, но что-то внутри заклинило. Я вдруг понял, что вы не поверите моим потугам. Да и какая веселость в моей душе, если мы не с вами. Не видим ваших лиц, не слышим ваших голосов. Наверное, человек, как представитель фауны, чем-то очень похож на щенков: что пережил в юности, остается с ним до смерти. Ну нет для нас с Лирой города, о котором так сладки воспоминания, как Томск. Нет встреч с другими людьми, более радостных и душевных, чем с вами - однокашниками, после богатого дня с почти официозной встречей у Юры в кабинете, где, опять же, вспоминали. Он вспоминал, как с Валей Торбиной солому от комбайна отгребали. И лицо его выглядело счастливым. Подозреваю - более счастливым, чем там, на комбайне, мы на базе отдыха конторы Сани Чернышева для совместной трапезы. Весь вечер мы ныряли в годы нашей юности, и это было так замечательно! С горечью признаюсь, что на этот раз нырнуть и испить от этого источника нам не удастся.

Добрых всем вам встреч, здоровья, радостей неувядающих и многих встреч впереди. Может, и нам с Лирой как-нибудь \"посчастливится\", даст Бог родной город посетить, с вами повидаться. Всего Вам доброго!

И.Греков, выпускник 1961 года.

Воспоминания нерадивого студента

Есть в нашей жизни впечатления, которые нам дороже, наверное, любых самых реальных фактов. Это впечатления нашей, теперь уже, увы, далекой юности и, в частности, годы учебы в институте, именовавшемся тогда еще ТПИ.

Конечно же, в течение тех пяти лет было всякое: и трудные задания, и сессии, голодные дни, \"зимняя\" одежда, которая могла бы считаться зимней где-нибудь, скажем, на Кипре или, на худой конец, на юге Франции, а не у нас в Сибири, и многое другое.

Однако, это было и самое яркое и счастливое время. Мне оно, например, запомнилось как пять лет почти непрерывного хохота, подначек, шуток, которые, правда, иногда могли показаться довольно-таки суровыми.

Жили мы в общежитии по Усова,13. Сейчас там, кажется, профилакторий ТПУ, в комнате также под номером 13. Это первые три курса, если не ошибаюсь. В комнату метров 20 квадратных, поселили 5 охламонов, каждый из которых имел какую-либо свою особенность.

Например, Миша Коваль, ныне доктор технических наук, генеральный директор Ульяновского завода тяжелого станкостроения, спал так крепко, что можно было около его кровати не только стрелять из пушек, но возможно даже взорвать атомный заряд средней мощности без риска разбудить его. Во всяком случае, когда мы его однажды вынесли вместе с кроватью на лестничную площадку, он не только не проснулся, но еще и недовольно что-то пробормотал, когда кто-то из старшекурсников попытался его из сострадания, так сказать, разбудить. Или как-то мы сымитировали на его широкой груди, когда он спал, нечто типа наколочных рисунков, каждый из четырех балбесов химическим карандашом выдал свой рисунок.

Помню также, как в нас с Михаилом пробудился некий эпистолярный зуд и мы образовали корпорацию \"МиК-письмо\" и совершенно безвозмездно писали письма за ленивых студентов. Надо было только дать нам немного исходных данных и выразить свое основное пожелание, которое должно было бы найти в письме отражение. Жил в нашей комнате другой мой самый близкий друг Эрнст Борисович Цинкер, родом из Улан-Удэ, ныне профессор, зав.кафедрой в Новокузнецком металлургическом институте. Как-то приезжает он с каникул и начинает хвастаться, что познакомился с замечательной девушкой Ритой. Потом он получил от нее письмо и никак не мог собраться ответить. Мы с Мишей тут же предложили свои услуги. Эрнст согласился. Первое письмо мы сочиняли на лекции по гидравлике. По общаге тогда ходила книга А.Дюма \"Три мушкетера\" и, по всей вероятности, под ее влиянием нас с Мишей понесло. Мы что-то там писали о светлом образе, который непрерывно стоит в глазах Эрнста, ну в общем кучу всяких банальностей, если не сказать, пошлостей. Эрнст прочитал наше творение, расписался и мы его отослали. Ответ не заставил себя долго ждать. Если первое письмо Риты было на полстранички, то второе - на двух листах, а третье - уже на четырех. Наша шутка приобретала уже какой-то не совсем приятный оттенок, и чтобы достойно прекратить это, мы решили пригласить Риту в Томск (это надо было додуматься!).

