Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

История воздухоплавания

Ко дню рождения отечественной гражданской авиации

Теоретическими и практическими вопросами воздухоплавания в Томском технологическом институте начали заниматься в 1909 году по инициативе профессора Б.П. Вейнберга. Совместно с профессорами ТТИ В.П. Алексеевским и В.Л. Малеевым он выступил с предложением о создании в институте кафедры воздухоплавания, аэротехнической лаборатории и строительства испытательного аэродрома. Совет института поддержал это предложение и обратился за разрешением в Министерство просвещения. Однако получил отказ со ссылкой на отсутствие средств.

Термин

Авиация (до начала 20-х годов XX века — воздухоплавание) — теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Воздушные средства передвижения, воздушный флот.

В 1910 году Б.П. Вейнберг организовал в ТТИ один из первых в России аэротехнических кружков для студентов и преподавателей. В кружке обсуждались доклады о теоретических основах воздухоплавания, аэродинамики и т. д. В 1912 году по проекту кружковца Ф. Громадского в институте был построен первый в России планер собственной конструкции, способный поднять в воздух двух человек. В 1913 году члены кружка при финансовой поддержке купца Кухтерина приобрели у городского архитектора Лангера аэроплан «Блерио», на котором совершали практические полеты.

После Октябрьской революции 1917 года в ТТИ учились несколько авиаторов — участников Первой мировой войны. Среди них известный русский летчик-ас Харитон Славороссов, будущие профессора ТТИ Александр Квасников и Георгий Трапезников. По инициативе последних в 1923 году в институте была возобновлена работа авиакружка, созданы авиационная лаборатория и авиационный музей. В ТТИ была открыта авиационная специальность «авиадвигатели».

В 1927 году члены авиакружка собственными силами построили авиетку «СТИ-1». Одна группа студентов под руководством Г.В. Трапезникова конструировала и строила корпус самолета, вторая под руководством А.В. Квасникова создавала двигатель, ставший в результате одним из первых советских легких авиадвигателей. 17 августа 1927 года в 19 часов 30 минут под ликующие возгласы многочисленных зрителей, авиетка плавно поднялась в воздух и 14 минут летала на высоте 350 метров. Это была большая победа профессоров и студентов Сибирского технологического института, в чью честь и получил название самолет.

В 20–30-е годы из стен вуза вышло много специалистов, ставших впоследствии выдающимися авиаконструкторами, инженерами и учеными в области авиации. Среди них создатели вертолетов «Ка» и «Ми» Н.И. Камов и М.Л. Миль, советский конструктор воздушных винтов К.И. Жданов, конструктор двигателей для самолетов и ракет А.И. Валединский, главный инженер Полярной авиации СССР В.Н. Гутовский и др.

В 1931 году профессор А.В. Квасников вместе с группой преподавателей и студентов авиационной специальности был переведен в только что созданный Московский авиационный институт, где создал кафедру теории авиадвигателей и стал ее руководителем. Несмотря на прекращение подготовки инженеров в области авиации в Томском индустриальном институте (с 1944 года — Томском политехническом институте), связи вуза с авиационной промышленностью страны не прерывались. В 1959 года в ТПИ была организована подготовка инженеров по специальности «Электрооборудование летательных аппаратов». За 40 лет существования этой специальности в интересах оборонного комплекса страны, а также предприятий и учреждений авиационно-космической отрасли промышленности было подготовлено свыше 1000 специалистов. Многие питомцы ТИИ–ТПИ стали выдающимися организаторами авиационной промышленности. Так, выпускник 1940 года К.Н. Беляк в 50-е годы возглавлял авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, производивший первый советский массовый реактивный истребитель МиГ-15, затем работал директором Воронежского авиазавода (впоследствии — министр сельскохозяйственного машиностроения СССР, Герой Социалистического Труда). Выпускник ТПИ 1963 года У.Т. Султанов возглавлял Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. Чкалова (впоследствии — премьер-министр Республики Узбекистан).

В 1963 году по инициативе выпускника ТПИ В.И. Шамова в Томске была возрождена деятельность аэроспортивного клуба, построен аэродром в Головино. Валерий Шамов трагически погиб в 1968 году. В 2006 году постановлением Государственной думы Томской области Томскому областному аэроклубу РОСТО-ДОСААФ присвоено его имя.

В 1976 году одним из первых в стране в Томском политехническом институте был создан клуб дельтапланерного спорта «Орион», участники которого неоднократно становились победителями и призерами соревнований союзного и всероссийского уровня. Руководителями клуба в разные годы были выпускники и студенты ТПИ: Е. Антипов (впоследствии — председатель Томской областной федерации дельтапланерного спорта, вице-президент Федерации сверхлегкой авиации России), С. Малофиенко, В. Зырянов, С. Овчинников, С. Моисеев, С. Делгер, И. Селезнев, С. Пустынников и др.

В настоящее время Томский политехнический университет расширяет свою образовательную и исследовательскую деятельность в области авиации. В 2013 году ТПУ вошел в число участников нового авиастроительного образовательного кластера в г. Жуковском, подписав соглашение о сотрудничестве с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». В 2014 году в вузе началась подготовка бакалавров по новой образовательной программе «Электрооборудование летательных аппаратов» (ЭОЛА) и магистров — по программе «Электротехнические комплексы автономных объектов» (ЭКАО). Ученые ТПУ выполняют ряд научно-исследовательских проектов в интересах как отечественных, так и зарубежных авиастроителей (Airbus), в частности по созданию теплового дефектоскопа, при помощи которого осуществляется поиск дефектов в композиционных материалах, использующихся в самолётостроении (руководитель проекта — профессор В.П. Вавилов).

Главные вехи

1910 год
Б.П. Вейнберг организовал в ТТИ один из первых в России аэротехнических кружков для студентов и преподавателей.
В кружке обсуждались доклады о теоретических основах воздухоплавания, аэродинамики.

1927 год
Члены авиакружка собственными силами построили авиетку «СТИ-1».

1959 год
В ТПИ была организована подготовка инженеров по специальности «Электрооборудование летательных аппаратов».
За 40 лет существования этой специальности в интересах оборонного комплекса страны, а также предприятий и учреждений авиационно-космической отрасли промышленности было подготовлено свыше 1000 специалистов.

1963 год
По инициативе выпускника ТПИ В.И. Шамова в Томске была возрождена деятельность аэроспортивного клуба, построен аэродром в Головино.
Валерий Шамов трагически погиб в 1968 году. В 2006 году постановлением Государственной думы Томской области Томскому областному аэроклубу РОСТО-ДОСААФ присвоено его имя.

1976 год
Одним из первых в стране в Томском политехническом институте был создан клуб дельтапланерного спорта «Орион».

2014 год
Началась подготовка бакалавров по новой образовательной программе «Электрооборудование летательных аппаратов» (ЭОЛА) и магистров — по программе «Электротехнические комплексы автономных объектов».

Сергей Никифоров