Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Юрий Похолков: «Политехник — это человек команды»

"Настойчивость в достижении целей и настрой на стопроцентный результат всегда отличали и отличают томских политехников"

Юрий Петрович Похолков — человек-энергия, человек-созидатель, на которого равняются уже несколько поколений политехников. В течение 18 лет он был ректором Томского политехнического университета. Сегодня Юрий Петрович возглавляет учебно-научный центр «Организация и технологии высшего профессионального образования» ТПУ и Ассоциацию инженерного образования России. В интервью газете «За кадры» Юрий Похолков рассказал о силе притяжения Томского политеха, секрете воспитания инженеров будущего и личном способе всегда быть в форме.

Настойчивость и настрой на результат

Юрий Петрович, с Томским политехническим университетом вы уже более 60 лет. Когда оканчивали вуз, предполагали, что он в вашей судьбе на всю жизнь?

— Я не задумывался над этим. В университете остался, потому что занимался наукой. Нас таких было пятеро из 26 студентов нашей группы. Жизнь была интересная, насыщенная. Сегодня можно только удивляться, как и когда мы все успевали. Спорт, охота, защита диссертаций, преподавание. Я был еще и заместителем редактора газеты «За кадры». Когда ты любишь то место, где ты находишься, людей, которые тебя окружают, на все хватает энергии и сил. А мне в Томском политехническом всегда было хорошо, интересно, комфортно.

В чем для вас сила притяжения Томского политеха?

— В его богатых, сильных традициях. Одна из них заключается в том, что ТПУ готовит человека к работе в команде и получению результата. Вспоминается случай, как однажды в университет приехали представители Минэлектротехпрома. Им нужен был весь выпуск по специальности. На мое замечание, что таких же специалистов готовят еще 12 вузов страны и проблем с поиском кадров быть не должно, получил ответ: «Выпускники ТПУ никогда не уедут с того места, куда мы их направим, пока не выполнят поставленную задачу». Эта настойчивость в достижении целей и настрой на стопроцентный результат всегда отличали и отличают томских политехников.

Если вспоминать ваши студенческие годы: в чем сильно было ваше поколение по сравнению с сегодняшним? И какие черты есть у современных студентов, которых, может быть, не хватало вам?

— Сравнивать сложно. У каждого поколения свои ценности, взгляды, воспитание, ориентиры. Но по большому счету молодость все ощущают и проживают примерно одинаково. С определенной долей безответственности, бесшабашности, азарта. У одних есть четко сформированная цель, другие движутся интуитивно, кто-то проявляет свои способности с большей долей успеха, кто-то с меньшей. Это всегда было, есть и всегда будет. Так что все поколения студентов плюс-минус одинаковые. Разве что требования к ним предъявляются разные. По моим ощущениям, в наши студенческие времена дисциплина была жестче.

Многие отмечают, что студенты Томского политеха не похожи на студентов других вузов. Согласны с этим?

— Однозначно. У каждого вуза есть своя корпоративная культура, которая и отражает менталитет студентов. Моя личная гипотеза — что человек изначально выбирает университет исходя из своих природных способностей и особенностей. Даже если посмотреть на детей: одним нравятся машинки, другие выбирают набор юного медика, кто-то один играет в песочнице, другой собирает вокруг себя целую компанию. Это не искусственное, а естественное влечение человека. Так же и с выбором учебного заведения. Классические университеты, например, чаще выбирают индивидуалисты. Те, кто хотят развить и реализовать свои личные способности. Если вы хотите строить дома, мосты, создавать технику, в одиночку с этим не справиться. Поэтому в технические вузы, и Томский политех в том числе, идут ребята, в ком сильна природная тяга к взаимодействию с коллективом, командные «игроки». Те, кто способны возглавить команду.

Инженер — значит, думающий

Однажды в интервью вы произнесли фразу: «Инженерзначит думающий». Не изменилось ваше мнение по этому поводу? Для инженера важным качеством по-прежнему остается умение мыслить?

— Это важное качество для любого человека, а для инженера — особенно. Сегодня к умению думать я бы добавил еще способность создавать инженерные решения. Сейчас в центре «Организация и технологии высшего профессионального образования» ТПУ мы работаем над новым представлением о том, какие результаты обучения должны быть у университета. По каким критериям оценивать, насколько хорошо и качественно мы готовим инженеров. На сегодняшний день нам видятся четыре составляющие результата обучения. Первое — компетенции, которыми владеет выпускник. Они включают в себя знания, умения, навыки. Второе — уровень развития инженерного мышления. Третий элемент — уровень мотивации к получению новых знаний или компетенций, а также к труду в инженерной профессии. Четвертый — уровень сформированности у выпускника мировоззрения устойчивого развития. Эти четыре составляющие определяют специалиста, который не допустит безответственного расходования ресурсов, а будет расходовать их таким образом, чтобы обеспечить достойное существование себе, своему и последующему поколениям. Инженер — носитель новой технической идеи, человек, который должен уметь придумывать новую технику и технологии. Уметь их проектировать, создавать и эксплуатировать.

В таком случае каким должен быть преподаватель, который готовит инженеров будущего?

— Он должен быть почти таким же, как этот студент, только на ступеньке выше. Кроме того, он должен уметь использовать потенциал и ресурсы, которые есть во внешней среде, для того чтобы решить свою задачу — получить эти четыре результата. Здесь есть некое противоречие: нельзя научить тому, что не умеешь делать сам. Мы учим студента неконкретному инженерному ремеслу, а подготавливаем его к деятельности в выбранной им сфере. Даем базу по математике, физике, химии, конструированию, использованию приложений, цифровым технологиям. Сами мы не работаем в конструкторских бюро, где есть свои правила. Поэтому задача университета и, в частности, преподавателей — как можно более эффективно взаимодействовать с реальным сектором экономики и привлекать его потенциал— представителей, материальную базу — для формирования будущего инженера.

Есть цель — будет результат

Какие события в жизни университета за последние годы вы считаете самыми важными?

— Продвижение вуза в различных международных рейтингах. Это говорит о том, что университет становится узнаваемым на образовательном поле. Важные события — вхождение ТПУ в программу «Приоритет 2030» и в проект «Передовые инженерные школы». Это свидетельствует о высоком признании результатов деятельности университета.

Какова средняя продолжительность вашего рабочего дня? Ваш личный секрет, как всегда оставаться работоспособным, успешным и востребованным?

— В среднем 8-10 часов. В моем рабочем календаре есть четкий план на несколько дней вперед. Что касается секрета, то его нет. Единственный принцип, которого я всегда придерживался, какой бы деятельностью ни занимался, – это целеполагание. Конкретно поставленная цель определяет задачу, задача — задание, а задание — проект. Как правило, у меня есть представление о том, чего я должен добиться к определенному моменту.

Какой главный совет вы хотели бы дать сегодняшним студентам ТПУ, которым предстоит стать инженерами?

— Я не любитель давать советы. Как правило, они людям не нужны. А если нужны, то человек сам обратится за ним. Каждый из нас ежедневно делает какой-то выбор и несет за него ответственность. Единственное, что можно пожелать: попасть в команду, в окружение к тем людям, у которых можно учиться профессии и жизни.

Что пожелаете университету в день рождения?

— В день рождения принято желать здоровья. У каждого университета есть своя особенная культура. Так вот, я хочу пожелать культуре ТПУ здоровья. Если она здорова, у университета будут успехи и процветание.

Беседовала Елена Штополь