Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Открытый разговор

Врио ректора ТПУ Андрей Яковлев ответил на вопросы политехников

В третий четверг июня состоялась первая онлайн-встреча врио ректора ТПУ Андрея Яковлева с профессорско-преподавательским составом. В формате видеоконференции руководитель вуза ответил на вопросы преподавателей и сотрудников университета. В разговоре приняли участие более 60 политехников, врио ректора ответил на 21 вопрос. Часть вопросов и ответов — в нашем отчете

Евгений: В каком формате будет происходить обучение студентов ТПУ в новом учебном году?

Андрей Яковлев: В приоритете— очная форма, но с возможностью дистанционного подключения. Мы прорабатываем такие «смешанные» варианты, поскольку есть риск, что часть студентов из Казахстана, других стран и регионов, из-за пандемии не смогут к 1 сентября вернуться в Томск. Возможно, лекции и занятия будут вестись одновременно в очном и онлайн-форматах.

Вторушин Николай Анатольевич: Вы планируете задействовать совет старост (старостат) при достижении целей ТПУ?

А.Я.: Конечно, да. Студенты ТПУ— наши партнеры, они очень активные, предлагают креативные идеи. Сегодня мы плотно работаем со студенческим активом, подключим и старостат. Мне кажется, это мощный инструмент взаимодействия.

Болсуновская Людмила Михайловна: Как вы считаете, есть ли шансы у ТПУ попасть в категорию ведущих вузов по новой программе академического лидерства?

А.Я.: Шансы есть, но нам нужно объединить усилия всех сотрудников университета, выступить, как говорится, одним кулаком. У нас высокий потенциал, но, к сожалению, в последнее время наблюдается отрицательная динамика в ключевых институциональных международных рейтингах. Это говорит о том, что что-то внутри университета не так. Самая важная составляющая рейтингов — академическая репутация. Эту репутацию мы формируем сами — своим отношением к вузу, к партнерам, к своему делу, своими научными и образовательными достижениями. Над этим надо работать.

В текущем году заканчивается программы НИУ и ВИУ. Нам предстоит заново представлять на федеральный конкурс свою программу развития и доказывать, что мы являемся университетом мирового уровня, ведущим инженерным вузом страны. Добиться этого в условиях обостряющейся конкуренции будет непросто, но мы обязаны это сделать.

Юлия: В ШБИП учебная нагрузка у преподавателей 880 часов. При прохождении по конкурсу на продление контракта требуют статьи в Scopus Q1 и Q2. Когда делать науку при такой нагрузке? Почему требования такие же, как для исследовательских школ?

А.Я.: Вопрос непростой. Надо понимать некоторые важные вещи. ТПУ имеет возможность обеспечивать сегодня высокое качество образовательных услуг во многом благодаря тому, что у нас соотношение преподавателей к студентам 1 к 8, в то время как в других вузах — 1 к 12. У нас преподавателей на треть больше норматива, и финансирование из бюджета не покрывает затрат на содержание этой трети. Чтобы компенсировать разницу, мы должны самостоятельно заработать недостающую часть средств, а это делается за счет НИР, хоздоговоров, другой внебюджетной деятельности. Поэтому нужен баланс. Здесь главное слово «нужно». Нам, как ведущему университету, нужно обеспечить определенное количество часов — у нас есть госзадание «Образование». Нам нужно напечатать статьи в журналах Q1 и Q2, потому что, если мы этого не сделаем, мы не докажем свой мировой уровень. Нам нужно выполнять работы по хоздоговорам, потому что, если мы этого не будем делать, мы не докажем, что наши разработки, технологии, идеи востребованы на рынке, в реальном секторе экономики. Еще много чего нужно, чтобы подтвердить свой статус национального исследовательского университета.

