Как малое инновационное предприятие ТПУ «Сибтест» стало «агентом» Роскачества
В КОНЦЕ АВГУСТА ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СИБИРЬ-ТЕСТ» («СИБТЕСТ») — МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА — УСПЕШНО ПРОШЕЛ КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РОСКАЧЕСТВА И С ЭТОГО ГОДА НАЧНЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПО ЗАКАЗУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ. ПЕРВЫЕ ДОГОВОРЫ УЖЕ ПОДПИСАНЫ. ВПЕРЕДИ — НОВЫЕ КОНТРАКТЫ. ОТМЕТИМ, ЧТО РАБОТА С РОСКАЧЕСТВОМ ГОВОРИТ О НАДЕЖНОЙ РЕПУТАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ. ДОБАВИМ, ЧТО ТОМСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕЕТ СЕГОДНЯ СЕТЬ ЗАКАЗЧИКОВ ПО ВСЕЙ РОССИИ — ОТ ЕВРОПЫ ДО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ПОЧЕМУ МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТПУ ПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЬШИМ СПРОСОМ, МЫ ПОСТАРАЛИСЬ ВЫЯСНИТЬ В ХОДЕ ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ «СИБТЕСТА» НИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ МОРДВИНОВОЙ.
Испытательный центр «Сибирь-тест» осуществляет свою работу на базе Томского политехнического университета вот уже почти восемь лет. Область аккредитации испытательного центра включает обширный список различной продукции: пищевые продукты и БАДы, вода (питьевая, бутилированная, водопроводная, из скважин), почвы и грунты, масла (эфирные, растительные, парфюмерные), лакокрасочная продукция, упаковка, посуда, лесохимия (древесно-стружечные плиты, тара, спички, обои, гранулы, пергамент и др.), стройматериалы, бытовая химия (средства личной гигиены), легкая промышленность (школьно-письменные товары, изделия ухода за детьми, игрушки и т. д.), оборудование детских игровых площадок и многое другое.
— Наша лаборатория — единственная независимая в Томске. Другие — государственные. Следовательно, они имеют право не только тестировать продукцию, но и наказывать ее производителей за нарушения. А это значит, не каждый производитель туда осмелится обратиться, если чувствует, что в его производстве что-то не в порядке. Скорее, он придет туда для получения различных сертификатов качества. Мы же являемся единственным в городе независимым центром проверки качества. Исследования, проводимые на базе «Сибтеста», носят конфиденциальный характер. Поэтому если в производимой или заказываемой продукции есть какие-то нарушения, люди обращаются к нам, чтобы найти причину нарушений и устранить ее, — рассказывает Нина Мордвинова.
Молоко без молока
Директор «Сибтеста» отмечает, что чаще всего в испытательный центр на проверку приносят такие продукты, которые наиболее популярны у фальсификаторов.
— У нас в России фальсификации одни и те же, — вздыхает Нина Михайловна. — Основные — это алкоголь, молочная продукция, кондитерские изделия, колбасы. Сегодня подделывают чаи, кофе и многое другое. С каждым годом этот список растет. Возьмем, к примеру, молочную продукцию. Если раньше главным «подозреваемым» на наличие недопустимых добавок было масло (его фальсифицировали растительными жирами), сейчас фальсифицируют почти все. Недавно один томский детсад, у которого фирма из другого региона выиграла по дешевизне тендер на поставку молочной продукции, отправил нам на проверку творог, сметану, молоко и сливочное масло. Все эти продукты оказались фальсифицированы, причем до такой степени, что в их составе вообще не было животных жиров — только растительные.
Она отмечает, что самая популярная растительная добавка — пальмовое масло. Оно бывает высококачественным и техническим. Высококачественное даже полезно для диетического питания. Но оно и дороже. Поэтому, в фальсификаты чаще добавляют в сырье вредное техническое пальмовое масло, содержащее окисленные жиры, которые очень канцерогенны. Они попросту сжигают печень. — Если употреблять продукты с таким ингредиентом постоянно, через определенное время есть большая вероятность получить цирроз, — резюмирует Нина Мордвинова. — Эффект от регулярного употребления технического пальмового масла на печень более разрушителен, чем от употребления алкоголя. И самое страшное, что без экспертизы эту добавку никак не выявить. Пальмовое масло бесцветно, не имеет запаха. Несведущий во вкусовых особенностях продукта человек ничего и не заметит.
