Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Пётр Чубик: «Мы видим свою задачу в подготовке инженеров на вырост»

В ТПУ прошел IV Съезд инженеров Сибири

На пленарном заседании «Национальная технологическая инициатива: состояние, проблемы, перспективы», которое прошло в рамках IV Съезда инженеров Сибири, Пётр Чубик рассказал о том, как реализуется в Томском политехе система инженерного образования (полный текст выступления — на сайте tpu.ru). Среди спикеров мероприятия также были полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло и губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Всего в съезде приняли участие более 400 человек – представители 50 предприятий Сибири, сотрудники и преподаватели 15 вузов России, представители исполнительной и законодательной власти.

Пётр Чубик начал свое выступление с замечания, что сегодняшние студенты и завтрашние выпускники будут работать и в 2060 году. Сегодня никто не может сказать, каким тогда будет мир, ведь скорость происходящих изменений беспрецедентна. Как бы грамотно ни прогнозировались потребности рынка завтрашнего дня, действительность все равно смелее всех прогнозов. И ответственность университетов состоит в том, чтобы заложить в своих выпускников такие базовые ценности и компетенции, которые сделают их успешными в течение всей трудовой деятельности. При этом отечественная система подготовки инженерных кадров сегодня, по мнению Петра Чубика, во многом ориентирована на текущие, а не перспективные потребности экономики. Ректор подчеркнул, что ТПУ — один из первых в России начал кардинально менять систему подготовки инженерных кадров.

«Все поступившие в вуз в течение первых двух лет обучения проходят через Школу базовой инженерной подготовки. Основные задачи этих лет: обеспечение глубокой фундаментальной подготовки, формирование soft skills — гибких надпрофессиональных навыков и развитие базовых и профессиональных цифровых компетенций, а также освоение английского языка до уровня, подтвержденного сертификатом. В условиях нарастающей глобализации — это необходимое условие», — отметил Пётр Чубик.

ТПУ проповедует индивидуальное обучение. По словам ректора, несмотря на высокие средние баллы ЕГЭ поступающих на первый курс, стартовая позиция у всех очень разная.

«На входе мы всех первокурсников тестируем с помощью специальных контрольно-измерительных материалов, и в зависимости от уровня знания дисциплины, распределяем их, независимо от направления подготовки по разным потокам, с разным уровнем преподавания этой дисциплины. В будущем для каждого первокурсника будет формироваться исходный цифровой профиль его компетенций и по мере набора данных искусственный интеллект будет помогать формировать студенту его индивидуальную образовательную траекторию. Цель этой траектории одна — за два года вывести каждого на максимум учебных достижений. Чтобы это осуществить, нам нужны онлайн-курсы самого разного уровня: для продвинутых, для имеющих особенности здоровья, для недостаточно хорошо владеющих русским языком и других. И мы это сделаем», — сказал ректор.

Еще одно нововведение в ТПУ — отказ в течение первых трех семестров от промежуточных аттестаций — сессий. Оценка уровня знаний проводится Центром оценки качества образования путем текущего тестирования студентов. В конце четвертого семестра студентов ждет комплексный экзамен (ГИА).

«Два последующих курса, — сказал ректор ТПУ, — мы условно называем "спецбакалавриатом", его студенты проходят в инженерных школах. При переходе в спецбакалавриат у студентов есть возможность при наличии вакантных мест поменять первоначально избранное направление подготовки (я называю это первой степенью свободы). Еще одна особенность — в спецбакалавриате студент осваивает выбранную им при поступлении или при реализации первой степени свободы основную образовательную программу плюс дополнительную персональную междисциплинарную образовательную траекторию из программ других инженерных направлений».

Продолжая свое выступление, Пётр Чубик отметил, что особо важно, чтобы уже со студенческой скамьи будущие инженеры не боялись меняться и менялись под воздействием не только внешних обстоятельств, но и своих внутренних побуждений, ведь заниматься нелюбимым делом — это каторга! Учиться придется всю жизнь, каждый день.

Далее ректор рассказал, какое право на выбор имеют студенты в спецбакалавриате (вторая степень свободы). Это может быть майнор, или по-русски — специализация (все шесть дисциплин из другого конкретного направления подготовки), а может быть и набор дисциплин из разных направлений подготовки. Или майнор из трех-четырех дисциплин плюс отдельные дисциплины. Выбор — за студентом. «Сегодня — отметил ректор, — это дает возможность выполнять выпускные квалификационные работы в виде командных проектов, объединяющих студентов разных направлений подготовки и школ. Для подготовки их к проектной деятельности еще в первом семестре им читается дисциплина "Введение в инженерную деятельность" и четыре семестра подряд — дисциплина "Творческий проект". Это сегодня. А завтра у каждого нашего выпускника будет свой уникальный набор компетенций и соответствующий бонус на рынке труда».

Кроме этого, Пётр Чубик рассказал о магистратуре в ТПУ. Магистратура в понимании политехников — это не продолжение бакалаврских программ, а самодостаточные образовательные программы, которые предпочтительнее реализовывать в сотрудничестве с научно-образовательными и индустриальными партнерами, что позволяет добирать необходимые компетенции, которые не может дать университет. ТПУ уже сегодня реализует 18 уникальных сетевых междисциплинарных магистерских программ, на выпускников которых есть спрос с первого курса. У выпускников бакалавриата при поступлении в магистратуру ТПУ есть две степени свободы. Первая — не обязательно выбирать программу из того же направления подготовки, что и бакалаврская. Вторая степень свободы — это возможность выбрать тип магистратуры, которая может быть технологической, исследовательской или предпринимательской.

При этом в ТПУ понимают, что из-за высокой динамичности технологических рынков жизненный цикл магистерских программ составляет один-три выпуска, их необходимо регулярно обновлять и перестраивать, и в вузе готовы к этому.

«Мы видим свою задачу в подготовке инженеров на вырост, с такими личностными, базовыми и профессиональными компетенциями, которые позволят им не только быть востребованными на сегодняшнем рынке труда (с этим нет проблем), но и быстро адаптироваться к технологическим изменениям, успешно решать инженерные задачи завтрашнего дня, обеспечивать новые технологические прорывы», — подчеркнул ректор.

Для решения этой задачи в Томском политехе пошли на серьезные структурные перемены. Первые итоги показывают, что вуз идет правильной дорогой, к вузу резко возрос интерес со стороны промышленных компаний, причем не только отечественных, но и зарубежных. Только с начала этого учебного года, за неполные три месяца, к ТПУ проявили интерес, в том числе с подписанием соглашений о сотрудничестве: «Сургутнефтегаз», «Росэлектроника» и «Микрон», «Страховой дом «ВСК», Международный научный комплекс «Астана» (Казахстан), HUAWEI, международная компания ABB, китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) и другие. «Я не склонен утверждать, что предложенная нами система трансформации инженерного образования является универсальной для всех инженерных вузов страны. Мы во многом опираемся на традиции и накопленный потенциал ТПУ — старейшего инженерного вуза в азиатской части России. Но в рамках НТИ мы могли бы предложить себя в качестве исполнителей пилотного проекта с условным названием "Инженеры будущего"», — подытожил свое выступление ректор ТПУ Пётр Чубик.