Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Томский политех: наши приоритеты

ТПУ принимает участие в госпрограмме «Приоритет 2030»

6 августа Томский политех подал заявку на участие в государственной программе поддержки университетов «Приоритет 2030». Проект заявки был одобрен Наблюдательным советом вуза во главе с губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным

В Год науки и технологий в стране запущена новая федеральная программа поддержки и развития вузов «Приоритет 2030». Цель программы — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития. Предполагается, что вузы получат гранты на открытие студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов, развитие учебно-лабораторной базы и программ обучения. По словам заместителя главы Минобрнауки России Андрея Омельчука, новая программа «Приоритет 2030» вобрала в себя все лучшее, что было в предыдущей программе развития университетов страны — Проекте 5–100, однако сейчас на смену целевому попаданию в международные рейтинги пришли инструменты, которые будут формировать развитие самих вузов. Заявки на участие в программе подал 191 вуз, в том числе из СФО — 25 (пять из Томска). На специальную часть гранта претендует 121 вуз: 28 подали заявки на исследовательское лидерство, 93 — на территориальное и (или) отраслевое лидерство. Совет программы «Приоритет 2030» утвердит список университетов, прошедших конкурсный отбор, в ноябре.

Есть несколько вариантов участия в программе «Приоритет 2030». ТПУ выбрал трек исследовательских университетов. Через 10 лет мы видим себя как вуз, в котором 13,5 тысячи студентов-очников учатся по подходящим для них образовательным моделям и форматам. Мы намерены в два раза увеличить объем привлекаемых средств за счет НИОКР — до 4 млрд рублей в год, в два раза нарастить публикационную активность, в 2,5 раза — объемы нашего участия в грантовых программах. Мы видим ТПУ ключевым участником глобальных исследовательских сетей».

Дмитрий Седнев, и. о. ректора ТПУ

Стратегический проект ТПУ«Энергия будущего»

— Традиционная энергетика — повышение эффективности обращения с ископаемым топливом, цифровизация энергетических систем, глубокая переработка сырья и отходов газо-, нефте- и углехимии. — Перспективная энергетика — развитие возобновляемых источников энергии, ядерной и термоядерной энергетики, радиоэкологии, ядерной и радиационной безопасности. — Водородная энергетика — научно-технологические аспекты получения, транспортировки, хранения и использования водорода.

«Водородными технологиями в Томском политехе занимаются больше 40 лет. Сейчас в университете по водородной тематике работают больше 150 ученых и инженеров. Но задачу развития в стране рынка водородных технологий нельзя решить в одиночку. Поэтому Томский политех выступил одним из инициаторов создания российского консорциума по этой теме, куда уже входят более 20 вузов и институтов РАН, 16 компаний».

Д. Седнев

Стратегический проект ТПУ«Инженерия здоровья»

Создание совместно с ведущими медицинскими организациями Федерального сетевого референсного Центра экспериментальных методик диагностики, лечения и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями и заболеваниями органов кровообращения. «Инженерия здоровья» будет реализован в составе одноименного консорциума, созданного по инициативе ТПУ в 2021 году.

«Мы уже сильны в сфере ядерной медицины, кардиологии, цифровых технологий для здравоохранения. Следующим шагом будет формирование инфраструктуры для трансфера разработок до конкретных пациентов».

Д. Седнев

Стратегический проект ТПУ«Новое инженерное образование»

Формирование Национального центра развития высшего инженерного образования. В центре будут создаваться и апробироваться новые модели подготовки инженеров.

«Мы будем стремиться к мультимодельному образованию. Такой подход практически не встречается в России, а мировой опыт доказывает его эффективность. Смысл в том, что студент может выбрать для себя модель, которая ему больше подходит: обучение по модулям, сокращенные или удлиненные образовательные треки, проектное образование. Это не значит, что завтра мы внутри ТПУ все перестроим. Это значит, что мы будем постепенно, осознанно осваивать разные модели».

Д. Седнев