— Кроме того, — продолжает директор испытательного центра, — Из-за фальсификатов страдают не только потребители, но и другие производители. Например, производители мороженого, к которым вместо сухого молока могут поставить сухую сыворотку. И тогда произвести мороженое нормальной консистенции не получается, в итоге тонны продукции отправляются на свалку. Есть среди фальсификаторов, условно скажем, «добросовестные» ребята, которые хотя бы не вредят потребителю, — разбавляют продукт сырьем, не приносящим вреда здоровью. Но есть ведь и настоящие вредители, которые разбавляют продукт опасными для жизни и здоровья «ингредиентами». Например, если добавить в вино воду и невредные пищевые красители, оно превратится просто в винный напиток. А если его разбавить техническим этиловым спиртом, оно станет настоящей отравой для потребителя. Именно такие подделки представляют наибольшую опасность.
Не пойман — не вор
Как Шерлоку Холмсу, современной лаборатории нужно уметь распознать фальсификатора, который становится все виртуознее и хитрее. — Иногда тестируешь продукты и понимаешь, что среди поставщиков сырья тоже «ученые», которые придумывают «инновационные» способы, как обмануть не только покупателя, но и контролирующие органы. Порой замаскируют вредные ингредиенты так, что фальсификат будет соответствовать ГОСТу, — говорит Нина Михайловна. — К сожалению, сейчас в сфере пищевой продукции обман стал явлением повсеместным. Никому нельзя доверять. Даже проверенные поставщики могут обмануть ваше доверие. После того, как выявлена фальсификация, мы часто слышим от производителей: «Да как же так? Мы же с этим поставщиком много лет работаем! Это же авторитетная фирма из Москвы...». Тем не менее факт остается фактом: проверять нужно всех. Мы удовлетворены своей работой именно потому, что помогаем выявлять таких нарушителей и делать наши товары лучше. Допустим, один заметный в нашем городе производитель хочет добиться качества своей продукции, но не получается. Он приносит к нам на исследование сырье, мы говорим, что в его составе 90 % нарушений. Он отправляет сырье назад поставщику. Тот поставляет новую партию. Заказчик снова проверяет сырье. Содержащихся в нем фальсификатов уже 50 %. Когда производитель начинает приносить сырье на проверку каждый день, этот процент становится еще меньше. Затем мы с заказчиком устанавливаем график и проверяем, к примеру, каждую 10-ю партию. Под строгим контролем сырье становится значительно лучше. Но стоит прекратить проверки — процент нарушений через какое-то время опять возрастет.
Нина Мордвинова отмечает, что в Томске чаще всего претензии возникают именно в адрес поставщиков привозной продукции. — Томск своими пищевыми продуктами по праву может гордиться. Наши производители молочной продукции, к примеру, имеют собственные лаборатории по контролю качества и к тому же регулярно проводят дополнительную независимую экспертизу. Я считаю, так и должно быть. В своем регионе просто должно быть стыдно производить некачественный продукт. А вот что касается привозной продукции из других регионов — здесь часто встречаются различные нарушения и фальсификации, — говорит директор «Сибтеста». — В области аккредитации продукции легкой промышленности — одежды, посуды, различной тары, бытовой химии и т. д.— тоже масса своих нюансов. Например, посуда может быть не того состава, который заявлен в ее описании, детская одежда состоит не из хлопка, а из синтетики, в химическом средстве содержатся опасные для здоровья вещества... Особенно востребована услуга проверки упаковок для тех или иных товаров, так как от некачественной упаковки может пострадать весь производимый продукт. Образцы легкой и пищевой промышленности нам присылают из центральной части России, Сибири, Дальнего Востока.
