О судьбах политехников — участников Первой мировой войны
Продолжая рассказ о сотрудниках и студентах Томского технологического института — участниках Первой мировой войны, совершенно невозможно обойти вниманием Александра Васильевича Квасникова, выпускника ТТИ 1918 года, профессора, выдающегося ученого в области авиационных и ракетных двигателей.
Создал один из первых советских авиационных двигателей
Александр Квасников родился в Баку 13 мая 1892 года. В 1910 поступил в Московское техническое училище. Когда началась мировая война, ушел в армию вольноопределяющимся, поступил в военно-авиационную школу Московского общества воздухоплавания. В июне 1915 года успешно ее окончил и был направлен в Гренадерский корпусной авиационный отряд. Воевал лихо и умело, о чем свидетельствуют шесть боевых наград, полученных им за два года: орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, орден Святой Анны 4-й и 3-й степеней, орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орден Святого Георгия 4-й степени. Сохранилась выдержка из приказа по 10-й армии от 1 сентября 1917 года в связи с награждением его Георгиевским крестом: «1 июня 1917 г. у д. Панары, вылетев на истребителе «Ньюпор» с целью уничтожить неприятельский змейковый аэростат, несмотря на сильный артиллерийский и пулеметный огонь противника, снизился до 900 метров, смело атаковал неприятельский аэростат и сжег его зажигательными ракетами».
Конструкцию этих ракет, кстати, Квасников придумал и сконструировал сам, как и устройства для самолетных пулеметов и многое другое. Александр Васильевич не только совершал боевые и разведывательные полеты, но и заведовал в авиаотряде техническим имуществом и мастерской по ремонту.
Армейскую службу Александр Квасников закончил в конце 1917 года в чине поручика. Доучиваться на инженера решил в Томском технологическом институте. Почему именно там? Как вспоминал его сын Леонид, хотел избежать смуты и потрясений. Увы, от гражданской войны бывшему офицеру уйти не удалось. Уже студентом ТТИ Квасников был мобилизован в Колчаковскую армию. Правда, не воевал. Числился в Томском запасном батальоне, преподавал в военной радиотелеграфной школе. В декабре 1918 года успешно защитил диплом и получил квалификацию инженера-механика. Далее — вплоть до 1931 года — занимался научной и преподавательской работой в Томском технологическом институте. Заведовал кафедрой тепловых машин. С 1927 года — в звании профессора. Был одним из организаторов авиационной специальности в институте, создал авиационные лабораторию и музей, а также студенческий авиакружок. В 1927 году студенты построили институтский самолет — авиетку «СТИ-1». Двигатель для авиетки был сконструирован под руководством Квасникова и стал одним из первых советских авиационных двигателей.
В 1931 году Александр Васильевич вместе со своими студентами был переведен в только что созданный Московский авиационный институт (МАИ). Профессор Квасников стал крупным специалистом в области поршневых, а затем и ракетных авиадвигателей. Дважды награждался орденами Ленина, был лауреатом Государственной премии, обладателем почетного звания заслуженного деятеля науки и техники. Скончался Александр Васильевич в 1971 году, прожив без малого 80 лет.
Судьбы сложились по-разному
Морским военным летчиком в годы Первой мировой войны был коллега Квасникова по Томскому технологическому институту, его выпускник Георгий Владимирович Трапезников. Уроженец Иркутска, Трапезников поступил в ТТИ в 1910 году. В 1916 был призван в армию. Учился в школе морской авиации в Петрограде, окончил ее в 1917 году в звании мичмана, служил там же преподавателем технических дисциплин. После революции вернулся в Томск, возобновив учебу в технологическом институте. В годы гражданской войны Георгию Трапезникову, как и Квасникову, не удалось избежать службы в белой армии. В боевых частях не находился, служил офицером-летчиком гидроавиационной станции. В начале 1919 года ему удалось вернуться к обучению в институте, и вскоре он защитил дипломный проект и был удостоен звания инженера-механика.
С 1921 года Георгий Владимирович занимается преподавательской работой в ТТИ. В 1925 году — профессор кафедры сопротивления материалов. Трапезников вместе с Квасниковым участвовал в создании авиакружка в институте, руководил строительством уже упоминаемой авиетки «СТИ-1». К сожалению, дальнейшая судьба Георгия Трапезникова была не столь благополучной, как у его коллеги по вузу и летному делу. В 1937 году он был арестован органами НКВД, обвинен в участии в деятельности кадетско-монархической организации. Следователи утверждали, что «Трапезников, как бывший военный летчик, должен был использовать гражданский воздушный флот в боевых действиях» против советской власти. В октябре 1937 года Георгий Трапезников был расстрелян. Реабилитирован в 1959 году.
В деле Трапезникова фигурировали многие видные ученые и преподаватели Томского индустриального института и госуниверситета: В. Хахлов, М. Усов, А. Калишев и другие. Значился в нем и Михаил Кучин, заведовавший в ТИИ кафедрой гидрогеологии.
Михаил Иванович Кучин тоже участвовал в Первой мировой войне. Студентом Томского технологического института уроженец Кургана стал в 1907 году, а окончил аж в 1924! Один из перерывов в учебе был связан как раз со службой в армии, в которую он был мобилизован в апреле 1916 года. Служил сначала на Кавказском фронте, затем — в саперном батальоне, расквартированном в Петрограде. Учился в школе прапорщиков инженерных войск. В августе 1917 года был направлен на Румынский фронт в дорожно-мостовую роту 11-го инженерного полка. Войну окончил в чине подпоручика.
Судьба Михаила Ивановича похожа на американские горки. После окончания ТТИ в 1924 году он по приглашению М.А. Усова был оставлен в институте для научной и преподавательской работы. В 30-е годы исполнял обязанности профессора и заведующего кафедрой гидрогеологии, но после травли, организованной в 1938 году в родном вузе, вынужден был перейти в ТГУ. Ареста, правда, ему удалось избежать, но до поры до времени. В 1949 году он все-таки попал «под раздачу» — был арестован и до весны 1954 года находился в лагерях Красноярского края. Реабилитирован, восстановлен в должности профессора ТГУ. В 1955 году перешел в Томский инженерно-строительный институт, в котором проработал до своей кончины в 1963 году.
По-разному сложились судьбы политехников — участников Первой мировой войны. Единым было главное — все они были достойными сынами своего Отечества.
Сергей Никифоров