Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Томский феномен для казахстанских студентов

Президент Международного университета «Астана» об учебной миграции и человеческом капитале

Около 100 000 казахстанцев сегодня учатся за пределами своей страны - в 56 странах мира. Большинство - в России. Более того, Томск и Томский политех в лидерах по числу казахстанских студентов в нашей стране. Чтобы лично встретиться со студентами из Казахстана и попытаться разгадать феномен популярности Томска, в ноябре в ТПУ приехал президент Международного университета «Астана» Серик Ирсалиев. В интервью газете «За кадры» он поделился мнением об учебной миграции и важности человеческого капитала.

- Серик Азтаевич, знаем, что это ваш первый визит в Томск…

— Да, я здесь впервые, но о Томске наслышан. Дело в том, что хотя наш университет очень молодой, его созданию предшествовала многолетняя аналитика в области трендов высшего образования, предпочтений казахстанских студентов. Для Казахстана характерна тенденция учебной миграции.

У нас огромное число студентов учится за пределами страны. Большинство в России, затем идут Китай и Малайзия. Много студентов уезжают и в страны Европы, и в США. Так вот, было интересно узнать, что в России лидер по числу казахстанских студентов — Томск, в частности Томский политех. У нас есть свои предположения по поводу этого феномена, но хотелось лично приехать, пообщаться со студентами, чтобы лучше понять, что их так привлекает.

Кроме того, в Казахстане работает ряд томских технологических компаний. И они сталкиваются с некоторым кадровым голодом в плане инженеров и специалистов для дальнейшей работы с томскими технологиями. Поэтому нам было вдвойне интереснее побывать в Томске. Более того, наш визит стал ответным. В сентябре ректор ТПУ Пётр Чубик был с рабочим визитом в Астане, где мы в течение нескольких дней обсуждали возможные варианты сотрудничества между университетами.

- Студенты из Казахстана, выбравшие ТПУ, учатся здесь в основном на инженерных направлениях. Сейчас много говорят о том, какие инженеры будут нужны, скажем, через 20 лет. Как, по-вашему, кто он - инженер будущего?

— На этот вопрос, пожалуй, не ответит ни один аналитик мира. Четвертая промышленная революция вносит в нашу жизнь столько неопределенностей, столько непонятного как для каждого отдельного человека, так и для экономики в целом, что никто не может сейчас предсказать, какими компетенциями в будущем должен обладать, например, инженер-ядерщик или инженер-геолог.

Дело в том, что искусственный интеллект и роботы отнимают у человека все больше и больше рутинных операций, так как справляются с ними успешнее. Для примера: за всю свою педагогическую карьеру учитель может проверить 10 000 сочинений, а искусственный интеллект справится с проверкой миллиона ученических работ за несколько минут. Что делать в такой ситуации людям многих профессий? Какие у нас преимущества перед искусственным интеллектом?

Я считаю, что они связаны с нашими умственными и творческими способностями. Поэтому преимущества инженеров будущего — это их образ мыслей, способность создавать нечто совершенно новое, критическое мышление. Без этого никуда.

- Давайте вернемся к вопросу учебной миграции. Как сегодня она воспринимается в Казахстане? Благо это или нет?

— Проблема учебной миграции характерна для многих стран мира, для России в том числе, да и для стран Европы, чьи студенты уезжают учиться в США. С одной стороны, те 100 000 человек, которые сегодня у нас учатся за рубежом, приобщаются к новым культурам, самым лучшим практикам, технологиям. Если все это лучшее они привезут домой в Казахстан, это огромное благо для страны.

- А утечка мозгов?

— Это обратная сторона вопроса. Ведь студенты — это ценный человеческий капитал. Специалисты всемирного банка проводили оценку государств по ценности их ресурсов. Они исследовали 95 стран. Так вот, в среднем 64 % национального богатства этих стран составляет человеческий капитал. Не природные богатства, а именно человеческий капитал. Это мы с вами: наши знания, наша культура, наше здоровье. Поэтому нужно, чтобы студенты после учебы за рубежом возвращались в Казахстан. Или учились в своих университетах. А для этого наши университеты должны быть конкурентоспособными. Поэтому в стране создаются университеты нового типа, чья задача конкурировать с зарубежными вузами.

- На встрече со студентами вы спрашивали ребят, почему они выбрали для учебы Томск. Какие причины они называли?

— Я получил разные ответы и, обобщив их, сформулировал следующие причины. Во-первых, это уровень томского образования. Во-вторых, это соотношение качества образования с его ценой. Многие наши студенты учатся здесь по российским грантам, при этом обеспечены общежитиями и получают стипендию. В-третьих, ТПУ ведет грамотную профориентационную работу в Казахстане. С одной стороны, многие узнали о ТПУ от родителей, товарищей, которые уже здесь учились. С другой, многие говорили, что узнали о ТПУ с помощью различных профориентационных мероприятий. Конечно, студенты обозначили и ряд проблем. В частности, они говорили о сложности прохождения практик на российских предприятиях. Как иностранные граждане они не могут этого делать. Это серьезная проблема, которая, безусловно, должна решаться на двустороннем уровне.

- Вы говорили, что приехали в Томск в том числе и для того, чтобы попытаться разгадать секрет привлекательности Томска и ТПУ для казахстанских студентов. Получилось?

— Да. Раньше мы предполагали, почему казахстанцы едут учиться в Томск, и важно было услышать это лично от студентов. Думаю, мне стал гораздо понятнее феномен Томска — здесь есть качество образования и сложившиеся традиции работы с нашими студентами.

Справка

Международный университет «Астана» (AIU) был создан в апреле 2018 года. В задачи вуза входит подготовка аналитиков в области международных отношений и безопасности на базе магистратуры и докторантуры, а также исследования в сфере информационных технологий, безопасности, экологии, прикладной экономики.

AIU планирует активно привлекать к своей работе зарубежных партнеров. По итогам ноябрьского визита в Томский политех президент AIU выделил ряд направлений для развития сотрудничества - это технологии космической отрасли, IT, добыча, разведка и эксплуатация природных ресурсов, робототехника, неразрушающий контроль. Речь идет о создании совместных образовательных программ на уровне бакалавриата и магистратуры, академическом обмене преподавателями, студентами и аспирантами, организации практик, реализации программ повышения квалификации и многом другом.