Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Кооперация науки и бизнеса

Проекты ТПУ помогут создать высокотехнологичные производства

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХ СЕГОДНЯ РЕАЛИЗУЕТ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 218, НАЦЕЛЕННОГО НА КООПЕРАЦИЮ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. Эксперты считают его одним из самых удачных примеров организации взаимодействия науки и реального сектора экономики, именно такая кооперация позволяет строить инновационную экономику страны. Не так давно совместный проект ТПУ и предприятия госкорпорации «Росатом» — АО «НИИграфит» — победил в конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий по Постановлению Правительства РФ № 218. Ученые университета разработают для «НИИграфит» технологию контроля производства уникального материала на основе графита. В этом выпуске редакция газеты «За кадры» расскажет о ключевых проектах университета в рамках постановления № 218, которые уже успешно реализуются.

Сборку первого промышленного образца ученые намерены завершить уже в этом году.

Подземный вездеход

Первый подземный робот «Геоход» — аппарат, предназначенный для быстрой прокладки тоннелей под землей и не имеющий мировых аналогов. В перспективе эту разработку Томского политехнического университета могут использовать военные, спасатели, а также градостроители, геологи. Областей, в которых может пригодиться «Геоход», очень много. Например, ученые полагают, что разработка Томского политеха будет способна пробурить Луну.

«Спасатель» с гарантией

Прототип «Геохода» представляет собой цилиндрический корпус диаметром 3,2 м. В головной части аппарата установлено породоразрушающее устройство, по периферии — винтовые и продольные элементы, которые позволяют создавать напорное усилие. Предполагается, что аппарат будет изготовлен в разных модификациях и для различных целей.

— По линии МЧС и обороны, к примеру, «Геоход» можно будет использовать как мобильный комплекс, оперативно доставляемый в зону стихийного бедствия для спасения пострадавших под завалами. В случае с военными это еще и прокладка коммуникаций, — поясняет Андрей Ефременков, директор Юргинского технологического института ТПУ. Кстати, представители МЧС и Минобороны РФ интерес к разработке политехников уже проявляют. Прототип «Геохода» отмечен знаком «гарантия качества» на крупнейшей международной выставке «Комплексная безопасность», представлен на международном форуме «Армия-2015», имеет другие высокие награды.

Мобильный, легкий, доступный

«Геоход» можно применять как более дешевую и эффективную технологию при строительстве городских коммуникаций, тоннелей, линий метро и т. д.

Так, по словам директора ЮТИ, проектом «Геоход» всерьез заинтересовались в ОАО «Московский метрострой» («Мосметрострой»). В конце лета было проведено совещание, на котором обсуждались возможные совместные проекты компании с ТПУ.

Сейчас при строительстве метро компания использует проходческие щиты — подвижные сборные металлические конструкции, применяемые при сооружении тоннелей различного назначения, а также при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом.

— Проходческий щит для создания напорного усилия необходимо либо упереть в борта выработки, либо в крепь. «Геоходу» же лишние манипуляции не требуются: для создания напорного усилия он использует саму среду. Кроме этого, у проходческого щита много ограничений в плане выработки: он движется под землей строго по горизонту, не может изменить траекторию, например, переместиться чуть выше или ниже. «Геоход» же может двигаться по любой траектории пространства, так как взаимодействует со средой. Например, может идти наклонно, — объясняет Андрей Ефременков.

Сегодня к разработке ТПУ присматриваются многие организации и департаменты, ведь область применения у «Геохода» невероятно широкая.

— Интерес к нашей разработке проявил губернатор Кемеровской области. Увидев «Геоход» на одной из выставок, он отметил, что его можно использовать для строительства городского канализационного коллектора глубокого залегания. Сегодня в Кемерове существует необходимость в усовершенствовании городской канализационной системы; соответствующий проект уже разработан, но в техническом плане есть затруднения — оборудование стоит дорого. Между тем наша технология дешевле и способна решить эту проблему, — заключает Ефременков.

Помимо прочего, еще одно важное преимущество «Геохода» в массе и габаритах. Весит разработка Томского политеха порядка 21,5 тонны, в то время как средний существующий аналог в два раза больше — около 45 тонн. Таким образом, «Геоход» будет еще и легче транспортировать.

Большой интерес

Теоретически, отмечают ученые Томского политеха, «Геоход» можно использовать даже на Луне — для исследования ее недр. Поскольку гравитация на спутнике нашей планеты в разы меньше, чем на Земле, тяжелое оборудование здесь тоже потеряет в весе. Между тем эффективность его работы зависит от напорного усилия, достигаемого за счет давления всем весом на объект. Соответственно, снизится вес — станет меньше и напорное усилие на исполнительный орган. «Геоход» же задействует саму среду, что позволяет вообще не принимать в расчет силу тяжести. Разработка будет работать на Луне так же эффективно, как и на Земле.

Сборку первого промышленного образца ученые намерены завершить уже в этом году, а в 2016-м — провести его первые испытания.

Разработка многоцелевого комплекса «Геоход» началась в мае 2013 года в рамках Постановления Правительства № 218. Работа политехников осуществляется совместно с инженерами машиностроительных предприятий. Так, например, главный партнер проекта — Кемеровский опытный ремонтно-механический завод (КОРМЗ), специализирующийся на разработке и производстве новой дорожной и коммунальной техники, навесного оборудования к автогрейдерам и тракторам для выполнения всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог. Предприятие настолько заинтересовано в разработке, что не просто помогает политехникам со сборкой «Геохода», но еще и инвестировало собственные средства в проект, оплатив примерно половину его стоимости.

Еще один партнер проекта — кемеровская компания «Финист», разработавшая структуру управления проектом и перспективные образцы компонентов «Геохода».

— За время работы над «Геоходом» мы получили огромный опыт по ведению совместных разработок с промышленными предприятиями, получили представление о реальных потребностях бизнеса в той области, где может быть использована наша разработка, имеем опыт подготовки и создания новой техники от эскизного проекта до запуска в производство, — заключает Андрей Ефременков. — Я считаю, большой плюс Постановления Правительства РФ № 218 именно в том, что наука и бизнес получили шанс взаимодействовать напрямую, без посредников. Сегодня у нас сложились хорошие партнерские взаимоотношения с предприятиями, что в дальнейшем позволит реализовывать новые совместные проекты.

Виталина Михетко

Устройства, которые работают под землей, действуют на границе сред — воздушной и твердой. Саму среду они не задействуют. «Геоход» — это аппарат, который движется в твердой среде и использует ее. Таким образом, он может работать под землей автономно и выполнять те задачи, с которыми не справятся другие аппараты.

Андрей Ефременков, кандидат технических наук, директор Юргинского технологического института ТПУ
Партнеры

ОАО "КОРМЗ", кемеровская компания «Финист», Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН.

Цель проекта

Создание многоцелевого комплекса для быстрой прокладки тоннелей. Технология поспособствует повышению производительности и снижению материальных затрат в ходе выполнения работ по строительству подземных коммуникаций, а также других сооружений.