Есть в Томском политехническом чудесная традиция - конкурс \"Лучший студент года\". Каждую весну умненькие и разумненькие юные политехники соревнуются на звание самых-самых. Тем, кто получает дипломы, - хвала и почет, большая дорога...
Не
стоит забывать и о том, что за каждым из лауреатов стоит свой научный руководитель.
А если просмотреть список двадцати победителей прошлого года, то окажется, что
у пяти \"Лучших из лучших\" научный руководитель один - Лидия Иосифовна Молодежникова,
заместитель декана по научно-исследовательской работе теплоэнергетического факультета.
Согласитесь, результат замечательный... Поэтому сегодня в нашей рубрике - разговор
с Научным руководителем о научной работе со студентами.
Лидия Иосифовна закончила ТЭФ в 1966 году, работала по распределению на электротехническом
заводе, в 1971 вернулась в политехнический институт, и вот уже почти 30 лет
жизни посвятила общению со студентами. Нас не могло не заинтересовать, занималась
ли она сама в студенчестве научно-исследовательской работой.
- Да, конечно. Основатель нашей кафедры промышленной электроники Виктор Евлампьевич
Целебровский огромное внимание уделял личной работе с молодежью. Обучение у
него было построено так, что завидно даже сейчас. Он вел дисциплину \"Технико-экономические
основы оптимизации\", и всем нам - и заочникам, и дневникам - давал индивидуальные
задания, которые требовали личных исследований. Кроме того, у нас на кафедре
было студенческое конструкторское бюро, наши студенты проектировали, например,
тепловые сети Томска, делали предварительные расчеты, связанные с пневмотранспортом.
Конечно, насколько мне вспоминается, в те годы проходило мало олимпиад, сложности
были с публикациями в журналах, но студентам это не мешало заниматься практической
работой.
- Что лично Вам это дало и что это дает нынешним студентам?
- Мне такая вот практическая направленность моих курсовых работ и моего диплома
помогла довольно быстро освоиться на предприятии, войти в рабочий ритм. Электротехнический
завод, на котором я отработала несколько лет, был тогда передовым, принадлежал
военно-промышленному комплексу, там постоянно требовалось что-то совершенствовать,
а мне это было уже привычно. Поэтому я знаю: заниматься со студентами научно-исследовательской
работой - очень полезная инициатива. Обучение становится намного более качественным,
когда студент имеет индивидуальные задания, причем они необязательно должны
быть слишком научного плана, главное во всем этом - самостоятельная работа,
приучающая студента опираться на свои интеллектуальные силы и полученные знания.
Это очень помогает потом на производстве. Эффективность того, что студенты решают
одинаковые задачки, на мой взгляд, очень мала. Поэтому я стараюсь давать своим
студентам разные темы и на курсовые работы, и на дипломы. Важно, чтобы темы
были еще и интересные. Иначе скучно. А когда даешь студентам задания, во-первых,
эти задания им нужно найти, потом помочь, подсказать. Многие из студенческих
заданий появляются вследствие сотрудничества с производственниками, с моими
же бывшими студентами. При общении возникают совершенно особые проблемы, с которыми
сталкиваются промышленники в реальности. Получается, что студенты работают вне
программы, а это уже большой козырь в жизни. Я твердо убеждена: в вузе нужно
как можно больше всего охватить, чтобы потом знать, в какую сторону лучше \"копать\"
.
- Из пяти Ваших подшефных, лауреатов конкурса \"Лучший студент-2000\", четыре
девочки...
- У меня участвовало в конкурсе восемь человек, и из них половина мальчиков,
половина девочек, однако девочки выбились вперед. Может быть, сыграло свою роль
то, что факультет у нас мужской, и девочкам, наверное, в принципе труднее \"пробиваться\",
поэтому они зачастую более целеустремленны, более активны, более стабильно занимаются.
Иногда я намеренно беру девочек, считая, что им нужно помочь, чтобы они не почувствовали
ущемленности в общепринято мужской профессии. И нужно сказать, девочки находят
себя в нашей профессии.
- Нынешняя молодежь, на Ваш взгляд, какая?
- Конечно, она довольно сильно отличается от молодежи пятидесятых, шестидесятых,
семидесятых... Мне кажется, мало сейчас товарищества, не хватает умения работать
в команде. Очень развит дух соперничества. Впрочем, может быть это и неплохо.
Умная сейчас молодежь, хорошая. Пусть у них все получается и в новом году и
всегда!
Сергей МАЗУРОВ.