Здесь вопрос в том, как правильно распределить силы и возможности. У нас кто-то блестяще преподает, кто-то выдает научные результаты и пишет статьи, кто-то отрабатывает заказы предприятий. На мой взгляд, сами сотрудники должны внутри научно-образовательных коллективов определить, кому какую нагрузку в каком направлении установить. Чтобы не было так, что, условно говоря, человек и на пианино играет, и бегает, и тяжести поднимает. Каждый должен делать то, что он умеет максимально эффективно. Тогда и в целом эффективность вырастет — и в коллективе, и в университете. Мы работаем сейчас над созданием такой системы. Просто, по щелчку пальцев, этот вопрос не решить. Рубануть шашкой и сказать: вот мы тебе делаем такую нагрузку, а тебе такую — так нельзя, нужно подходить к этому аккуратно. Сегодня в нашем университете направление работы, связанное с развитием человеческого капитала, возглавляет новый проректор по академическому превосходству Леонид Сухих. Идет обсуждение, в том числе с профессорским собранием ТПУ, вырабатываются решения. Самое ценное, что есть в университете,?— это его сотрудники. Не стены, не здания, не рекламные ролики определяют качество вуза, а люди, коллектив, человеческий капитал. Это первооснова, и мы будем отталкиваться от нее при решении этого вопроса.

Александр Хамухин, ИШИТР: У меня предложение — упростить внутреннюю процедуру оформления отчетов по практике УИРС — не распечатывать-подписывать-сканировать, а считать письмо руководителя с корпоративного адреса эквивалентом подписи.

А.Я.: Я считаю, что бумаги по университету не должны ходить. Сейчас, например, в приемную ректора документы в бумажном виде практически не поступают. И все ускорилось. Я надеюсь, что в ближайшее время у нас во всех подразделениях университета не будет такого, чтобы люди ходили, собирали подписи, стояли под дверью. Будет полностью электронный документооборот. И будет видно, где у нас узкие звенья, кто как работает, кто задерживает документ, кто моментально все решает.

Мы обсуждаем вопрос параллельного согласования, чтобы не было «затыков»— пока один не подпишет, документ не движется. Мы идем по этому пути. Тем более, с учетом текущей ситуации по пандемии, это насущная потребность избавляться от бумаг и хождений, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих.

Mezentsev: Предлагаю отказаться от статуса НИУ и отменить эффективный контракт.

А.Я.: Это может привести к кратковременному упрощению работы, но в долгосрочной перспективе повлечет за собой высокий риск стагнации в развитии университета в целом. Сейчас по новой программе академического лидерства статус НИУ даст право дополнительного финансирования вуза, причем в достаточно большом объеме. Конкурс НИУ мы обязательно должны выиграть!

Что касается эффективного контракта, мы должны его улучшать и уже работаем над этим. У нас в ТПУ есть сотрудники, которые перевыполняют ЭК на 2500 %! На 800, 400 %. А кто-то не может выполнить контракт и на 50 %. Возникает вопрос, как был сформирован ЭК, что одни его перевыполняют в разы, а другие не в состоянии соответствовать и половине критериев? Цель должна быть реальной. А тут получается, что для некоторых сотрудников она вообще не является целью, они легко ее перешагивают. А для других она недостижима.Это говорит о том, что в системе эффективного контракта есть недостатки. Будем их устранять.

Мазуров А. К.: Планируете ли вы увеличение КЦП?

А.Я.: Контрольные цифры приема обязательно будут увеличены. Университет должен расти по количеству студентов, нам нельзя «схлопываться», поэтому мы будем просить в Минобрнауки серьезного увеличения КЦП по всем направлениям.

Хачин Степан, бизнес-инкубатор ШИП: Какое ваше отношение к проектам «Большой университет» и НОЦ? Какое позиционирование ТПУ в этих проектах, в каких направлениях мы можем претендовать на лидерство?

А.Я.: Глобальная задача университета — развитие экономики России и региона. Он должен стать площадкой отработки новейших технологий и быть драйвером инновационного развития России. Запущенный администрацией Томской области проект создания Научно-образовательного центра (НОЦ) — очень важный, поскольку он оцифровывает те цели и задачи, которые ставит перед собой университет, индустрия, власть. Сейчас Томский НОЦ формируется в логике «Диптех». Это формат, где одной составляющей являются фундаментальные знания, лежащие в основе новых технологий, второй — создание площадки для разработки, апробирования, доработки, внедрения этих технологий, третьей — формирование среды, образовательной, научной, лабораторной базы, современной инфраструктуры.