Для вычисления фальсификатов и создания методик для проверки новых продуктов в лаборатории используют методы высокоэффективной жидкостной и газовой хроматографии, а также совершенно новые, не имеющие аналогов, методики, разрабатываемые сотрудниками «Сибтеста» совместно с учеными ТПУ. Например, методики проверки количественного содержания в продукте особенных компонентов растительного или животного происхождения, которые по стандартным методикам можно установить только качественно, такие как некоторые витамины, красители, растительные добавки. Но точное их количество установить не всегда возможно. В «Сибтесте» можно определить тот или иной компонент в граммах, миллиграммах и даже микрограммах.
Стандарты для нестандартных продуктов
Но главное, что отличает «Сибтест» от многих других лабораторий, — решение специфических, нестандартных вопросов. — Бывают случаи, когда стандартными методами не установишь каких-то показателей, которые требуется узнать заказчику. Например, в области тех же фальсификатов случаи бывают единичные, не попадающие под общие правила. Или, к примеру, сейчас производители, если написали на упаковке, что их продукт содержит энное количество витаминов, калорий, жиров, углеводов, должны это подтвердить в лаборатории. Наша лаборатория — одна из немногих в стране, которая может проводить такую проверку. К нам в центр по этому направлению обращаются производители со всей Сибири, — объясняет Нина Михайловна.
Еще одна «фишка» «Сибтеста» — создание методов контроля качества новой продукции, для которой еще не сформировано ни государственных стандартов (ГОСТов), ни каких-либо других методов проверки.
— Только 1/6 часть тестируемой нами продукции — стандартные продукты, подлежащие проверке по ГОСТам. Основная же масса — совершенно новые продукты, для проверки которых даже методик еще не существует. И здесь, в «Сибтесте», мы сами создаем такие методики, — говорит Нина Мордвинова.
Есть ГОСТы на испытание различных видов продукции — молока, кофе, чая и т. д. Но ведь производитель может выпустить и нетрадиционный напиток. Допустим, «Кедровое молочко». Это новый продукт, ГОСТа для его проверки не создано, слепо применить к нему стандарт, относящийся к проверке того же молока, уже нельзя — компоненты там совсем другие. И вот в таком случае производитель обращается за помощью в «Сибтест».
— Мы отрабатываем методики проверки для таких продуктов. Когда новая методика сформирована, мы передаем ее производителю. Тот вносит ее в технические условия к новому продукту, и в дальнейшем наша методика используется для контроля качества этого товара, передается производителем в другие лаборатории для оценки качества, — объясняет директор «Сибтеста». — Конечно, это очень ответственная работа. Я считаю, что только предприятия при научных учреждениях могут ей заниматься. Ведь, помимо основного штата (порядка 30 сотрудников), у нас на договорной основе работают и сотрудники ТПУ — мы консультируемся с профессорами, учеными. Если посчитать, у нас в два раза больше внештатных сотрудников. Ведется тесная работа с химиками, физиками и представителями других направлений. Работают у нас и молодые ученые, аспиранты. На базе нашей лаборатории они защищают диссертации. Томский политех, являющийся, к слову, нашим главным учредителем, — мощная поддержка в этом отношении.
В том числе благодаря такому тесному сотрудничеству в августе этого года «Сибтест» стал одним из партнеров некоммерческой организации «Российская система качества» (Роскачество).
Перед тем как попасть в список партнеров Роскачества. лаборатории и сами проходят серьезную проверку на уровень проводимых ими работ. И то, что «Сибтест» оказался в числе лабораторий — партнеров организации, говорит о высоком уровне выполняемых малым инновационным предприятием ТПУ работ.
Виталина Михетко
Роскачество — единственная в России национальная система мониторинга, сравнительных испытаний и подтверждения качества товаров и услуг, созданная государством при участии крупнейших научно-исследовательских институтов, лабораторий, экспертных отделов федеральных ведомств. Роскачество сотрудничает с наиболее компетентными независимыми российскими лабораториями по всей стране.