Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Английский язык, хороший руководитель и жена

Что нужно молодому ученому для успеха

Профессор Вадим Каменецкий с делом всей жизни - геологией - определился еще лет в семь и выбранному пути никогда не изменял. Сегодня он ученый мирового уровня с солидным багажом публикаций и индексом Хирша 48. Работает в Австралии, в Университете Тасмании, и активно сотрудничает с российскими коллегами. В Томский политех он приехал прочитать несколько открытых лекций по геологии. Студентам и коллегам-геологам он рассказывал о расплаве кимберлитов и крупнейшем в мире урановом месторождении. А корреспонденту газеты «За кадры» профессор ответил на вопросы, что же такое успех для ученого, как его добиться и должны ли ученые учиться доступно рассказывать о результатах своей работы.

- Вадим Семенович, вы говорите, что всегда знали, чем хотите заниматься. Чем вас так вдохновила наука и продолжает вдохновлять?

- Моя личная мотивация - желание изменить существующие представления в науке. Конечно, в детстве мне просто нравились камни. В юности хотел путешествовать, спать в палатках, песни под гитару петь. Потом это все перешло уже в серьезную привязанность и желание перевернуть науку. И тут перестройка… Многие ученые уходили в бизнес. Но я все равно выбрал науку, только пришлось искать работу уже за рубежом. И там, в Австралии, я понял, что с нашим образованием и желанием строить светлое будущее ни один иностранец не может конкурировать. Вот этого идеализма я сейчас не вижу в молодых ученых ни в России, ни за рубежом.

С 2016 года я работаю по гранту Российского научного фонда. Вместе с коллегами мы ищем объяснения, как образуются месторождения золота в активных вулканических областях вроде Камчатки. По условиям гранта в коллективе должно быть много молодых ученых. И вот с ними проблема: у них мало интереса к науке.

Сейчас у меня как раз такое турне - от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга. Я читаю лекции, знакомлюсь с молодыми исследователями, ищу кандидатов для участия в проекте. Пока, по сравнению с другими регионами, в Сибири мне нравится.

— А сейчас можете сказать, что какое-то положение в геологии вам все-таки удалось перевернуть?

— Да. Например, самое крупное в мире месторождение платины в Южной Африке, супергигантское месторождение урана, меди, золота в Австралии образовывались не так, как написано в учебниках. Я предложил альтернативную точку зрения, основанную на фактах, а не на умозрительных умозаключениях. Здесь дело в том, что многие теории в геологии создавались давно, когда не было еще таких высокоточных приборов. Живут же теории очень долго, они не опровергаются, потому что выдвинувшие их специалисты имеют последователей, работают над ними десятилетия. Поймите, это очень жестоко - признать, что последние 20–30 лет ты работал не в том направлении.

— А вы бы смогли признать, что, как ученый, были не правы?

— Со мной такое было. Я в собственной публикации признавал, что ранее ошибался. И ничего страшного в этом нет. Ведь наука — это поиск. У нерешительного нет шансов.

— Тогда что такое успех для ученого?

— Успех — это быть в своей научной области лучше всех. Мне довелось поработать под руководством Александра Владимировича Соболева, ныне академика РАН. Вот он успешный ученый. Его знает весь мир. Да, он публикуется раз в три года, но в Nature или Science.

— Какими профессиональными или даже личными качествами должен обладать молодой ученый, чтобы когда-нибудь достичь таких высот?

— Во-первых, нужен хороший английский. Нужно на нем читать, писать и говорить, чтобы быть частью современного научного мира. Я рецензирую много статей российских коллег, и язык оставляет желать лучшего. Писать сначала на русском, а потом переводить на английский - это неверный путь. Здесь же просто другая логика языка! Во-вторых, нужен хороший научный руководитель. Это и мотивация, и финансирование исследований, и первоначальные идеи, которые могут и не приходить в голову молодому человеку, потому что он просто не владеет всем объемом знаний по теме. И важно встретить хорошую супругу, которая понимает и поддерживает. Я серьезно. Семья, стремление ее обеспечить, — это тоже очень хорошая мотивация.

— Так все-таки какая, по-вашему, самая лучшая мотивация для молодого ученого? Деньги — это хорошая мотивация? Достаточно ли ее для научного прорыва?

— Я думаю, что амбициозность важнее. Изначально молодые люди должны думать о том, чтобы перевернуть мир, в них должна быть какая-то научная революционность. У нерешительного человека в большой науке нет шансов. Он может стать администратором или сидеть за прибором. Но это не успех. А будут научные результаты - будут и деньги.

— А есть ли шанс на успех в большой науке у ученого-одиночки? Или без мощного коллектива никуда?

— Интересный вопрос. Мне вот скучно одному. И всегда нужен «адвокат дьявола» — человек, который просто все перевернет в твоих суждениях, поможет взглянуть на проблему под другим углом. Ведь истина рождается только в спорах. Конечно, в науке есть одиночки, но они, как правило, работают в очень узкой нише, в одной теме много лет.

Популяризировать и учиться

— Хотелось бы затронуть тему популяризации науки. Должен ли ученый думать о популяризации результатов своей работы, учиться рассказывать о своем предмете исследований доступно и интересно не для своих коллег, а для менее подготовленной аудитории?

— Думаю, что да. Вот что смешно: российские средства массовой информации не пишут о российской науке, а занимаются перепечаткой того, что сказали другие, иностранные, агентства о зарубежных исследованиях. Странно как-то. А лично мне бы хотелось поучаствовать в таких проектах по популяризации научного знания.

— Вы часто рецензируете научные статьи своих коллег, в том числе из России. Какие проблемы вы видите в работах молодых соотечественников?

— Могу отметить два момента. Первое — в статьях, которые я вижу, часто проблемы с логикой повествования. Авторы плохо формулируют предмет своего исследования, плохо пишут введение. Второе — плохо знают английский. Мы с вами сегодня это уже обсуждали. И здесь дело не только в самом языке. Авторы плохо ориентируются в том, что уже в мире опубликовано на эту тему.

— Как, по-вашему, решить эти проблемы? Это просто придет с опытом?

— Нет, надо целенаправленно учиться писать статьи. Смотреть лучшие образцы, прорабатывать свои тексты, пользоваться специальными курсами.

Справка

Вадим Каменецкий окончил Московский госуниверситет. Сегодня профессор работает в Университете Тасмании (Австралия), имеет индекс Хирша 48 (в базах данных Scopus и Web of Science, а в системе Google Scholar?- 58). Является ведущим специалистом в области петрологии и геохимии магматических расплавов, а также рудообразования и эволюции металлонесущих флюидов.

Научные достижения профессора отмечены несколькими премиями. Наиболее значимые из них: премия ректора Университета Тасмании за выдающийся вклад в международные исследования и премия Фридриха Вильгельма Бесселя от Фонда Александра Гумбольдта (Германия.) По количеству публикаций и цитирований за последние 10 лет входит в 0,3?% лучших исследователей в области геологии (по данным Clarivate Analytics).

Беседовала Александра Лисовая