Самое важное, НОЦ является новым форматом взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики, бизнеса. И здесь Томский политехнический университет играет ключевую роль. В консорциуме «Большой университет» я возглавляю два направления: НОЦ и взаимодействие с бизнесом. В ТПУ сформирован проектный офис НОЦ. Мы занимаем три позиции, обозначенные в проекте: «Новая химия», «Палеозой», «Новые материалы». Заявка на НОЦ уже практически готова, ведется активная работа с бизнес-партнерами.

К проекту «Большой университет» у меня положительное отношение, он подразумевает взаимовыгодное партнерство в интересах всех участников. В наших общих интересах создание новых рабочих мест в регионе, увеличение финансовых потоков, формирование комфортной среды, благоприятных условий для отдыха и работы сотрудников, учебы студентов. Это главные задачи Большого университета. Скоро состоится очередная сессия с участием руководителей томских вузов, академических институтов, органов власти, на которой будет прорабатываться организационная схема будущего объединения?— консорциум, альянс, ассоциация, иная форма. Сейчас это в процессе дискуссии. Главное не название, а суть — кооперация участников, чтобы было больше возможностей у каждого, не в ущерб их самостоятельности, в том числе юридической.

Игорь Владимирович Шаманин: Парк ускорительной техники устаревает. И морально, и физически. Техника востребована. Но работать на ней все сложнее. Будет ли решаться вопрос о поиске средств из внутренних резервов для решения этой проблемы?

А.Я.: Мы вошли в программу обновления научного оборудования. Сначала нам дали немного денег, сейчас чуть добавили. Это первое. Второе — это федеральная программа стратегического академического лидерства. Если мы выиграем конкурс, у нас появятся финансовые средства для обновления научного парка. Но при этом нужно четко понимать, зачем нам нужно то или иное оборудование, что оно нам даст в плане развития нашего лидерства.

Обеспечит ли оно мировой фронтир наших исследований? Откроет нам двери взаимодействия с индустриальными партнерами? Поможет реализовать современные образовательные программы? Если на эти вопросы мы сможем дать однозначно положительные ответы, тогда это оборудование нужно брать, закладывать его приобретение в программу развития. А не просто потому, что оно устарело или сломалось. Я говорю это безотносительно к ускорительной технике, а по отношению в целом к парку научной аппаратуры и оборудования в ТПУ.

Максим Рудмин: Планируется ли возврат к кафедральной структуре университета?

А.Я.: На мой взгляд, организационная структура в университете должна быть такой, которая максимально способствует достижению целей, стоящих перед вузом. Название вторично. Мы должны создать внутри университета такие структуры или подразделения, где знания свободно генерируются, аккумулируются, обращаются, где воспроизводятся научные и преподавательские кадры. Существующая сегодня структура, по отзывам многих сотрудников, в полной мере этим требованиям не отвечает. Тогда что взамен? Пока над ответом на этот вопрос идет работа. Скоро мы запустим опрос сотрудников по этой теме. Нам важно в итоге сформировать не формальное структурное подразделение, а сообщество людей, единомышленников, которые выберут себе лидера, способного заниматься комплексом вопросов, связанных с научно-образовательной деятельностью: развитием научного направления, публикациями, качеством преподавания, работой диссертационного совета, обновлением кадров и так далее. Как оно будет называться, наверное, не самое главное. Название мы дадим. Главное, чтобы оно не исказило смысл того, чего мы хотим добиться.

По окончании встречи врио ректора ТПУ попросил дать оценку состоявшемуся разговору и его формату. Большинство участников онлайн-встречи позитивно оценили ее и высказались за регулярное проведение таких мероприятий.

Подготовил Сергей Никифоров