И вот в один прекрасный день на пороге нашей комнаты появляется прекрасная девушка, чистая, доверчивая натура, которая и помыслить не могла, что мы таким образом используем лекционное время. Мы с Мишей почувствовали себя неуютно... Но закончилось все замечательно. Рита и Эрнст женаты уже где-то около 40 лет, у них прекрасная семья, дети и внуки.

Я надеюсь, что воспоминания такого рода все-таки не подменят и не исказят истинного портрета моих друзей. Все это были лишь невинные шутки молодости. В действительности мы учились, стремились к знаниям, как и все наше поколение.

А.Т.Михалев,
к.т.н., нач.отдела НПЦ \"Полюс\",
выпускник ТПИ 1961 года.

АНКЕТНЫЕ ПОЭМЫ:

Эрнст Маркович Мончарж
С изобретеньями был краток,
Набрал не больше, чем десяток.
А вот с трудами - тут завал,
Две сотни список перебрал.
И множится он аж доселе,
Легко ль уняться в этом деле?
Квалификацию чужую
Всю жизнь упорно повышал,
Использовав в том, вам скажу я,
Лукаво свой лишь матерьял.
Так книжным червяком не стал.
Все больше мелкие награды
За труд свой ловкий получал.
Медаль к столетью Ильича,
Другой не ведал я отрады...

Анатолий Александрович Кононов
Как только прочитал анкету,
Схватился сразу за перо.
Стихи писать таланта нету.
Мне в этом как-то не везло.
Поскольку мне уже, ребята,
Седьмой десяток поскакал,
В стенах родного аппарата
Зовут почтенно \"аксакал\".
Нелегкий путь по трудному подъему
За это время смог преодолеть.
Известен всем закон, как аксиома,
С вершин гораздо проще улететь.
Нашли награды Вашего героя.
Цветмета на Руси хоть отбавляй.
Ты будь хоть в голове с дырой -
Попал по разнарядке - и гуляй.
На фоне множества разводов
И частой перемены жён,
Я однолюб был от природы.
На пятом курсе был сражен.
Программу выполнил сполна
Все есть - и сын, и дочь, и внучек,
Так четко, как у нас, судьба их не видна.
Наверно, где-то потеряли ключик.

Игорь Милорадов
Что сорок лет? Совсем немного...
Не для меня, увы... Для бога!


Как только получил анкету,
Так тут же ручку я схватил
И стал строчить свои ответы,
нисколько не жалея сил.
Я - гений Игорь Милорадов...
С женой решили мы вдвоем!
Не говорите нам - нескромно,
Глаза не заводите томно,
Я - гений только иногда,
И в этом - счастье, не беда:
И лучше о своих вершинах
В словах поведаю вам чинных:
Я - по Стругацкому - прогрессор,
А если попросту - профессор,
Уж четверть века - мелкий босс,
Тяну свой кафедральный воз...
Открытий я не совершал,
Хотя статей понаписал
Побольше сотни. Что с того?
В них ум есть, нету одного:
Меня. Я сам остался сбоку,
И оттого в статьях нет проку.
Спросили вы насчет наград,
Я вам и тут признаться рад:
Нас государство не забыло
И пенсией вознаградило...
На эту пенсию, друзья,
Ни умереть, ни жить нельзя.
А что касаемо супруги,
То вот, что я скажу вам, други:
Она - царица, нету слов,
А виновата в том любовь
(Когда любви за сорок лет,
Ей, знаете, износу нет).
И раз вы о жене спросили,
О ней вам сообщить пора:
Быть чемпионкой всей России
Трудней, чем выйти в доктора.
Она - смогла. Она - сумела.
И в этом я признаюсь смело.
Она - мастак по горным лыжам
И в сборной города - звезда...
Пусть наши горы и пониже,
Чем Альпы, это - не беда:
И с них катиться можно долго...
Жаль, что внизу не Томь, а Волга!
Конечно, сорок лет - не шутки
И хочется увидеть вас,
Но, может, это прибаутки
Несут наш профиль и анфас?
Тогда - объятия тугие
Примите, наши дорогие!